Когда мы объявили в Facebook нашим читателям о том, что готовы задать их вопросы Дмитрию Шоломко, директору Google в Украине, то нас попросили спросить об украинских дудлах, легендарных офисах Google и о том, как попасть к ним на работу. О дудлах и офисе я спросила, а о работе не стала – Дмитрий уже неоднократно отвечал на этот вопрос другим изданиям, что желающим необходимо лишь выбрать позицию и отослать свое резюме.
О том, почему Украины нет в Google Play, как растет локальный рынок контекстной рекламы, что такое SEO и когда украинские медиа будут больше зарабатывать на YouTube – в интервью Дмитрия Шоломко «Редакторскому порталу».
Дмитрий, после популярности дудла о мультфильме Владимира Дахно о казаках, хотелось бы вас расспросить об украинских дудлах…
- Через дудлы Google заявляет свою причастность к рынкам, на которых работает. Это история об уважении к рынкам, людям, истории, культуре – и она для Google абсолютно нормальная. Для нас самих это интересная задачка, потому что когда мы ищем дудлы, то прорабатываем много материала.
Дудлы бывают разные – глобальные и региональные. Пока что глобальных дудлов об Украине мы не делали. Зато были очень интересные региональные дудлы – например, к юбилею Владимира Вернадского, первой публикацииСтанислава Лема, а последний дудл, посвященный мультфильму Владимира Дахно про казаков, имел ошеломительный успех. Мы его показали в шести странах. Кстати, этот дудл еще очень сильно зацепил людей внутри Google – мне, к примеру, было приятно узнать, что глава отдела европейского маркетинга смотрела наш мультфильм на YouTube с детьми, после того как увидела во внутреннем отчете наш дудл. У нас был еще дудл про Сковороду – он не имел такого успеха, как про казаков, но зато вызвал волну благодарственных писем. В общем, к сожалению, мы не можем делать это часто для Украины, но мы любим придумывать дудлы – это увлекательнейшее занятие.
Об офисах Google рассказывают легенды. Когда в Украине будет такой же офис, как в Нью-Йорке, например?
- «Как в Нью-Йорке» – это 5 этажей и 2 тысячи сотрудников… С точки зрения масштабов и влияния на экономику – наверное, никогда. С точки зрения эстетики и корпоративной культуры – посмотрим. Это будет зависеть от того, как рынок будет расти. Пока что нам еще нужно доказать кое-что самим себе и Google.
А что вам нужно доказывать Google? И вообще – каковы перспективы офиса в Украине?
- За последний год украинский офис значительно вырос – теперь нас 16, и мы продолжаем расти. У нас довольно большое количество партнеров по разным направлениям – и по развитию сети, и по контенту, и партнеров, использующих наши сервисы. Понятно, что мы будем продолжать всем этим заниматься. Но чтобы предоставлять большее количество сервисов, необходимо, чтобы мы подросли вместе с рынком. У нас темпы прироста неплохие – Украина один из самых быстро растущих рынков. За 6 лет, что мы работаем в Украине, наши доходы выросли в 45 – 50 раз.
А в абсолютных цифрах?
- Абсолютных цифр по локальным рынкам мы не называем никогда. Мы публичная компания и объявляем лишь консолидированные данные. Есть рынки, по которым существуют цифры, но их дают независимые экспертные компании – мы их не подтверждаем, но и не опровергаем.
Для издателей, которые начали развивать мобильные приложения, является проблемой то, что Украина не входит в круг стран, которые могут зарабатывать в Google Play, поэтому чтобы продавать свои приложения нашим приходится регистрироваться через другие страны. Когда будет решена эта проблема?
- Это не один вопрос, а целый клубок, который приводит к тому, что Украина отсутствует в Google Play.
Смотрите, первый комплекс проблем связан с тем, что в Украине до сих пор не решен вопрос внебанковских платежных систем. А Google Play использует как раз такое решение. Легально использовать такую платежную систему в Украине нельзя. Соответственно нельзя платить украинским издателям. Когда это решится – вопрос не к Google, а к украинскому законодательству.
