Экспансия столичных радиостанций в регионы – один из главных трендов последнего десятилетия в отечественном радиовещании. Радио в России, как повелось, пошло своим путем. В противовес локальности мирового радио мы явили миру крупнейшие радиосети. Понятия «сетевое вещание», «региональная сеть», «сетевой партнер» устойчиво закрепились в лексиконе столичных медиаменеджеров. Множатся победные релизы – очередной город присоединился к сети радиостанции такой-то. Собственное программирование, местные новости, свое производство, местные кадры – кажется, все это очень затратно, муторно, проигрывает в сравнении со столичными законодателями мод. И все же…
По данным Фонда независимого радиовещания, за минувший год количество радиостанций с собственным программированием увеличилось в России с 430 до 441. Более того, собственные сети сегодня строят не только столичные гранды. Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Волгоград в 2012 году стали новыми «точками роста» сетевого вещания. Тем интересней опыт тех, кто давно и прочно застолбил за собой репутацию лидеров регионального вещания. Знакомьтесь -«Радио Сибирь».
В течение трех ближайших дней на связи с читателями Радиопортала - президент и основатель сети «Радио Сибирь» Константин Зарембо, программный продюсер Сергей Градобоев (г.Томск) и программный директор Игорь Заверюха (г.Омск).
Два города. Три взгляда. Одно настроение — сибирское.
ЧАСТЬ II
ТОМСК: Художественный свист от радиосказочника
Радио – это, прежде всего, люди. Радиопортал продолжает знакомить своих читателей с одним из лидеров регионального вещания – «Радио Сибирь». Не случайно президент и основатель сети Константин Зарембо заметил, что программный продюсер Сергей Градобоев «заточен» под радио. Вот что сам Сергей рассказывает о себе, дав повествованию подзаголовок - «С художественным свистом»:
Сергей Градобоев, программный продюсер «Радио Сибирь»
«Расскажу профессиональную биографию. Предположительно она началась еще в родительском доме, когда в перерывах между школьными занятиями я «работал» на своем собственном «радио». В одной из комнат у меня была «студия», а в другой на стене висел динамик. И провода по коридору. Слушателей было...один. Я усаживал под колонку сестру с игрушками, сам убегал к микрофону и вещал.
Через пару лет, т.е. когда мне минуло 16, набравшись Бог знает чего, я завалился к программному директору кировского «Радио Мария» (ныне «Мария FM») и заявил, что у меня есть для него проект: программа о Космосе. Почему сразу не выгнали - не знаю. Выгнали, когда записали пилотный выпуск. Рекомендация была простой: попробуйте себя в чём-нибудь другом.
Через 4 года я был программным директором на этой станции.
Думаю, это получилось случайно. Через какое-то время после «космического» фиаско меня приняли репортером на новости: сидеть на телефоне. Посидев, начал бегать с диктофоном. Побегав, встал за микрофон в студии продакшн. Постояв, прочно засел в эфирке. А через год предложили программного директора.
Еще через год мне исполнилось 21, и я сел на поезд.
Прежде всего, хотелось попробовать по-другому жить. Я сменил несколько очень разных городов, а работа позволяла оплачивать эти эксперименты. Полтора года в крохотном городке Югорск на ТРК «Норд» ведущим теле- и радиопрограмм. Шаг влево, шаг вправо – тайга. На вокзале приезжающих встречает плакат: «Ни вы без нас, ни мы без вас. Навеки ваш, Тюментрансгаз!». Ультрасовременный технический комплекс в лесу – потрясающе. Дворцы и бараки. Блеск и нищета газодобытчиков.
Потом мы встретились в Сети с создателями «Радио Сибирь». Мне предложили программный отдел в новом филиале. Чита – это еще дальше на Восток. Поехали! Там, на краю Сибири, удивительно чистая природа и очень мало чистых голосов. Работать было трудно, как в долгой экспедиции за необычайно редкими сокровищами. Но кое-что добыть удалось!
Потом захотелось цивилизации. С какого-то перепугу я поехал за ней в Москву. До сих пор не знаю, что это было. Мне довелось работать на одной очень странной радиостанции звукорежиссером, а потом делать озвучку для компьютерных игр. Если когда-нибудь замаячит возвращение туда, то только с конкретным предложением о работе. Иначе коллегам ехать не советую. Наверно, прожив дольше и помыкавшись больше, я вернулся бы к работе на нормальном радио, но, встретив командированных в столицу коллег по «Радио Сибирь», вернулся на самое нормальное радио в Сибири.
С 2007 года живу в Томске. Работаю программным продюсером «Радио Сибирь» и одновременно программным директором нашего нового проекта «Кнопка FM. Сибирская танцевальная». Это самый интересный период в моей биографии. О нём, видимо, поговорим подробнее».
«Радио Рекорд», это было понято и принято нами сразу.
