Ведущий программы «Форт Росс» (Сити FM) Дмитрий Росс – журналист и пиарщик со стажем, знаток социальных сетей и настоящий любитель своей работы.
Дмитрий, почему назвали передачу «Форт Росс»?
Мы долго думали, как назвать передачу… Я предлагал «Эксперимент», но мне сказали, что это слишком общо, и не понятно, о чем пойдет речь: о химии и физике, что ли?
А перед этим я как раз был в Калифорнии и посетил Форт-Росс. Эту нашу российскую старинную крепость. И я подумал: а почему бы так не назвать? Красиво? Красиво. Росс – крепость. Конечно, концепцию названия дорабатывать нужно было. Что-то дописать о закрытости и открытости личного пространства, о личном опыте. Но мне показалось это тогда так скучно, а меня так очаровал Форт-Росс…
Почему же тогда в первой передаче вы не рассказали слушателям эту красивую историю?
Да, наверное, надо было бы сделать передачу о Форт-Россе. Обещаю, будет.
Кстати, мне совсем недавно подарили картину из марок. Оказывается, Форт-Россу 11 сентября исполнилось 200 лет. И на картине написано: «Двести лет Форт-Росс!»
Эту историю тоже расскажу слушателям.
А тему вы как выбираете?
По-разному. Первый критерий – формат программы. Суббота, вечер. О политике, об экономике вряд ли хочется слушать. Ведь наши слушатели, москвичи, если уж мы говорим об аудитории 25-35 лет, они едут на тусовки, вечеринки, встречи, в рестораны, может, на дачу. Поэтому первый критерий: программа должна быть в развлекательном ключе, ближе к инфотейнменту. Следующий критерий: что нас интересует в нашем личном пространстве, в повседневной жизни. Сейчас это уже не только дом, квартира, это и Интернет, и социальные сети, и любимые места: бары, рестораны, и любимые улицы.
Третий критерий: личный опыт. Мой или моих гостей. Вот, пожалуй, три основных критерия.
Но в анонсе программы вы говорите не только об опыте, но и об эксперименте. Пока что к вам в студию приходили профессионалы, а где же экспериментаторы?
В данном случае я употребляю слово «эксперимент» в очень широком понятии. Для меня всё эксперимент, и разговор с вами – тоже эксперимент. Мы в эфире говорили о пиве: каждый раз, пробуя новый сорт или вид алкоголя, мы тоже экспериментируем. Мы говорили об экономике красоты и счастья, а кто никогда не экспериментировал со своей внешностью?
В одной из передач мы говорили о модельном бизнесе. Гостья Катя Жаркова – это вообще эксперимент! Она супермодель-«плюс» - нестандартных размеров. И это замечательно, это такой опыт.
Я считаю, экспериментировать нужно, но только не во вред себе и другим. Говоря о сигаретах, мы объясняли слушателям, почему курить вредно и невыгодно. Мы заинтересованы в бытовых, жизненных экспериментах, которые переживаем каждый день.
Не щемит ли у вас сердце, когда появляется информационный повод, о котором бы хотелось сделать передачу, а за неделю тема угасает?
Нет. Во-первых, тема не угасает, это, опять же, как ты на это смотришь. Если ты считаешь нужным говорить об этом – говори.
А во-вторых, у меня часто информационным поводом бывает событие следующей недели. Пусть слушатель знает, что его ждет.
А кто ваш слушатель?
Знаете, у нас в студии стоит картонная фигура молодого мужчины, с залысинами, ему 25-35 лет, он в костюме, офисный сотрудник. Как же его зовут?.. Как-то и Андреич. Нам говорят – это наш слушатель. Но он стоит у меня за спиной всегда, когда я сижу в студии, поэтому я к нему редко обращаюсь.
Скорее я обращаюсь к своим друзьям, которые меня слушают, к коллегам, знакомым, зная, что они уже заинтересовались темой передачи, что-то посмотрели на "Фейсбуке". Когда я первый раз сел за микрофон, мне сказали: представь, что ты с кем-то разговариваешь… А не получается! Столько факторов отвлекает: СМС читать, на звонки отвечать, звукорежиссера слушать, на время смотреть, за темой следить, и гость в студии! В общем, визуализировать этого слушателя я пока не могу.
А те люди, которые звонят в эфир, соответствуют вашей целевой аудитории?
Не всегда. Конкретный пример: программа о красоте и счастье. Я думал: женская тема, мужчина не будет говорить об этом, ждал женских звонков. В итоге, звонили мужчины, была только одна женщина.
Я всегда очень рад и пока еще удивляюсь, когда люди рассказывают свои личные истории. Но я понял, что один вопрос тут не работает: нужно просить поделиться опытом, задавать много вопросов.
"ВКонтакте" – это, все же, не совсем та аудитория. Насколько я вижу слушателей из "контакта", им нужно "развлекалово"! Такую передачу я для них сделать не смогу.
Приходится делать ставку и на онлайн-прослушивание. Все-таки где у нас слушают радио? В машинах. Сколько процентов? Наверное, 90. Осознано включают радио…Я, наверное, включу, если буду знать, что там сидит мой знакомый или друг. А так – где еще слушают радио? В Интернете. Хотя летом, как ни удивительно, в опустевшей Москве нас хорошо слушали.
А почему, кстати, программа стартовала не с начала сезона, а 19 мая?
Я не профессиональный радийщик. Когда речь зашла о том, чтобы я вел передачу, мне сказали: не получится, значит, не получится. И вот, наверное, чтобы меньше людей заметило, какие у меня "блины комом", чтобы можно было, если что, закрыть передачу, мы начали не с начала сезона, а в конце весны.
За три месяца работы с какими сложностями вы столкнулись?
Ох…кажется тебе тема очень интересной, начинаешь ее продумывать и понимаешь, что придется «фильтровать базар». Это нельзя, это нельзя, это нельзя. Конечно, я хочу провоцировать гостя на какую-то реакцию, но передо мной не стоит цель сталкивать кого-то лбами – не мое это.
А на кого вы равняетесь? Кто для вас – эталон?
Из российских – Саша Ветров. Он вроде бы приводит гостей – скучнейших, но я включаю радио и мне интересно его слушать. А если дорасту когда-нибудь, то Ларри Кинг – это мой идеал.
Пожалуй, лишь две вещи мне в нем не нравятся: то, как он одевается, и что он ест.
Я был в Калифорнии, в ресторане, в который он ходит завтракать. И там есть даже блюдо «Завтрак Ларри Кинга». Это тихий ужас: белки – какие-то "обезжиренные" яйца, ни соли, ни сахара, это настолько пресная еда! Но, наверное, ему это полезно.
Беседовала Валентина Филиппенко