Его называют пионером FM-радио. Стоял, можно сказать, у истоков, с коллегами организовал первую частную радиостанцию. Теперь возглавляет крупнейший холдинг Вещательная корпорация «Проф-Медиа», локомотивом которой является популярнейшее «Авторадио». О своем деле президент ВКПМ Юрий Костин знает все, настоящий профи. В чем и убедился главный редактор «Мира новостей» Николай Кружилин.
- Юрий Алексеевич, три из четырех радиостанций ВКПМ очень популярны, находятся в первой десятке рейтингов. Расскажите немного о себе — как вы пришли в этот бизнес?
- На самом деле, случайно — я очень не хотел заниматься радиовещанием. Окончил Институт международных отношений, видел себя дипломатом, будущим сотрудником корпункта ТАСС где-нибудь в Вашингтоне, а тут какое-то радио, вещающее на зарубежные страны. И что это вообще такое, кто его слушает? Но так получилось, что в 1987 году выпускники нашего вуза оказались никому не нужны, и меня в Гостелерадио практически за руку привел декан факультета журналистики МГИМО. Надо сказать, я сразу втянулся. А через три года уже возникла эта сумасшедшая идея создания частного радио. Был 1991 год - хорошее время, свобода, ветер в голове. Мы очень загорелись этой мыслью, создали станцию «Радио 101». Но бизнесом стал воспринимать радио, наверное, только в 1994 году — после событий 93-го, когда все более менее успокоилось, в том числе и романтический ветер в голове.
- Какой формат был у вашей первой радиостанции?
- Информационно-музыкальный. Мы работали в Иновещании Гостелерадио, поэтому главный наш конек был — информация. Костяк редакции составляли абсолютно уникальные люди, которые потом нашли себе достойное место в медиабизнесе. Через восемь лет мы вынуждены были станцию продать. На этом первая часть моей радийной истории закончилась — 9 мая с песней «День победы» мы ушли из эфира.
- А как вернулись?
- Вернулись в тот же день в виде интернет-радио «101», в той же студии, практически с теми же людьми и теми же музыкантами. А в 2001 году мои друзья с «Авторадио» - Александр Варин, покойный ныне, и Александр Павлович, его правая рука, пригласили меня на работу.
- В качестве наемного работника?
- Да. Если говорить о моих ощущениях - человека, который был одним из совладельцев бизнеса, а стал наемным работником - пришлось нелегко. Но во главе радиостанции стояли люди в высшей мере профессиональные, а подчиняться профессионалу легко. Варин был человеком, у которого можно было многому научиться, - собственно, я и учился. Он был великим человеком и великим другом. Я по нему скучаю. По наследству ко мне перешла одна проблема – наше дело я воспринимаю как собственный бизнес. Почему проблема? Потому что я очень переживаю по поводу ошибок, просчетов, которые периодически случаются. Люди умные мне говорят: да ты успокойся, это же не твой бизнес! Но иначе я не могу. И думаю, что иначе нельзя работать.
- Теперь вы еще и писатель. Что подвигло и как совмещаете?
- Я считал, что радио — временная история в моей жизни, потому что ничего общего с моими желаниями, устремлениями, которые привели меня в МГИМО, она не имела. А желания были простые — стать журналистом и писателем. Писать я начал очень рано, сочинял произведения в приключенческом жанре, даже отправлял их в журнал «Юность». В офисе у меня для смеха висит первый ответ редактора - «ваше эссе эклектично». Тогда из этих трех слов тринадцатилетний писатель понял лишь одно - «ваше», и решил, что его ругают. Уже учась в институте, в газетах работал — в провинциальных, на практике, и сотрудником ТАСС. Первую свою книгу - «Две жизни моего поколения» - выпустил пять лет назад. А писать ее начал еще в 1998 году, поэтому у читателей запросто может сложиться ощущение, будто писали ее два разных человека. Эта книга предназначалась для сына - хотел ему рассказать, как мы жили, публиковать даже не стремился. Но потом один мой друг — музыкант «Машины времени» Александр Кутиков, прочитав, сказал, что нужно издавать; другой - Алексей Лысенков, который помимо ТВ, работает у нас на «Авторадио», предложил переговорить со знакомым издателем. Так и появилась эта книга.
- Она имела успех у читателя?
- Она имела успех у людей, которые имеют возможность мне сказать, что они ее прочли. Бестселлером стала вторая книга. Первая расходится больше по знакомым, ее перечитывают, дают почитать другим — это фактически дневник представителя поколения, которое жило до и после 1991 года и само было участником процесса. Поэтому мне не стыдно за эту книгу, это такая моя большая визитка, которую можно вместо карточки дарить людям. Она посвящена моим родителям, родным, друзьям, коллегам по радиовещанию. А вот вторую — роман «Немец» - можно назвать коммерчески успешной, 20 тысяч экземпляров были проданы очень быстро.. По ней фильм сняли – права, говорят, приобрел Первый канал.
"Мир новостей" 41(980) 2 октября 2012 года