В рамках фестиваля региональных радиопрограмм «Вместе - радио» прошла встреча с президентом Международной академии телевидения и радио, лауреатом Государственной премии СССР и премии ТЭФИ Анатолием Лысенко. Поговорили о журналистике «за» и «против», о разделении понятий журналистики и политики и о настоящих звездах эфира
Фото: radiofestival.ru
Наталья Власова, генеральный директор Фонда Независимого Радиовещания:
Анатолий Григорьевич предложил поговорить на тему: "Возможен ли компромисс в журналистике?". Это провокационный вопрос. И для нас имеет большое значение, как на эту ситуацию смотрит человек с огромным, колоссальным опытом работы в центральных СМИ. Человек, который наблюдал серьезные конфликты и ему удалось сохранить баланс и сохранить серьезную репутацию. Тем не менее, Анатолий Григорьевич считает, что компромисс в журналистике не только возможен, но и вся журналистика - это и есть компромисс. Кроме того, мы попросили Анатолия Григорьевича обратить особое внимание на такую актуальную тему: как найти сочетание качественной журналистики и эффективного коммерческого бизнеса.
Мы выслушаем аргументы Анатолий Григорьевича и затем будем задавать вопросы. Это будет совершенно свободный разговор.
Анатолий Лысенко:
Я вам скажу свою точку зрения: есть два компромисса. Есть компромисс тактический и есть компромисс стратегический.
В стратегическом компромиссе или в компромиссе жизни лучше держаться своих позиций.
Без тактического компромисса прожить нереально, потому что, к сожалению, журналистам (особенно молодым) всегда хочется сказать всю правду и сразу.
Во времена "Взгляда" мы очень долго воевали с ребятами: им хотелось немедленно выбежать и сказать все сразу. Долгие и упорные наши разговоры кончались одним: я говорил, что, конечно, можно сказать все сразу, только это будет разовое, завтра передачи уже не будет. И вот вопрос: или сказать все сразу, чтобы через два-полтора месяца забыли и о тебе и о самом твоем смелом, о самом твоем светлом поступке или step-by-step, потихоньку вливая в сознание зрителей то, что ты хотел сказать, постепенно добиться результата.
Как показал опыт "Взгляда" - нам за три года удалось сказать всё, что мы хотели… Я не говорю о том, что советская власть рухнула благодаря "Взгляду", но в какой-то степени свой вклад мы туда внесли.
У меня есть такая теория: самое главное и в позиции "за", и в позиции "против" не быть первым учеником. Я очень люблю "Дракона" Евгения Шварца. Помните, там есть такая сцена - сын бургомистра говорит: "Но мы ведь все были учениками Дракона". И Ланселот ему говорит: "А зачем ты был первым учеником, скотина". Вот я всегда очень боюсь первых учеников. Первых учеников - и за, и против. Кстати, как показал опыт достаточно длинной жизни, очень легко переходят из лагеря "за" в лагерь "против" и наоборот.
Есть журналисты, которых мне приходилось сдерживать в их революционном пыле, чтобы они не подвели всех, и которых сегодня мне стыдно признать своими учениками. А где граница, честно скажу вам, не знаю. Не знаю. Это каждый раз зависит от условий и возможностей.
Я вообще очень боюсь одной вещи. В середине 80-х журналисты почувствовали себя политическими деятелями. И это было вполне понятно. Во-первых, потому что прислушивались к журналистам в то время, вряд ли когда-нибудь будут еще прислушиваться. Если бы в 80-е годы вы вышли из этого здания и прошли чуть-чуть налево, то вы бы увидели здание "Московских новостей". И в этом есть символ, что здание снесли, и от него ничего не осталось. Но в то время каждое утро у здания "Московских новостей" стояли люди и ждали, когда вывесят свежий номер.
И в связи с этим расскажу историю о нашей встрече со зрителями. Эта встреча проходила в Харькове. Мы прилетели в Харьков в 4 утра, была договоренность, что мы проведем одну встречу и назад. Оказалось, что запланировано две встречи. Дима Захаров, человек скептический, говорит: "Ну, придет 200 девочек на Любимова посмотреть. Кому мы нужны... "
Мы приехали в здание - что это за здание не знаем, толком не проснулись еще, нас торопят: давайте-давайте быстрее, люди уже собрались. Дима идет и ворчит как всегда.