Вторая проблема связана с развитием мобильных технологий. Во многих странах мобильный трафик уже опережает интернет. Потому что и планшет, и смартфон – это более серьезный девайс, чем компьютер, у него намного больше дополнительных сервисов, поэтому и трафик во всем мире становится все более и более мобильным. Чтобы у нас, как и у всего мира, трафик тоже становился мобильным, необходимы коммуникации хорошего качества. Но поскольку в Украине до сих пор не пролицензировано 3G и качество мобильного интернета продолжает желать лучшего, количество пользователей не такое большое, чтобы был смысл что-то делать отдельно для Украины. Я не могу говорить за весь Google, но по крайней мере подразделение Android, которое находится внутри Google, хотя и очень-очень независимо, уделяет внимание тем рынкам, где уже есть миллионы пользователей 3G. Пока у нас такой цифры нет. И не будет, пока не будет хороших коммуникаций. Поэтому внимание к Украине со стороны нашей мобильной команды пока очень низкое.
Все, что может сделать украинский офис, это на своем патриотическом настрое, используя наши официальные связи внутри Google, решать какие-то важные вещи. Например, запускать мобильные аппликации Google для Украины – проекты, связанные с картами, Street View, Навигация, Картограф (Map Maker), тот же YouTube, Gmail, поиск. Мы неоднократно проводили переговоры с нашей официальной командой и убеждали их, что эти вещи надо запустить.
Но при текущем состоянии коммуникаций делать сейчас платные аппликации для Украины, наверное, смысла мало. Просто потому что их мало кто будет покупать. Во-первых, как я сказал, из-за неразвитости каналов коммуникации, во-вторых, из-за малого проникновения планшетов, которые являются главным девайсом при работе с мобильными приложениями. Если цифры проникновения планшета по стране 0,3%, то о чем речь? Более того, раз мало планшетов, то люди мало пользуются даже бесплатными приложениями. По нашей просьбе компания TNS проводила исследование активности населения по использованию мобильного интернета – Украина одна из самых отсталых в Европе. Но при этом некоторыми аппликациями Украина пользуется также активно, как и Европа – например, картами и поиском магазинов.
Как украинский офис Google инициируете ли вы со своей стороны изменения в законодательство? Работаете ли вы в этом направлении?
- Три месяца тому назад мы пригласили в компанию policy менеджера, в компетенцию которого входят и эти вопросы.
Вы упоминали о том, что открытие сервиса мобильных аппликаций потребовали от вас усилий в переговорном процессе. Почему понадобилось убеждать? Разве ваши аргументы не очевидны?
- Первые Android’ы, которые появились в стране, были с закрытым Android Market (теперь Google Play), потому что Украина казалась для наших специалистов страной с большими бизнес рисками. У нас ушло пару лет на то, чтобы убедить наших коллег из другого департамента. Я думаю, одно из достижений киевского офиса, что для Украины эти сервисы были открыты.
Как вы комментируете судебную активность европейских издателей, в частности решение немецкого суда о «налоге на Google»?
- Решение, о котором вы говорите, уже отменено в апелляции. Но если говорить о проблеме в общем, то здесь должен быть здоровый баланс между желанием издателей заработать деньги и пониманием, что нужно пользователям. В интернете 100% защитить информацию от распространения невозможно. Как бы мы ни старались. Интернет – открытая сеть, и все, что на ней опубликовано через какое-то время становится доступно всем. Хотите вы того или нет. Поэтому придется договариваться.
На мой взгляд, многие компании, особенно небольшие, страдают от того, что ограничивают распространение своих новостей. Поэтому повторю: необходим здоровый баланс между тем, что компания готова отдать за свое продвижение и что она хочет сохранить в эксклюзивном доступе, чтобы заработать деньги.
Если издатели не хотят распространения своих новостей, то у них есть механизм блокирования индексации своих новостей алгоритмами Google. Но они же этого не делают. Почему? Потому что им наверняка нужен трафик. Вот тут мы вплотную подходим к вопросу баланса: чтобы что-то заработать, надо что-то отдать. Замечу, что вряд ли этот баланс будет установлен быстро и тем более надолго – интернет слишком быстро развивающаяся среда и стабильности в ней не наблюдается. Чем все закончится в итоге – не знаю.
Что вы думаете по поводу оптимизации сайтов (SEO)?
- У меня к SEO отношение смешанное. SEO – это попытка воспользоваться якобы знанием того, как работает Google. Но, поймите, внутри Google об этом знает максимум 5 человек. Мы называем это black box - «черный ящик». Алгоритмы постоянно меняются. Возможно ли заработать на том, что постоянно меняется? Сомнительно. Алгоритмы, которые мы запускаем последнее время, достаточно жестко работают, и, я понимаю, что со стороны специалистов по SEO может быть, скажем мягко, недовольство по отношению к Google.
