Уже порядка 3000 изданий в мире используют мобильные платформы для размещения цифрового контента, из них более 100 - в России. О том, что на сегодняшний день мобильные разработчики могут предложить изданиям, рассказал Михаил Шубин, Генеральный директор компании Terem Digital&Mobile.
Михаил, в каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться цифровое медиа-издательство?
Интерес читателей постепенно смещается от традиционных СМИ в сторону мобильного потребления контента. Есть предпосылки создания веб-аппов (web-apps) для новостных изданий. Их и сейчас уже существует достаточное колчество. На данный момент уже больше 1500 изданий в мире используют мобильную платформу Adobe Digital Publishing Suite для размещения цифрового контента, из них более 60 - в России. Самые успешные реализации, на мой взгляд, в западных издательствах: Condé Nast, Martha Stewart, BonnierAB, The New Yorker, в российских - За Рулем, Коммерсантъ, Sanoma Independent Media и Hearst Shkulev Media. По числу распространяемых и читаемых версий они уже совсем скоро сравняются с бумажными аналогами.
Что на сегодняшний день мобильные разработчики могут предложить изданиям?
Для планшетных изданий есть несколько решений, но по числу пользователей и функционалу всех опередил Adobe DPS. Для оптимизации рабочего процесса у нас есть:
кросс-медийная платформа vjoon K4, Adobe Digital Publishing Suite (на данный момент в процессе реализации связка vjoon K4 и Adobe управления DPS);
DC-X – система DAM (хранилище цифровых активов и система управления ими);
HTML Stacker – возможность создания интерактивов в планшетных изданиях;
Digital Marketing Suite - система аналитики планшетных изданий на основе технологии Omniture, позволяющая глубинно изучать, анализировать релевантность планшетных изданий. И многое другое.
Михаил, а в чем преимущества вашего ключевого направления Digital Publishing?
Во-первых, это легкость в переходе к цифровому паблишингу. Процесс создания построен на тех же инструментах и технологиях InDesign, при помощи которых создаются "бумажные" издания. Это значит, что издателю нет необходимости иметь в штате программистов исключительно для публикации на планшетах.
Во-вторых, Adobe планирует ввести формат Folio как индустриальный, по аналогии с PDF и PostScript, что, в частности, позволит не переделывать рекламные блоки. Сейчас это довольно сложный и трудоемкий процесс.
В-третьих, платформа открыта к изучению. Использовать ее, делать пилотные номера и макеты можно совершенно бесплатно. Издательские риски при запуске минимальны, ведь сделать пилот и собрать деньги на рекламе возможно еще до вложения денег в платформу.
Кроме того, высок темп развития функционала. На данный момент вышла 23 версия инструментов с новыми возможностями и опциями, включая, например, возможность взаимодействия с социальными сетями.
Все это обеспечивает платформе большую популярность у издателей.
Какие системы монетизации используют российские издания в цифровой области?
Традиционно существует два направления монетизации: продажа и реклама. В первом случае схема получения прибыли точно такая же, как при продаже печатных версий. Либо цена устанавливается за один номер, либо за пакет определенных изданий, либо за весь архив сразу. Рекламные возможности включают в себя спонсорство, модульную или комбинированную рекламу, спец. проекты и т.д. Как вы видите, вариантов довольно много.
По вашей оценке - насколько они успешны?
Этот канал только начинает развиваться, абсолютные результаты пока не велики, но рынок очень быстро растет. Многие бренды и рекламные агентства стали относиться к нему гораздо серьезнее. Это подтверждается и исследованиями Flurry Analitics.