Экспансия столичных радиостанций в регионы – один из главных трендов последнего десятилетия в отечественном радиовещании. Радио в России, как повелось, пошло своим путем. В противовес локальности мирового радио мы явили миру крупнейшие радиосети. Понятия «сетевое вещание», «региональная сеть», «сетевой партнер» устойчиво закрепились в лексиконе столичных медиаменеджеров. Множатся победные релизы – очередной город присоединился к сети радиостанции такой-то. Собственное программирование, местные новости, свое производство, местные кадры – кажется, все это очень затратно, муторно, проигрывает в сравнении со столичными законодателями мод. И все же…
По данным Фонда независимого радиовещания, за минувший год количество радиостанций с собственным программированием увеличилось в России с 430 до 441. Более того, собственные сети сегодня строят не только столичные гранды. Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Волгоград в 2012 году стали новыми «точками роста» сетевого вещания. Тем интересней опыт тех, кто давно и прочно застолбил за собой репутацию лидеров регионального вещания. Знакомьтесь - «Радио Сибирь».
В течение трех ближайших дней на связи с читателями Радиопортала - президент и основатель сети «Радио Сибирь» Константин Зарембо, программный продюсер Сергей Градобоев (г.Томск) и программный директор Игорь Заверюха (г.Омск).
Два города. Три взгляда. Одно настроение — сибирское.
ЧАСТЬ I
ТОМСК: Обо всем, но подробно
Старинный город Томск, по праву считающийся городом студентов — 9 высших учебных заведений на сравнительно небольшое население (чуть больше 500 тысяч человек) — является точкой, откуда стало ветвиться древо регионального сетевого радиовещания. Для многих томичей лейтмотивом города стал «Gaudeamus» — старинная песня вагантов, бродячих средневековых школяров — ныне международный гимн студентов. Многие, кто окончил там вуз, считают себя сибиряками, даже если родились за сотни километров от Томска. И все они произвольно или непроизвольно в течение дня слышат звуки радио в транспорте, в магазинах, дома.
Для начала интересно узнать историю создания «Радио Сибирь» не с сайта, а как говорится, из первых рук — от самого основателя — Константина Зарембо.
международной премии Попова. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста: почему пока только Томск и Омск фигурируют в списке лауреатов и номинантов?
— Наград и признаний за столько лет, конечно, собралось огромное количество. Но их слишком много никогда не бывает. Притом нам одинаково дорого и признание профессионалов, и письмо, в котором наш слушатель из какого-нибудь села пишет, что радиостанция стала его спутником жизни, что он встаёт и ложится под звуки «Радио Сибирь». Все вручённые статуэтки премии Попова сейчас стоят в студии, их видно в веб-камеру. Даже один раз эту премию вручали в Томске. Что касается участия других городов… Кроме Томска и Омска, участвует и Чита, а остальные города пока ещё маленькие, но оперяются уже, учатся, и их премии и статуэтки не за горами.
— Что послужило поводом для проведения фестиваля аудиорекламы «Сибирский децибел»? Он всегда проходит и проходил только в Томске? Насколько с годами расширилась география участников?
— Фестиваль «Сибирский децибел» возник тогда, когда ММФР вдруг решил упразднить номинацию аудиорекламы в рамках проведения своего фестиваля. Было бы несправедливо оставлять креаторов и звукорежиссёров без наград, без тем для размышления и без профессионального роста. Вот мы и решили организовать альтернативный конкурс. Участников было много из разных городов нашей большой страны и стран СНГ. Самый колоритный участник нашего фестиваля, конечно, Гор Григорян, который уже был не раз в жюри нашего фестивали, а также в жюри других престижных профессиональных конкурсов. Начинал он скромно — с участника, а сейчас уже сам может учить людей, консультировать не только в области звукорежиссуры. Он вообще мега креативный парень! На таких, можно сказать, радио и держится, благодаря таким людям оно развивается. Дружим с ним, гордимся, что знакомы. Я даже в гости к нему в Ереван ездил! Очень тёплые чувства к нему питаю!
Участвовало в конкурсе много рекламных агентств, в том числе и из Москвы. А федеральные бренды, наверное, постеснялись... Другое дело ребята из регионов: всегда море идей, активные обсуждения работ, ну и, конечно, это такая профессиональная тусовка, которая очень вдохновляет людей на новые шедевры. Проходил фестиваль и в трудное время кризиса: как раз такой — кажется, пятый — состоялся в Омске. Тогда была непростая ситуация, руководство радиостанций участников особо не отпускало — это же затраты, а тогда со средствами было туго. Слава Богу, что с идеями всегда хорошо. Юбилейный десятый мы провели он-лайн — получилось, что новый опыт принёс свои результаты. Быть ли «Сибирскому децибелу» дальше или нет – время покажет, но я думаю, всё будет хорошо.
