Какое место занимает классическая музыка в современном радиопространстве? На каких частотах её можно услышать? Насколько широк круг слушательской аудитории? Попробуем разобраться, опираясь на комментарии Арнольда Уварова, основателя Музыкального Дома Jazz&Classic.
Ситуация с интернет-радиостанциями на международном пространстве выглядит более оптимистично по сравнению с количеством волновых в регионах: на портале radio.vefire.ru — электронном каталоге радио, охватывающим около 80 стран мира, — на запрос «классическая музыка» появляется довольно приличный список радиостанций данной направленности. Во многих республиках СНГ, например, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Латвии, Молдове, а также в ряде стран зарубежья — Польше, Румынии, Чехии, Венгрии, Македонии, Германии, Нидерландах, Франции, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Исландии, США — существуют радиостанции формата classic. Обнаружились даже две компании, вещающие исключительно фортепианную музыку, а также радио для гитаристов и любителей этого инструмента.
Крупнейшим представителем классического направления в России является радио «Орфей», член Европейского вещательного союза и представитель РФ в области классической музыки в ЮНЕСКО. Но услышать его могут лишь в определённых городах: Москва, Санкт-Петербург, Барда, Волгоград, Екатеринбург, Кудымкар, Курган, Кунгур, Липецк, Пермь, Саров, Смоленск, Тула, Чусовой. Интернет-вещание доступно, естественно, по всему миру. В некоторых городах есть радио театров, как у театра музыкальной комедии в Новосибирске, к примеру. В Москве и Московской области можно настроиться на волны Радио Classic и Радио Jazz.
Ольга Кордюкова, музыкальный обозреватель «Орфея», которая уже в течение 30 лет работает в радиосфере, замечает:
Как можно любить, понимать, получать удовольствие, иметь привычку к тому, чего не знаешь, не понимаешь, никогда не слышал и с чем никогда не сталкивался? Классическая музыка в современном радиоэфире похожа на неуловимый призрак, о котором все с удовольствием говорят – что это прекрасно, полезно, престижно и даже модно. Но набраться смелости и поставить концерт или симфонию в эфир… – вот тут-то и начинаются разговоры про «неформат» и коммерческую нецелесообразность.
Единственная радиостанция в стране, где классическая музыка звучит в ее «природном» естественном виде 24 часа в сутки – это «Орфей». Одна на всю страну, да и то, несмотря на осознанную стратегию развития, экспансии, расширения своих географических границ, она все же остается достаточно локальной. Иногда, правда, возникают интересные решения. Когда-то, кажется, на «Семерке» каждый музыкальный час завершался маленьким музыкальным шедевром, о котором еще и небольшую историю рассказывали – было очень симпатично и интересно. На «Радио Культура» и на «Радио России» есть программы, посвященные классике, но сама она звучит чаще всего фрагментами, что, конечно, тоже хорошо, да и, в общем, понятно, — ведь это станции разговорные, а не музыкальные.
Из музыкальных же, имеющих отношение к классике, пожалуй, можно назвать еще только Радио Classic. Но это особенная концепция, скорее образ классики, его преломление в современном медийном пространстве, а точнее, даже не образ самой классики, а тех средств и форм, которые она использует (тембры – например, симфонического оркестра или оперных голосов, способы тематического развития, способы организации музыкальной ткани). Всего две, да и то с натяжкой, классические музыкальные радиостанции – в огромной, разветвленной, дифференцированной, многонаселенной семье попсы и шансона! Не маловато ли?
Мы решительно «выключаем» тот канал, который напрямую, на невербальном уровне способен «доставить» нам концентрированный духовный опыт человечества - а ведь именно таким опытом и является классическая музыка. Мы сознательно упрощаем нашу жизнь, культивируем привычку к бесчувствию и безмыслию. Но «если и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?» - горестно восклицал когда-то Гоголь. У нас есть реальная возможность узнать на собственном опыте, что же такое с нами случится. Да что там – уже случается. Только не музыка нас покидает, а мы ее.
Это профессиональный взгляд со стороны. Подробнее о деятельности Радио Classic и Радио Jazz рассказал их основатель — Арнольд Уваров.
Арнольд Уваров: Музыкальный Дом Арнольда и Елены Уваровых Jazz&Classic — компания, которая ранее называлась медиа-холдинг Arnold Prize. Переименование произошло в 2008 году, когда мы поняли, что именно это название больше всего отражает суть: вся деятельность Музыкального Дома является не просто успешными бизнес-проектами, но и проектами, в которые вложена наша душа. Роли в компании также поделились: я являюсь головой, а Елена — руками.
Почему вы решили работать именно в этом направлении, тогда как на многих радиостанциях даже федерального значения вещание классической музыки сведено к минимуму? Действовали от противного?