Нам говорят: "Пожалуйста, выходите". Выяснилось, что это Дворец спорта. И забит полностью - пять тысяч человек в зале.
При всей нашей наглости мы испугались. И было еще две встречи. И на каждой зал был битком.
И тогда я первый раз понял, насколько прислушиваются к журналистам - не к образу, который на экране, а к реальным людям. Они видели в нас людей, реально творящих политику. Это имело развитие, потому что трое впоследствии стали депутатами Верховного Совета. И вот что произошло: тогда очень многие журналисты поверили, что они политики. И они стали путать свою профессиональную работу с политическими акциями.
У нас была чудесная телевизионная ведущая - Света Сорокина. Она прекрасный журналист, человек с настоящей гражданской позицией. Но когда Света вела программу новостей, мне всегда казалось, что в конце она поднимет двуперстие - потому что по оголтелости она напоминала боярыню Морозову - поднимет и скажет "С Богом, дети мои" и перекрестит зрителя. Вот такое было ощущение. Потому что она чувствовала себя воителем.
Юра Ростов - блистательный журналист, уехавший в Америку и оставшийся там - в одном из выпусков облаял Бориса Николаевича Ельцина со страшной силой, тут же конечно звонят: мол, что это вы делаете, а мы телевидение все-таки ельцинское, российское… еще и война идет между Россией и Советским Союзом. Я его вызываю и говорю: "Юра, ты что озверел, мягко говоря. Мы все-таки телевидение Ельцина". Он говорит: "Вы знаете, Анатолий Григорьевич, что-то сегодня я с утра с женой поругался, дочка нахамила, я приехал меня просто трясло от злобы… Начал говорить и не мог остановиться". С одной стороны меня смех разбирает, а с другой стороны умиление: рядовой журналист взял и обхамкал президента великой державы, потому что он с женой поругался. Понимаете? То есть соотношение масштабов исчезло. Мы воители, потому что мы четвертая власть. Собственно говоря, даже не совсем четвертая, а скорее третья, потому что юридически-то … и даже скорее вторая, потому что в Государственной думе… и даже мы, наверное, первая, потому что президент без нас…. сами понимаете…
И действительно поверили, и это сыграло очень плохую роль. Все-таки журналист - это журналист, политический деятель - это политический деятель. Я понимаю, что в стране, где нет политических деятелей, журналисты закрывают в какой-то мере вакуум. Но возникает путаница в головах.
Если хочешь вести политическую деятельность, это должна быть твоя самостоятельная передача, а не в рамках существующей радио- телепрограммы или газеты. Потому что любая радио- телепрограмма или газета выполняют политику, определяемую владельцами. И так во всем мире, чтобы не говорили
Последние полгода я занимаюсь проблемой общественного телевидения и очень много читал по этому вопросу. Все красивые легенды об абсолютной независимости телевидения, радио или газеты абсолютно недостоверны. Во всем мире существуют железные правила взаимодействия, железные правила прав журналистов, чего у нас нет. Не бывает независимых СМИ. То есть я знаю независимые СМИ. Мой приятель купил камеру и снимает телевизионные шуточные программы и крутит их дома. Абсолютно независимые телевизионные программы.
Не бывает независимых СМИ - или государство или частный владелец.
И вот что я вам скажу - недавно прочитал запись летучки, которую Габриэлян - владелец "Известий". Я не знаю такого журналиста. И прочитал его беседу с редакционным коллективом. И вот что хочу сказать.. Я достаточно хорошо владею ненормативной лексикой, у меня за плечами опыт работы на заводе, куда я пришел слова не умея сказать матерного. А дальше была хорошая школа на телевидении. Но такого мата - хамского мата - я в жизни не слышал. Это он разговаривал с журналистами газеты Известия - это уже, конечно, не та великая газета, но я представил себе Ваню Лаптева, который также вел летучки. Да матюкались, но подобного хамства представить нельзя. И после такого хамства, я смотрю, он и дальше интервью дает, он как был так и остается владельцем газеты. И не слышал, чтобы кто-то ушел из журналистов. Мы слишком перестарались с терпимостью.