— Интересовались ли мнением слушателей: как они относятся к аудирекламе, ведь обычно именно во время её звучания люди переключают волну?
— Наши ролики часто побеждали на разных профессиональных конкурсах, поэтому вряд ли из-за какого-то конкретного ролика слушатели переключали волну. Из-за рекламы в целом — вполне возможно. Но сейчас люди к этому привыкли, да и мы делаем всё, дабы рекламные блоки не утомляли. Тут много профессиональных тонкостей, чтобы удержать слушателя.
— Проводите ли измерения слушательской аудитории? Если да, то как часто и каким способом? Обращаетесь ли в социологические компании?
— Мы, безусловно, прибегали к разным научным методам измерения аудитории. Этот аспект нашей деятельности сильно не однозначный. Трудно найти одновременно и компетентного, и беспристрастного измерителя, который адекватен и по стоимости услуг, и по качеству работы, и по нюансам измерения. У нас тут, конечно, богатый опыт. Особенно «умиляют» рейтинги, как говорится, «пальцем деланные». Например, радиохолдинг открывает под своей крышей маркетинговое агентство и предоставляет клиентам рейтинг, где радиостанции данного холдинга сплошь лидеры рынка, а конкуренты, понятное дело, аутсайдеры. Так там порой такие курьёзы всплывают, что диву даёшься… Неприятно одно, что клиенты порой апеллируют к этой филькиной грамоте, ведь маркетологу зачастую важны цифры, а в деталях никто особенно не разбирается. Но наш лучший эксперт — это слушатель! И мы уже 21 год не просто существуем, мы — ЗВУЧИМ!
Александр Школьник заявил: «Холдинг может эффективно работать и без генпродюсера. Его функции будут выполнять программные директора наших радиостанций». А что Вы можете сказать по поводу нужности или ненужности этой должности? И расскажите, пожалуйста, о программном продюсере «Радио Сибирь», Сергее Градобоеве, обладателя премии «Бог эфира» — за детскую программу «Прятки», не так ли?
— Знаете, каждый имеет право делиться своими умозаключениями, ведь это результат его деятельности, жизненного опыта и прочее. Я лично думаю, что должен быть не то чтобы крайний, но лидер, эксперт — человек, который вдохновляет, поддерживает и даёт ход гениальным идеям или, наоборот, притормозит, когда кому-то крышу сорвёт. Такой консолидирующий всех центр. Как бы человек-базис, человек-основание. Но таких людей в нашей, да и в любой другой отрасли, увы, мало. Это редкие люди, у которых есть особое чутьё, что ли: они как-то заточены под радио. Ну, что называется Бог поцеловал… Вот как раз один из тех, кто создан для радио, на мой взгляд, это Сергей Градобоев. Это из-под его пера вышло сотни проектов, идей, предложений, роликов и, в частности, тех, которые прославили станцию и стали победителями разных конкурсов и, что не менее важно, полюбились людям. А ещё есть один аспект деятельности Сергея, который нам особенно дорог: он автор нашей «Сибирской сказки». Представляете, он каждый год сочиняет новую эксклюзивную и беспрецедентную, притом очень мудрую и интересную сказку. Наши радийные дети слушают её, растут, можно сказать, на ней, и Сергей придумал раздавать эти сказки просто так: слушатели заявку на сайте оставляют, потом ребёнок с мамой приходят к нам на радио, а под ёлочкой для них диск со сказками… Некоторые сотрудники знают сказку наизусть, потому что дети раз по сто слушают и дома, и в машине. Это самое настоящее признание. Ещё Сергей руководит нашим молодёжным проектом, радиостанцией «Кнопка FМ». Одним словом, профессионал, ценный кадр!
— Не планируете наладить сотрудничество, например, с Казахстаном и запустить вещание в приграничных городах, например, в Петропавловске?
— Ну, с Казахстаном вряд ли. У нас зарегистрированный торговый знак «Радио Сибирь». Тут я вижу единственный выход — слушать нас по Интернету, а вообще мы открыты для сотрудничества: идей у нас полно и планов громадьё. Так что велком!
Константин Зарембо
Константин Зарембо, президент радиокомпании «Радио Сибирь», президент Национального фестиваля аудиорекламы «Сибирский децибел»
Родился 30 августа 1966 года. В 1992 году окончил юридический факультет Томского Государственного университета. С 1997 года является президентом радиокомпании «Радио Сибирь». С 2001 года - президент Национального фестиваля аудиорекламы «Сибирский децибел».
Член Союза журналистов Томской области. Член совета директоров ассоциации «Рекламисты Томска». Лауреат премии «Медиа-Менеджер России - 2005». В 2006 году - победитель V Межрегионального конкурса журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд» в номинации «Медиаперсона года». В 2007 году - лауреат проекта «Профессиональная команда страны» в номинации «Средства массовой информации».
Юлия Белоус