В начале развития FM-вещания, в 1960-е годы, в США были очень популярны студенческие радиостанции, которые являлись разновидностью community radio: они удовлетворяли потребности определённой аудитории, объединённой общими интересами. В 1970-е этот тип радио пережил на Западе кризис, и только в 1990-е студенческое радиодвижение вновь возобновилось.
Это явление привлекло внимание российских профессиональных журналистов, и в 2009 году был запущен проект «Университи». Но пока студенческие радиостанции в стране остаются сугубо локальными.
Немного иначе обстоят дела у соседей: в Казахстане в 2011 году состоялся start-up радио «Классика», которое, можно сказать, «выросло» на почве ВУЗа — Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, которая находится в культурной столице республики, в одном из красивейших городов региона — Алматы. Это прецедент не только для радиоиндустрии Казахстана, его можно рассматривать и в масштабах СНГ: студенческое радио зазвучало на полуторамиллионный город и густонаселённую область.
Раушан Джуманиязова, директор радио «Классика»
Об истории его создания, специфике состава коллектива и многом другом рассказала директор радио «Классика» Раушан Джуманиязова, кандидат искусствоведения, Master of business administration:
— Работа над идеей создания радио «Классика» шла на протяжении 10-ти лет. Сначала мы планировали модель университетской радиостанции. В этих целях был разработан проект создания радиостудийного комплекса при консерватории. Проект поддержало Министерство образования Казахстана, и в 2007 году появился современный, полностью технически укомплектованный радиостудийный комплекс. Мы стали записывать лучшие концерты гостей и студентов консерватории, начали создавать первые программы и организовали локальное вещание в корпусах консерватории и на близлежащей территории.
Кстати, радио продолжает звучать там и сейчас, несмотря на то, что сменило свой статус студенческой станции: оно всё равно тесно связано с alma mater.
— От кого исходила инициатива создания радио формата classic?
— Инициатива в жизни может исходить от любого человека или организации. Главное — сильное желание! О радио «Классика» стала мечтать ректор Казахской национальной консерватории им.Курмангазы, известная пианистка Жания Аубакирова. Очень быстро она «заразила» мечтой меня, да и весь коллектив консерватории. С этого всё и началось…
— Какую цель преследовала консерватория?
— Цель очевидная — «продвижение» классической музыки, расширение аудитории. Каждый человек должен иметь возможность выбора радиостанции любимого формата, в нашем случае — классической музыки. И я счастлива, что на радио зазвучала вечная музыка.
— Как радио «Классика» получило ту частоту, на которой сейчас вещает? Был конкурс?
— Радио «Классика» — это совместный проект республиканской телерадиокорпорации «Казахстан» и Консерватории. На частоте 102,8 FM раньше вещало радио популярной музыки. При поддержке государства формат был сменен на классический. Радио «Классика» впервые зазвучало в эфире 6 июня 2011 года: это был Моцарт, симфония № 13, F-dur!
— Студия находится в консерватории?
— Нет, вещание идет из эфирной студии «Казахстан», а вот 3 продакшн-студии, на которых записываются программы и концерты, работают при радиостудийном комплексе консерватории.
— Как формируется контент?
— Основа вещания — академическая музыка разных жанров и национальных школ. Ежедневно в эфир выходят «Новости культуры». С 8 до 20.00 в студии работают ведущие на русском и казахском языках, которые представляют произведения, композиторов, исполнителей, дают краткую информацию об особенностях произведения. Просветительские программы — «Музыкальный дневник», «Грани», «100 лучших опер» и другие — идут в дневной линейке программ. Вечером эфир представляют более «развлекательные» программы – «Киноблюз», «Диалог», «Jazz time». В выходные дни специально для детей выходят музыкально-литературные композиции в рубрике «Музыкальная Одиссея».
— Есть ли в эфире место рекламе?
— Рекламы на радио «Классика» нет. К счастью — для наших слушателей и к некоторому сожалению — для нас. Почему? Тут бы я поставила смайлик: это очевидно и неинтересно.
— Как радио «Классика» продвигает своё классическое вещание в смежных медиасферах?
— У нас налажены партнерские отношения с газетами и журналами, радио и телеканалами, даже с сетями кинотеатров. Мы никогда не отказываемся от интервью и репортажей, но специальные промо-компании не проводились. Зато мы организовывали круглый стол в «цеху» радийщиков по насущным проблемам современного радиовещания в Казахстане. Это была не совсем формальная встреча, «без галстуков». Просто профессиональный разговор.