Мое личное мнение: Google создан как механизм, который отражает цифровую действительность. Зеркало. Если на зеркало пытаются влиять, да еще и не всегда корректными способами, то это плохо. Со своей стороны мы обучаем веб-мастеров тому, чтобы их сайт корректно отображался в поисковой выдаче Google, у нас есть для них специальный сайт. А с SEO-специалистами мы не работаем принципиально.
Как изменился рынок контекстной рекламы в Украине?
- Рынок объективно растет. Что я наблюдаю: сейчас активно пошел в интернет малый и средний бизнес. Это самая главная тенденция – у нас самый большой прирост дохода по сегменту малого и среднего бизнеса. Картина такова: люди, которые 2 – 3 года назад осваивали интернет как частные пользователи, сейчас активно овладевают им как бизнес-средством. Так происходит не только в интернете, но и на других рынках. Вспомните, сначала был бум мобильных телефонов, а потом началось оживление в сопутствующих сегментах – продаже мобильного контента, аксессуаров и т.д. Здесь то же самое. Рост малого и среднего бизнеса превышает рост крупных компаний в наших сервисах. Большие клиенты – какими были, такими и остались. Они ориентированы в первую очередь на экспорт – производят здесь либо софты, либо сервисы, которые продают за границу.
Насколько активны агентства на этом рынке?
- Агентства – это наши очень важные помощники. За 5 – 6 лет мы успели поработать, наверное, с десятком агентств, некоторых уже давно нет на рынке. В прошлом году мы провели семинары в 10 городах Украины для агентств о наших инструментах – что они могут от нас получить, что мы бы хотели получить от них. После этого мы получили хороший эффект, что означает: рынок еще не насыщен, на нем еще можно заниматься всем.
А по медиарынку, новостным СМИ, какие вы наблюдаете тенденции?
- К СМИ мы относимся не как к клиентам, а как к партнерам. Мы их учим правильно осваивать интернет и пользоваться нашими инструментами – у нас есть масса бесплатных средств, которые мы не то что бы продвигаем, а предлагаем использовать.
Тот же YouTube, который мы официально запустили в Украине в декабре 2012-го года. Нам удалось в течение нескольких недель после официального анонса подписать партнерские соглашения с каждым крупным ТВ-вещателем.
Единственное, о чем я пока не хочу говорить – о Google News, потому что это наша болевая точка. Там сейчас перестраивается команда, и в связи с этим те проблемы, которые есть у нас на рынке, мы пока решить не можем.
Что касается YouTube. Сейчас ситуация такова, что СРМ (цена за тысячу показов) за видеорекламу наYouTube значительно ниже, чем на собственном плеере издателя у него на сайте либо ВКонтакте. С чем это связано и будет ли расти стоимость украинской видеорекламы на YouTube?
- Это аукцион. Мы никак на него не влияем. Поскольку мы запустили проект пару месяцев назад, то количество рекламных денег в самой системе пока недостаточно, чтобы аукцион развивался и дорожал. Этот инструмент пока только осваивают и цена, соответственно, будет расти: если вы посмотрите на YouTube, то там становится все больше и больше украинского контента и украинской рекламы.
Тут есть другая опасность: когда цена сильно вырастет, то это может стать неинтересным рекламодателю – тогда система начнет сама себя регулировать. Но до этого момента, думаю, далеко.
Сейчас наша главная задача – собрать на этой площадке как можно больше интересного украинского видеоконтента. Мы подписываем договоры и обсуждаем те проекты, которые могли бы делать вместе с партнерами. Активно развиваем прямые трансляции – концертов и спортивных мероприятий. Из недавних проектов - прямаятрансляция презентации нового альбома Джамалы специально для YouTube зрителей, а также YouTube-трансляция всех мероприятий международного фестиваля клоунов «Комедиада-2013» из Одессы.
Бренд Google помогает развивать бизнес в Украине?
- Мне кажется, что к нам хорошо относятся. Вот, к примеру, после запуска Картографа Google в Украине качество наших карт, особенно в небольших городах, существенно улучшилось. И все это благодаря сообществу мап-мейкеров. Сейчас, благодаря их работе, быстро появляются новые мосты и дорожные развязки. Мы этих людей не искали, не заставляли работать, не платили им деньги. Люди сами решили, что это надо и делают. Более того, это коммьюнити так долго долбило Google на тему «дайте нам возможность улучшить ваши карты», что Google наконец-то отреагировал и выпустил сервис «Картограф» (Map Maker). Как по мне, это хорошо показывает отношение местных пользователей к Google.
Леся Ганжа