Однако с «Рекордом» в Томске возникли некоторые трудности. История и по сей день остается за гранью моего понимания, поэтому в детали вдаваться не буду. Просто в один чудесный летний день владелец частоты объявил, что через две недели у нас должно быть примерно такое же радио, но с именем, указанным в первых документах. Это имя было «Кнопка FM».
Я постарался сохранить все преимущества танцевального формата, но рад был исключить недостатки: присутствие чужой федеральной рекламы, слишком частую повторяемость треков и ограничения в выборе эфирного времени для наших собственных проектов. Вещание срочно перешло в режим трансляции из томской студии. И не должно было прерываться ни на секунду.
А мимоходом – год бурного становления. Нужно было начинать с самых элементарных вещей: проработки музыкального формата и собственных принципов программирования. Нам нужен был фирменный стиль, оформление эфира, даже просто логотип! Днем я сидел с новым музыкальным редактором, вечером тренировал будущих ведущих, ночью делал джинглы. Уверен, многие мои увлеченные коллеги могли бы просто мечтать о таком опыте!
Тихая революция на волне 101,3 FM в Томске прошла совершенно бескровно. Наши слушатели остались с нами. Мы действовали так аккуратно, что многие даже не сразу и заметили изменения. Сегодня «Кнопка FM. Сибирская танцевальная» – узнаваемый бренд, состоявшийся независимый проект. Мы сотрудничаем с томскими клубами, местными диджеями, коллегами из Питера, Москвы и Киева. Сейчас разрабатываем современный функциональный сайт, активно продвигаемся в социальных сетях. На молодом радио сегодня всё по-взрослому.
Кроме сказок
Сергей Градобоев озвучил к тому же множество аудиокниг. Да и сам он пишет сказки, как мы теперь знаем. Но возникло ещё несколько вопросов к нему уже как к программному продюсеру радио.
Ведущая Анна Штаничева в весеннем проекте «Лето, где ты?»
— Расскажите о своих проектах: например, о «Сибирской сказке», передаче «Игра в прятки». Какой из многочисленных проектов Вам особенно дорог? Может быть, есть особенная история создания какого-нибудь из них?
— У меня есть ощущение, что здесь, в своем городе, мы творчески более свободны, чем наши столичные коллеги. Такое впечатление складывается после общения с друзьями, оставшимися в Москве, и от просмотра федеральной ленты новостей о проектах в сфере радио. Причин тому тьма.
Не могу себе представить сегодня наш «РадиоФарш» в коммерческом fm-диапазоне столицы. То, что мы там делали, это за пределами коммерции. Хотя и заработать на том проекте удалось. Это был 17-часовой марафон, пожалуй, самых неожиданных и сумасбродных поступков, на которые только способны творческие люди. Грандиозный капустник, скажу без преувеличения, взорвал томский эфир. Рассказываю очень кратко, но просто представьте, что вы могли бы сделать за 17 часов эфира, следуя только одной задаче - удивить слушателя, имея при этом полную поддержку вашего руководства.
На день рождения «Радио Сибирь» мы каждый год проводим какие-то большие мероприятия. «РадиоФарш» пришелся на 17-летие. Уже через год мы провели «Ночь рождения»: отметили праздник натурально ночью, разыграв попутно 18 тысяч рублей. На 19-летие был «День везения» – прослушивание этого шоу принесло удачу нашим слушателям. 20-летний юбилей отмечали всю рабочую неделю: 20 часов эфира за 5 тематических дней. В этом году устроим такое шоу, какого никто и никогда даже не пытался провести в радиоэфире Томска.
Редкий праздник обходится без отражения в эфире. Игры, конкурсы, программы… Счет проектов только за мое время работы ведется уже на сотни. Можете представить, как трудно выбрать что-то для статьи!
Промоменеджер Арина Иванова в «День везения»
Пожалуй, самый добрый проект мы проводим под Новый год уже 4 года подряд. Называется «Сибирская сказка». Я пишу сценарий, приглашаем профессиональных актеров, наш звукорежиссер собирает музыкальный радиоспектакль, и мы просто дарим CD с готовой сказкой каждому, кто пожелает. Диски ожидают слушателей в офисе «Радио Сибирь» под новогодней елочкой. И никаких испытаний. Это просто подарок.
Из мелочей вспоминается программа на 1 апреля «Смехотерапия», где не было ведущего, не было шуток, не было ничего, кроме простого заразительного смеха на минутку-полторы. Просто невозможно слушать, не улыбнувшись!
На день матери мы проводили игру «Прятки», где дети угадывали своих мам по голосам (именно за неё Сергей и получил премию Попова — прим. автора). Технически не самая простая игрушка, но в результате некоторых ухищрений мы выводили в эфир одновременно ребенка и трех женщин, одна их которых – родная мама юного участника. Мы проверяли, правда ли, что родной голос самого дорогого человека на Земле ребенок не спутает ни с каким другим…Выяснили. Это правда!