Когда мы смотрим передачи и прекрасно знаем, что ведущий передачи "берет", потому что в том же Интернете напечатаны расшифровки разговоров, копии документов с печатями… и сказать, что этот человек стал нерукопожатным, как изящно выражались наши предки… Так нет, все остается по-прежнему, только пожимают плечами. "Я бы с ним работать не стал" - это вершина того, что мы можем сказать. К сожалению, это стало "глотаемым" делом.
Абсолютная независимость должна быть очень простая: ты не хочешь в этом участвовать - плюнь и уйди. Как говорит Жванецкий: тебе не нравится, отойди в сторону и не дыши.
Тем более что в моё время встать и уйти с Центрального телевидения, или из крупной газеты означало гражданскую смерть. Сейчас журналисты стали значительно свободнее - личностно. Крепостное право исчезло.
Хотя знаете, опасно давать советы со своей точки зрения, потому что у меня одна жизнь, один правила игры, одни взаимоотношения с людьми, у кого-то - другие.
Сегодня, конечно, журналист посвободнее. Значит ли это, что он абсолютно свободен - нет, потому что это профессия, которая всегда зависит .. в конце концов, она зависит от зрителя, от читателя, от слушателя. Вы, может быть, супергениальны, но если вас никто не будет читать и слушать, то получится как в кино. В кино есть гениальные режиссеры, которых никто не знает и не узнает кроме 25-ти оголтелых кинокритиков, которые собираются и - по Ильфу с Петровым - говорят "Самое главное, чтобы не было как у Мейерхольда" . Вот такая штука.
Давайте я лучше буду отвечать на вопросы, потому что заниматься философствованием - это не очень благодарное дело.
Вопрос: Вы как раз имеете опыт работы с журналистами, которые стали звездами и стали лицом канала в тот момент, когда они почувствовали в себе силы, которые могут влиять на процессы и диктовать правила игры. Как тогда поменялись отношения с управленцами и с менеджерами?
Анатолий Лысенко: В тот момент, когда журналист начинает чувствовать, что он такая звезда и прочее, лучше всего от него избавиться, если говорить с точки зрения менеджера. Но есть очень простая штука. Все зависит от того, кто менеджер. Если менеджер, условно говоря, творческий авторитет, это одно, если менеджер - авторитет в регулировании денежных потоков - это другое. А работать со звездами вообще тяжело.
Мне повезло: 25 лет били меня, потом появилась возможность бить мне
Жизнь менеджера тоже не самый сахар, потому что существует давление - гигантское.
Менеджер не должен быть передаточным звеном. Менеджер должен быть скорее трансформатором. Он должен снизить накал страстей, а иногда и поднять, потому что очень много ошибок происходит от непрофессионализма. Если ошибка от ляпа - от того, что Юра с утра поругался с женой и ему захотелось облаять Бориса Николаевича - вот с этим иногда надо повысить градус напряженности. Но менеджер должен быть, конечно, трансформатором. Он должен работать с рядовыми исполнительными журналистами. Конечно, это легче с точки зрения сердечно-сосудистой системы. Иногда бывают такие ляпы и такие проколы, что думаешь: ну вот как … потому что в конце концов отвечает все-таки менеджер.
Хотя я очень не люблю вот этих слов - менеджер, продюсер. Есть руководитель, директор. Продюсер - это человек, который вкладывает свои деньги.
Вопрос: Как работать руководителю компании с теми, кто платит деньги в данном случае с госструктурой? Как доказать, что только хорошее о человеке - это не всегда хорошо? Как доказать, что критика тоже необходима - здоровая, реальная критика, чтобы не страдало наше предприятие, чтобы наш зритель нам верил и оставался с нами.
Анатолий Лысенко: На этот вопрос сложнее всего ответить. Все зависит от одной простой причины - кто сидит над вами. Если дурак - никак не докажете. И даже дураку можно доказать. Самое страшное в этих ситуациях - не дурак. Самое страшное - окружение. Вот кто выглядит наиболее по-королевски - опять-таки, цитируя моего любимого Шварца - только королевские кошки.
