Дина Годер — руководитель и преподаватель «Школы культурной журналистики» санкт-петербургского Фонда «ПРО АРТЕ». Эта программа предлагает бесплатное образование для журналистов, пишущих о культуре. Студентов школы привозят со всей России в Москву, Петербург и Красноярск, там им читают лекции ведущие российские журналисты, критики и искусствоведы. БГ поговорил с Годер об уровне образования молодых журналистов, о том, что становится с людьми, прошедшими полугодовой курс, и узнал, в чем проблема пермского «культурного десанта» и других подобных инициатив.
Как начиналась «Школа культурной журналистики»
Мы начали учить культурных журналистов в 2002 году. Мы тогда работали в «Ежедневном журнале», и необходимость в такой программе была нам совершенно очевидна. Современного искусства становилось все больше, а людей, которые умели бы про него рассказывать журналистским образом, не прибавлялось. Как только мы пытались выйти из круга своих, всем известных авторов, оказывалось, что просто некому заказать рецензию — люди либо ничего не понимали в предмете, либо не умели писать. Маша Липман, которая тогда была в «ЕЖ» замглавного, и Лена Коловская, директор Фонда «ПРО АРТЕ», встретились на каком-то мероприятии, поговорили о сложившейся ситуации, обнялись и в тот же год начали программу. Вскоре накрылся медным тазом «ЕЖ», но мы успели набрать первый московско-питерский курс. Уже со второго года мы стали принимать ребят из провинции. Мы сказали: у нас нет денег вас привезти, но если можете приехать сами, мы вас будем бесплатно селить, кормить и учить.
На следующий год Ирина Прохорова сказала, что такой курс нужен и для Норильска — там первое время базировался Прохоровский фонд (пока не переехал в Красноярск). Он начал очень мощную экспансию современного искусства в Норильске — устраивал фестивали, мастер-классы. И люди, готовые выползти — посмотреть и даже как-то поучаствовать, — в городе находились. А людей, способных об этом судить, хоть как-то понять и адекватно объяснять остальным, — тогда не было. В провинциальных изданиях журналисты часто более косные, чем зрители. Набор в первую спецпрограмму для Норильска — это была беда! Было непонятно, откуда брать студентов. Старшие, которые хоть что-то знали и умели, — были уверены, что они короли и им незачем учиться. Совсем молодые — не знали вообще ничего, у нас ребята такого уровня в кулинарном техникуме учатся. В результате набрали группу буквально человек шесть, с которыми можно было работать.
Уральская аномалия
В последние годы мы разделили программу культурной журналистики на две части: европейскую часть России и Урал — Сибирь — Дальний Восток; вторую группу мы набираем в Красноярске — туда могут подавать люди и из Норильска, но в последнее время из Норильска ребят почти нет, они послабее и по сравнению с другими городами пока не тянут. Тем более что в этой программе есть такое место силы, как Екатеринбург. Екатеринбуржцы могут всех перекрыть, из них с легкостью можно было бы целую группу набрать — они очень сильные, у них много культуры в городе, они много ею занимаются и интересуются.
Объяснения этому явлению у меня нет. Почему современное кино есть в Москве, Питере и Екатеринбурге? Как получилось, что лучший современный танец в России — это екатеринбургские «Провинциальные танцы»? Отчего новая драма большей частью из Екатеринбурга (школа Коляды, Пресняковы и так далее)? Русский рок — из Екатеринбурга, современная российская анимация — из Екатеринбурга. Откуда в этом городе такое сильное творческое начало — никто не знает, но это так. Место силы, уральская аномалия.
Студенты как барометр культуры
По интересам студентов можно наблюдать, что происходит с культурой. Например, уже второй год чуть ли не треть курса хочет писать о популярной музыке. Поступают-то люди на все специальности, но вдруг оказывается, что самые яркие, думающие, образованные — это как раз те, что выбирают музыкальную критику. Раньше такое невозможно было даже представить — в первый год современной музыкой не хотел заниматься никто, во второй — один Шурик Горбачев. В то время умные в основном шли на арт-критику, и это было естественно: тогда активно развивалось современное искусство, концептуальное, требующее осмысления. Сейчас почти никто не хочет заниматься артом, один-два человека. Видимо, с музыкой происходит такое, что содержательным людям она становится интересной.
Дина Годер со своими студентами. Санкт-Петербург, 2011
О пользе блата
За годы нашей работы мы раскрутили нашу программу, но все равно главный источник информации о ней — это сарафанное радио. И я всегда ребят прошу: если от вас идет кто-то поступать, кого вы считаете содержательным, подходящим нам человеком, — предупредите нас. Я за такой блат. Это не значит, что я обязательно возьму того, кого мне рекомендовали. Просто буду к нему внимательнее — ведь многим тяжело сразу открыться, знание того, что этот человек на самом деле интересен, что его кто-то рекомендует, позволит мне на собеседовании присмотреться к нему и потрясти его подольше. Это тем важнее, что с людьми из провинциальных городов я веду собеседование по телефону. Если человек стесняется — при личной встрече я это увижу, а по голосу может показаться, что он хам или тугодум.
Что можно сделать за полгода