Недавно гендиректор холдинга РБК Сергей Лаврухин выступил с заявлением, которое вызвало заметный резонанс на рынке. По его словам, медиагруппа «ЖV!», включающая в себя телеканал «ЖИВИ!» и проект «Сноб», по сути больше не существует. Комментарий главы РБК повлек за собой целую серию интерпретаций и домыслов, в числе которых было предположение, что вместе с управляющей компанией будет расформирован и канал «ЖИВИ!». Sostav.ru обратился за разъяснениями к генеральному директору проекта Илоне Даниловой.
Иллюстрация пресс-службы "ЖИВИ!"
- Сергей Лаврухин назвал проект «ЖV!» изжившим себя. Наскольковы согласны с такой оценкой, и насколько канал «ЖИВИ!» готов ксамостоятельному плаванию, если холдинг будетрасформирован?
- Все-таки Сергей Лаврухин назвал изжившим себя управляющую компанию "ЖV!", а не наш канал. Изначально задумывалось, что группа "Живи!" - это компания, которая будет управлять пятью-шестью медиапроектами: возник «Сноб», возникли мы, появился F5, «Русский пионер» и рекламное агентство JVision.
По прошествии времени, как это часто происходит с любыми бизнес-проектами, какие-то из них стали продаваться. В частности, после смены высшего менеджмента «ЖV!», бывшее руководство выкупило F5; совсем недавно были проданы «Русский пионер» и JVision. В итоге функция «ЖV!», как управляющей компании, просто потеряла смысл, потому что осталось два самостоятельных проекта, пусть даже они и принадлежат, по-прежнему, холдингу Онэксим.
- То есть вы по факту уже существуете отдельно друг от друга?
- Пока еще нет, потому что медиагруппа, насколько мне известно, функционирует до конца марта. До тех пор сохраняются некоторые централизованные бизнес-процессы, но с первого апреля мы, как и «Сноб», абсолютно самостоятельны.
- Насколько понимаю, вы к этому готовы.
- Мы и раньше жили достаточно автономно; в том числе, с точки зрения управленческих и бизнес-решений. Управляющая компания оказывала нам ряд административных услуг, что помогало оптимизировать некоторые расходы, и выполняла контролирующие функции. Также через нее же происходило общение с акционерами и определялась стратегия развития на глобальном уровне.
- Не собираются ли акционеры продавать и вас?
- Ну, на сегодняшний день мне это не известно. С другой стороны (это уже мое личное мнение), как и любой коммерческий проект, наша компания тоже может быть когда-нибудь продана, если это будет способствовать решению бизнес-задач, стоящих перед акционерами. Почему нет? Это абсолютно нормальное явление.
- А чем вы привлекательны, как бизнес-проект? Все-таки на российскомрынке существуют около тридцати спортивных каналов...
- У нас с ними целый комплекс отличий. Первое заключается в том, что мы не являемся спортивным телеканалом в классическом смысле этого слова. Мы, все-таки, в большей степени стилеобразующий проект, про здоровый образ жизни; у нас не спорт, а фитнес. Wellness, как образ жизни.
Во-вторых, нас не совсем правильно рассматривать, как телеканал. Мы мультимедийный фитнес-клуб. Мы не информируем и не развлекаем, а оказываем вполне конкретные услуги - предоставляем людям инструмент, с помощью которого они могут подобрать для себя индивидуальную программу тренировок и питания и в целом улучшить качество жизни.
То есть мы выполняем абсолютно прикладную функцию. Люди «приходят» к нам в клуб и с нами занимаются. Другое дело, что у нас не очень привыкли именно к такому - дистанционному - виду оказания услуг. Но ситуация быстро меняется. Вообще, говоря о «ЖИВИ!», нельзя говорить только о телеканале. Это большой мультимедийный проект: есть телеканал, есть портал, есть внемедийные проекты.
- Вы упомянули внемедийные проекты «ЖИВИ!», расскажите о нихподробнее.
- Мы активно развиваем оффлайн-направления: организовываем фитнес-туры и мастер-классы, издаем DVD, недавно заключили с одним крупным издательством договор о выпуске книг. Наконец, сейчас мы делаем первые шаги по созданию собственной школы инструкторов, а также разрабатываем авторские методики и регистрируем торговые марки. То есть мы очень активно работаем в самых разных направления на рынке.
Часть доходов приносит портал - это доходы от рекламы и рекламных спецпроектов и прибыль от продажи клубных абонементов. Плюс около 20% поступлений приносит внемедийное направление: DVD, туризм, мастер-классы.
- А почему люди в принципе выбирают ваш фитнес-клуб, а не ходят вреальный?
- В конце прошлого года мы проводили большое исследование интернет-рынка фитнес-услуг совместно с компанией J’son & Partners Consulting . И в том числе спрашивали, чем "ЖИВИ!" интересен потребителям. Причин довольно много. Во-первых, можно тренироваться, где удобно и когда удобно. Во-вторых, не нужно тратить время на дорогу и покупать дорогой абонемент: месяц подписки у нас стоит 150 рублей, полугодовой абонемент - 675.
Помимо этого во многих регионах вообще нет хороших фитнес-клубов. Есть какие-то непонятного вида полуподвальные «качалки», с инструкторами, которые чаще всего самоучки. Тогда как мы ведем очень серьезный их отбор: это обязательно должен быть сертифицированный инструктор, желательно, автор какой-то методики; плюс он должен хорошо держаться перед телекамерой, быть активным, коммуникабельным и т. п. Это, наверное, основное.