У меня был сложнейший конфликт с Юрием Михайловичем Лужковым, который пригласил нашу команду на ТВЦ и года два с половиной мы работали изумительно. А королевские кошки ходили вокруг и говорили "Маааало! Маааалоо вас показывают. Вы видели, Юрий Михайлович, на съемку привезли всего одну камеру". Я говорю: "А зачем больше?". "Это неуважение!!!!". И вот начинается - окружение играет короля.
Первый конфликт наш начался: Доренко критиковал Юрия Михайловича. Это была президентская борьба. Собственно, нас и пригласили - сделать из Юрия Михайловича президента и мы пошли. Команда была достаточно весомая - Леонтьев, Романова, Бруни. Пришла суперкоманда. И вот Доренко кроет Юрия Михайловича. Окружение начинает бегать: Юрий Михайлович, немедленно подавайте в суд! Немедленно! Нужно нанести удар! Окружение никогда в армии не служило, но они обожают военную терминологию: нанести контр-удар, проведем контр-атаку. причем все они рвут на себе рубашку, ты понимаешь, что все они сейчас бросятся на Доренко как Матросов на амбразуру. Я говорю: "Юрий Михайлович, не слушайте вы людей, если вы будете отвечать на ругань Доренко, то вы становитесь тут же на равные ступеньки". А Лужков: "Но мне будут задавать вопросы журналисты". "Ну и хорошо. Вот задают вопрос: Как вы относитесь к Доренко? Вы говорите: К кому? А это кто? Ребята, у меня на шее город с его проблемами, со всем. Мне что время есть на каких-то журналистов, но нехай брешет, мне-то что". И все и нет этого. А если вы начинаете ударом на удар, вы немедленно ввязываетесь в равное положение, а в равном положении вы проиграете, потому что вы вынуждены говорить как лицо официальное, а он может говорить все, что угодно. Так оно и произошло.
Очень сложно начальству доказать, что 28 раз сказать халва не есть сладко.
Руководство к журналистам прислушивается редко, хотя есть люди. Вот Виктор Степанович Черномырдин, в общем, прислушивался, но очень настороженно.
А если бы знали сколько сил стоило произнести фразу "мочить в сортире"… Это было ой как не просто - доказать, что эта фраза принесет больше популярности, чем четыре выступления, написанных умными людьми.
Вопрос: Вам не кажется, что такие фразы зачастили в последнее время?
Анатолий Лысенко: Это уже самодеятельность. В этом тоже трагедия: если один раз у вас удачно получается, то потом вы это начинаете тиражировать. Вот этим и отличается профессионал от непрофессионала.
Честно скажу, что журналистом я бы хотел сегодня быть, а вот менеджером - нет.
Вопрос: Многие журналисты ведут личные блоги. С позиции менеджера вещательной компании: как регулировать эти отношения? Есть компании, которые запрещают вести личные блоги и высказывать свою гражданскую позицию.
Анатолий Лысенко: Регулируется очень простым способом - договором. Если в договоре написано…
Реплика из зала: Это рабство получается
Анатолий Лысенко: Стоп-стоп… это не рабство. Есть понятие: ты заключаешь договор. В договоре написано, что журналист не имеет права выступать нигде кроме как в нашем издании. Может быть такое написано? А может быть: пожалуйста, с указанием личное мнение. Но когда журналист пишет одно в газете, а в блоге пишет противоположно другое, то это называется двурушничество. Вот тут уже готов биться до последнего. А так - это мое личное мнение. Как говорили в свое время люди в Доме журналиста: "Да! Я напился, но это не имеет никакого отношения к антиалкогольной кампании, которую ведет моя газета."
У нас все хотят быть демократами, поэтому говорят - это не формат, на самом деле просто боюсь. Понимаете, ведь в менеджере есть еще одна штука, мне сегодня легче руководить, потому что мне наплевать в мои годы в моем положении: ну выгоните вы меня и что? Проще со мной мной согласиться, чем меня выгонять.