программа "Кроссовер" о взаимосвязях классики и рока. Получается захватывающе интересно!
— А как насчёт международных профессиональных связей?
— Мы изучаем опыт наших зарубежных коллег и стараемся наладить долгосрочные партнерские отношения. Это радио «Орфей» (Москва, Россия), «BR-Klassik» (Мюнхен, Германия), «ВВС3» (Лондон, Великобритания). К счастью, у нас есть возможность приглашать специалистов на мастер-классы. Особенно продуктивными оказались мастер-классы звукорежиссера London Symphony Orchestra Криса Роджерса и программного редактора «BR-Klassik» Вернера Бляйштайнера. В этом году мы планируем стажировки своих сотрудников на ведущих радиостанциях мира.
V Международном конкурсе пианистов в ноябре 2011 года. Дело в том, что тогда впервые велась онлайн-трансляция с конкурных прослушиваний в реальном времени. Естественно, мы каждый день записывали выступления всех участников для нашей базы. С 9.00 до 19.00 часов, все 7 дней — столько длился конкурс. И вот уже самый разгар конкурса, второй или третий тур — точно не помню, но это было воскресенье. Запись должна начаться в 10 часов утра, и дежурный по звуку в тот день именно я: нужно поставить микрофоны на заранее заготовленные стойки, включить аппаратуру, настроить программу и начать запись, чтобы звук получили ещё и те, кто контролирует онлайн-процесс. Просыпаюсь утром, на часах…9.40, а живу я в 20 минутах от концертного зала, но это если мчаться на автомобиле по дороге без пробок. Вот так и вылетела из дома в пижаме и…сапогах. Не разогрев машину, гнала под 120 километров, честно скажу. И не знаю, каким образом, время остановилось или что-то ещё, но в 10 часов последняя кнопка была включена. Через полминуты начался конкурс. Уж не знаю, какая реакция была у публики, когда я летела по органному залу и потом на сцене расставляла микрофоны. В зал даже не смотрела: во-первых, было некогда, во-вторых, стыдно, хотя моя пижама похожа больше на спортивный костюм. А так онлайн-трансляция, в принципе, никак на нашей работе особо не отразилась. Всё коммутировал наш технический директор Андрей Кострикин. Конечно, это ответственность, ведь если ты вовремя не дашь сигнал, люди, сидящие за своими мониторами, может быть, на другом континенте, ничего не услышат по твоей вине. Радостное и грустное всегда рядом. Радостное, когда едешь в такси и слышишь программу, которую ты делаешь: знаешь заранее, что сейчас скажет диктор, какая будет пьеса звучать. Интересно наблюдать за реакцией людей — таксиста или просто попутчика — на классическую музыку. А она всегда есть. Например, людям интересно слушать о джазе, о котором они иногда вообще ничего не знают: «А что это значит? А кто это?» Некоторые говорят, что это потрясающе, другие — что для них это сложно, но никто не отзывается о классической музыке неуважительно. В целом скажу, что это открытие: открытие лично для меня, насколько наше радио нравится людям, хоть и появилось совсем недавно — оно им нужно было и раньше.
Альмира тоже не так давно окончила консерваторию, поэтому интересно, что она ответит на вопрос: коллектив очень молодой — это плюс или минус?
— В нашей команде — музыканты от 22-х до 45. Действительно, много молодых сотрудников. Я считаю это большим плюсом. Но мы меняемся быстро, взрослеем профессионально. Думаю, каждый талантливый в музыке человек может себя реализовать в сферах, причастных к его любимому искусству: неважно кто ты там, важно то, что ты делаешь и как.
Создание радио классической музыки профессиональными музыкантами, которые сумели обратить на свою инициативу внимание государства, — пример того, что если людям небезразлична судьба академического искусства, они не ждут, а действуют. Ведь как иначе привить широкой аудитории если не любовь, то хотя бы живой интерес к классике и джазу, чтобы они не пугали обывателя сложностью и воспринимались естественно?
Вот такое гармоничное радио без рекламы ведёт своё вещание среди гор Заилийского Алатау, которые окружают Алматы. Эти места часто называют Казахской Швейцарией. Кстати, по контенту Radio Swiss Classic намного проще: в эфире звучит исключительно музыка, нет никаких передач. Студенческим радио «Классика» теперь назвать нельзя. Но в данном случае это вовсе не плохо: классическая музыка должна звучать не только на территории консерватории.
Юлия Белоус