Еще очень важно, что человек ощущает себя в группе – видит одного и того же инструктора, те же декорации, тех же участников программ – но при этом остается один. Потому что есть категория людей, которые по каким-то причинам стесняются, чувствуют себя неловко, и их довольно много.
- И насколько все это востребовано – если в цифрах?
- Вполне. Количество абонементов, которые у нас покупаются, ежемесячно растет на 25-30%. Особенно последние месяцы. Если говорить о финансовых показателях проекта в целом, то уже третий год подряд наша выручка (как и EBITDA) удваивается, и мы надеемся, что в этом году темпы роста сохранятся.
- А что касается аудитории – она у вас все-таки больше по регионам или вМоскве? И вообще, что это за аудитория?
- В первую очередь, это тот самый средний класс, потому что основная аудитория формируется кабельным телевидением. За 2012 год накопленный охват составил 12 млн домохозяйств, а ежемесячная аудитория к концу года достигла 7,5 млн человек, по данным TNS. Соотношение где-то один к двум в пользу регионов, то есть две трети аудитории - региональные жители. В Москве с нами тоже занимаются: несмотря на то, что здесь гораздо лучше развита фитнес-инфраструктура, пробки и недостаток времени работают на нас.
Что касается портала, то здесь москвичей несколько больше – примерно 60%. В январе этого года на сайт заходило более 800 тысяч человек. Причем мы не покупаем трафик, так что это совершенно чистый охват и аудитория, которая действительно интересуется фитнесом и здоровым образом жизни.
- Вообще, я полазил по сайту, и, насколько я понял, программы, которыетам есть, в первую очередь ориентированы на женщин – похудение,аэробные тренировки и т. д. – а также на пожилых людей.
- Наша основная аудитория это, безусловно, женщины. У нас, конечно, есть программы для мужчин, но в небольшом количестве. Мы сейчас работаем над их увеличением. Пожилая аудитория не является нашим приоритетом (хотя у нас есть одна абсолютно целевая программа – «50+»), потому что подавляющая часть наших зрителей – это люди в возрасте 25-45 лет. При этом есть программы, которые могут подойти и молодым, и пожилым – «Здоровые суставы», например.
Что касается похудения, да, вы правы, большое количество программ, которые мы предлагаем, помогает решить проблемы с лишним весом - во всем мире это, наверное, одна из самых востребованных тем. Но мы не ограничиваемся только этим. У нас есть довольно большой пул детских и подростковых дисциплин - широко представлена йога и танцевальное направление, дыхательные практики и многое другое...
- Расскажите, как вы все это дело монетизируете помимо платы заабонементы. Или вам ее хватает?
- Нет, конечно, не хватает. Бизнес-модель проекта довольно сложная. Прежде всего, мы зарабатываем на абонентской плате за доступ к телеканалу "ЖИВИ!" и на телерекламе. Это на сегодня больше половины дохода.
- И каково там соотношение абонентской платы и рекламныхпоступлений?
- Сейчас 50 на 50, ровно. Причем по планам этого года пропорция должна сохраниться. Часть доходов приносит портал - это доходы от рекламы и рекламных спецпроектов и прибыль от продажи клубных абонементов. Плюс около 20% поступлений приносит внемедийное направление: DVD, туризм, мастер-классы. В этом году у нас должен запуститься интернет-магазин. К тому же мы работаем с различными производителями смежных товаров: например, есть кулерная вода «ЖИВИ!», которая использует нашу марку и наши рекламные возможности для продвижения на рынке.
- И кто у вас в основных рекламодателях?
- В основном это товары группы FMCG – Danon, P&G, Unilever, Pepsico, Rekkit Benkiser, есть Volkswagen, Bayer и др... Мы работаем практически со всеми крупными рекламными агентствами и компаниями и активно сотрудничаем с РА "Газпром-Медиа", которое является нашим селлером на сегодняшний день.
- А спортивные бренды?
Да, безусловно. «Спортмастер», разные марки тренажеров. Но они все-таки не первые.
- Чего вы ждете от этого года?
- В этом году мы, наконец, должны выйти в операционный ноль, и сейчас уже очень близки к этому знаменательному событию. Что касается дальнейших планов, то в ближайшее время мы собираемся перейти в HD-вещание, что, как мы надеемся, позволит нам привлечь дополнительную аудиторию. Нами достигнут ряд договоренностей с крупнейшими производителями телевизоров по внедрению виджета "ЖИВИ!" в Smart-TV.
В этом же году мы планируем ввести на сайте различные интерактивные технологии (персональные занятия, онлайн-консультации и конференции), а также дополнить наш фитнес-сервис «пищевым дневником» и выпустить серию книг. Наконец, мы начали работу по созданию Школы инструкторов "ЖИВИ!", но это довольно большой проект, и он будет запущен уже в следующем году.
- А у вас нет такой мысли, что все это рано или поздно может вылиться всоздание сети обычных фитнес-клубов?
- Если говорить про долгосрочную стратегию развития проекта, то такая картинка – студии «ЖИВИ!» – там есть, причем с региональным расширением. Потому что наш бренд хорошо известен в регионах, и если учесть, что люди привыкли с нами заниматься, то вероятность, что они будут посещать реальный клуб "ЖИВИ!", высокая. Но это вопрос ближайших нескольких лет.
Беседовал Евгений Чепурной