Шеф-редактор новостей Светлана Нифонтова и журналист Артем Шаев на спортивном празднике «Велобум»
— Вы работали в разных городах. Почему решили осесть именно в Томске?
— Томск многим похож на мой родной Киров. Мне с детства комфортно в городах такого размера. В них еще не начались болезни миллионников. Но в то же время все необходимое для цивилизованной жизни уже есть. Конкретно в Томске уровень образованности жителей выше, чем в среднем по России, что задает приятный тон. Томск – город заряженный. Здесь процветает здоровый местный патриотизм, возникший совсем не без оснований.
«Томич» произносят с гордостью. Потому что есть у этого города имя, и оно было с ним всегда. Ни одного переименования за всю многовековую историю поселения! Для городов в стране с порубленной историей такое постоянство – уже ценность. Москвичам это, наверно, трудно представить: Москва – больше чем город, кто ж ее тронет! А вот уже петербуржцы, из тех, кто родился в Ленинграде, поймут, о чём я. Равно как и мои земляки из Кирова-Вятки-Хлынова. Да, пожалуй, и все, кто менял паспорт с советского на российский…
Словом, просто приятно, что меня и мою работу благосклонно принимает город, который сам чувствует себя особенным.
— «Уже неделю происходят внезапные многочасовые отключения радиостанций Томска от эфира. Делают цифровое ТВ. Именно днем, именно в прайм-тайм», — цитата с Вашей стены. Почему это происходило? Подробнее можно? Уже закончили установку?
— Передающие антенны всех fm-радиостанций Томска, в силу некоторых обстоятельств, установлены на вышке Томского областного радиотелевизионного передающего центра. С недавнего времени там начались работы по установке оборудования для цифрового телевизионного вещания. Чтобы провести эти работы, сотрудники ОРТПЦ вынуждены были останавливать работу комплекса. А вместе с ним и весь томский радиоэфир в fm-диапазоне. Иначе живым людям туда соваться запрещено.
В результате, несколько дней, аккуратно с 10:00 до 16:00 (плюс-минус минуты) в самый прайм-тайм, коммерческое радиовещание замирало. Мы транслировали программы в Интернет, даже проводили игры и другие интерактивные программы. Но можете себе представить, как это отразилось на наших обязательствах перед рекламодателями, и какие финансовые потери мы понесли в этом месяце.
Маленькая деталь: об очередном отключении нас предупреждали за пару часов. Утром, когда вы едете на работу, вам звонит технический директор и говорит, что сегодня днем возможен «выкл». Разумеется, ни о каких больших проектах, ни о каких коммерческих предложениях в этот трудный период мы не могли вести с клиентами даже речи.
Какой-то компенсации, конечно, никто не ждет. Установка завершена, мы получили официальные извинения. Что характерно, на следующий день после их публикации в социальных сетях, радио отключили вновь.
— Что бы Вы посоветовали коллегам из других регионов в качестве мозгового штурма? Где и как Вы черпаете вдохновение для новых проектов?
— Пожалуй, самый трудный вопрос. Я не знаю, как придумываю то, что придумываю. Никаких специальных условий для этого мне не нужно. Стул, компьютер и правильные вопросы. Самое главное – последнее. Это, пожалуй, единственное, что бы я мог посоветовать: задавать себе целевые вопросы. «Что бы такое придумать на восьмое марта…» не приведет к действительно креативным результатам. Лучше вопросы, типа «с какой стороны мы еще не освещали женский праздник», «что кроме цветов» или «кому это выгодно». Шучу, конечно. Но вы поняли, о чём я.
Один старый писатель на вопрос юного дарования о том, как стать писателем, сказал: «Пишите». Если только начали что-то придумывать, роняйте на бумагу по 10 идей за раз. Отработайте сначала все очевидные мысли. Убедитесь, что всё это уже кто-то делал, начните разбираться в банальностях. И вот потом уже пойдет креатив и муки творчества.
А своим матерым коллегам ничего советовать не буду. Они сами кому хочешь, чего хочешь посоветуют. Потом догонят и еще посоветуют!
Кстати, об упомянутом Сергеем женском празднике: флеш-открыткам, которые «Радио Сибирь» дарит последние несколько лет посетителям своей страничке в социальных сетях, смело может позавидовать тот же Яндекс. Загляните и оцените сибирский креатив.
Биографическая справка:
Сергей Градобоев, программный продюсер «Радио Сибирь». Родился в 1982 году в Кирове.
Места работы: Радио «Мария FM», Киров, 2002-2004 (программный директор, ведущий);ТРК «Норд», Югорск, 2004-2005 (ведущий теле- и радиоэфира); «Радио Сибирь», Чита, 2005-2006 (программный директор, ведущий); Nival Interactive, Москва, 2006-2007, (sound engineer); «Радио Сибирь», Томск, с 2007 г. по настоящее время (программный продюсер); Кнопка FM, Томск, с 2010 г. по настоящее время (программный директор).
Юлия Белоус