Арнольд Уваров: На момент приобретения лицензий Радио Classic и Радио Jazz в радиоэфире не было ни одной радиостанции для людей мыслящих и понимающих цену всему. А такие люди появлялись все больше и больше. И к тому же это именно та музыка, которая нам нравится. Просто хотелось открыть другим глаза на красоту. Все участники радиорынка отговаривали, приводя доводы, что это коммерчески невыгодные форматы. Но время показало обратное.
На какие образцы вы ориентировались, создавая концепцию радиостанций? Или ввели какие-либо ноу-хау?
Арнольд Уваров: Ориентировались и всегда ориентируемся только на свой вкус. И ни в коем случае не ориентировались на профессионалов, как бы им это не было обидно.
Помимо трансляции музыкальных произведений, выходили ли в эфир тематические программы? Если да, то какой характер они носили: просветительский, спонсорский, ток-шоу?
Арнольд Уваров: В эфир выходят программы, созданные под конкретного клиента: от «Афиши» для организаторов мероприятий до «Истории меценатства» для Трастбанка. А самый оригинальный спецпроект таков: один рекламодатель выкупает целый день, и в этот день не звучит больше никакая другая реклама.
Расскажите, пожалуйста, о специфике рекламы на Радио Classic и Радио Jazz.
Арнольд Уваров: Как таковой специфики нет. Ну да, мы были первыми, кто вывел на радио рынок такую категорию клиентов как «luxury». До нашего появления в эфире не было радиостанции с нужной для них аудиторией. Но мы работаем со всеми категориями. Главное — сразу рассказать клиенту, как именно его продукт будет выглядеть, точнее, слышаться в эфире.
В России оживлённая концертная и фестивальная жизнь, но бытует очень распространённое мнение, что широкой аудитории классическое искусство не нужно по определению, а существует элитарный класс слушателей.
Арнольд Уваров: Это не так. У классики, так же как и у джаза, всегда была как элитарная аудитория, так и простая. Начиная с 2010 года, каждый месяц мы привозим мировых звезд джаза и классики, и каждый месяц у нас аншлаг! Вот вам и ответ!
Как Вы считаете, что на самом деле полезнее для поднятия культуры слушателей: небольшие, но постоянные вкрапления программ просветительского характера в эфире на большом количестве радиостанций или такие строго дифференцированные эфиры, как у Радио Classic и Радио Jazz?
Арнольд Уваров: Считаю, что должно быть и то и другое.
Начал ли вещание телеканал, который Вы планировали запустить в 2012 году? В каком режиме он будет функционировать? Чем будет наполняться эфир?
Арнольд Уваров: Телеканал Jazz&ClassicTV находится в стадии подготовки контента. Это будет круглосуточный спутниковый телеканал, состоящий из музыкальных клипов, концертов и интервью мировых звезд джаза и классики. Сейчас мы как раз и работает по сбору материала, так как даже у мейджеров такого материала немного. Поэтому приходится связываться напрямую с артистами. А это весь мир.
Расскажите, пожалуйста, о работе благотворительного фонда «Jazz&Сlassic».
Арнольд Уваров: В 2010 году нам показалось, что наша аудитория будет рада вместе с нами помогать больным детям, поэтому мы организовали свой собственный благотворительный фонд. До этого мы сотрудничали с другими фондами, от которых не всегда удавалось получить полный отчет о детях, которым помогли наши радиослушатели. Теперь мы сами за все отвечаем. Фонд помогает детям до 18 лет, независимо от их места проживания и диагноза. На сегодняшний день мы помогли уже более 80 детей. Очень приятно видеть, когда на твоих глазах ребенок, которого к тебе приносили, после лечения приходит сам.
Как возникла идея создания Radio Classic Angels?
Арнольд Уваров: Детский хор Radio Classic Angels — это логичное продолжение миссии Музыкального дома, просвещение и взрослых, и детей через музыку. Мы поняли, что на сегодняшний день в России нет детских коллективов, которые пели бы crossover classic (синтез классической музыки с рок-, поп- и электронным направлениями ). И мы оказались правы: именно этого и ждали родители. На нашем счету уже три собственных сольных концерта в залах, рассчитанных на более 3 000 человек. Мы выступали на одной сцене с мировыми звездами: Лара Фабиан, Игорь Крутой, Суми Джо, Дмитрий Хворостовский, Кенни Джи, Джейн Монхайт, Блейк и т.д. И еще у детей есть традиция – выступать первого июня в День защиты детей, а в декабре дарить всем рождественский концерт.
Из краткого обзора радиостанций классического направления в самом начале статьи видно, что их сетка вещания крайне ограниченная. То есть, огромен риск, что подобные эфиры на большие территории финансово себя не оправдают. Поэтому провинциальное радиопространство остаётся не охваченными. Это подтверждает Арнольд Уваров:
Мы намеренно не выходим в регионы, так как не видим коммерческой выгоды.
Основные проблемы, связанные с вещанием классики на радио в настоящее время.
Арнольд Уваров: Проблем нет. Классика всегда в моде!
Юлия Белоус