Взять ситуацию на ТВЦ. Я разругался и готов уйти… Но со мной пришло 110 человек. Очень легко повернуться и уйти, но за тобой вслед вылетают эти люди. Вот как здесь быть? Личная смелость, но ты жертвуешь не самим собой, ты жертвуешь еще и десятком людей. Это значительно более сложно, чем принять решение самому. Приходится иногда три-четыре месяца проходить через сплошные конфликты, пока ты защитишь наиболее уязвимых людей.
Начальство - это всегда начальство. Бороться с ним надо. Но надо понимать, что это не самая сладкая работа
Вопрос: Вам когда-нибудь было стыдно за то, что вы делаете?
Анатолий Лысенко: Конечно, было. Бывает масса стыдных вещей, которые не хочется даже вспоминать.
Не забудьте, что я первую передачу написал в 57-м году. И, конечно, есть очень много вещей, которых я бы сегодня не написал. Я работал в молодежной редакции Центрального Телевидения. Мне повезло в этом отношении - гадостей относительно мало сделал, всегда находились первые ученики, которые это делали. За то, что я высаживался с нашими войсками в Чехословакию мне по сей день стыдно. Мы не сделали ни одной передачи, но мне стыдно. Мне стыдно за тех ребят афганских, о которых я делал передачи и которых мы бросили как …. как мусор бросили. Они нам поверили эти мальчики - афганские комсомольцы, а мы их бросили. Мне стыдно.
Мне стыдно, что были люди, которых мы поднимали, двигали, а они оказались сволочью. Но это неизбежно. Мне стыдно, что у меня есть два ученика, рядом с которыми я не то что не сяду - в одном городе не буду, подожду пока они за город уедут.
И чем дольше ты живешь, как говорил товарищ Маяковский, если кто-то помнит:
Проживешь свое пока,
много всяких грязных ракушек
налипает нам на бока.
Да, налипает. Это такая профессия.
А сколько мы в свое время пели гимны целине, БАМу. Будучи железнодорожником, я понимал, какие миллиарды выбрасываются на БАМ.
Разве сегодня, когда вы пишите о сочинской Олимпиаде, вы не налипаете себе на бока бездумную, бессмысленную трату денег в стране, в которой средств не хватает. Кому это нужно? И самый главный вопрос: куда все это будет использоваться потом, потому что Сочи не переварит такого количества спортивных объектов, если только в порядке лечения туда не будут засылать сборные, чтобы они там бегали.
И опять же повторю: не нужно быть первым учеником. Мы все прекрасно понимаем меру компромисса. Другое дело, что чем больше ты ее отодвигаешь, тем тяжелее потом сдвинуть обратно. Обратно уже не сдвинуть.
Вопрос: Мы сейчас разговариваем с коллегами и приходим к мнению, что время иногда выдавливает журналистов из зоны нейтральности и объективного освещения и заставляет проявлять свою гражданскую позицию. Споров у нас очень много. Ваше мнение?
Анатолий Лысенко: Я никогда не стремился к боям. Мне очень не хочется революций. Но жизнь выдавливает и заставляет совершать поступки. Я никогда не думал, что я смогу выстрелить в человека. Но когда наш вертолет подбили в Афганистане, и надо было стрелять, а стрелка убили, я сел за пулемет. Это - жизнь. Никогда не знаешь меру и норматив, до которого ты можешь отступить.
Вопрос: Мы часто с коллегами говорим о том, что радио стало безликим. Но у нас много ведущих старых времен, кого мы знаем. Из совсем молодых и новичков вы никого не назовете. Ситуация с Маяком - убрали имена и оставили только названия программ, то есть такая нормальная машина, позволяющая убирать и вводить новых ведущих, новые голоса в эфир, практически незаметно для окружающих. Радио не интересно аудитории. Мы на секции управления часто говорим о том, как же привлечь внимание, и что же делать тогда менеджерам, чтобы вернуть личность радио.
Анатолий Лысенко: Честно говоря, менеджерам легче управлять когда нет звезд. Можно ли обойтись без звезд? На мой взгляд - нет. Особенно на радио.
Можно выстроить радио без звезд. Можно выстроить радио на оговорках и на корявом разговоре. Создать образ радио улицы, где люди плохо говорят. Кстати говоря - "Дождь". Успешный проект телеканала "Дождь". Есть вещи, которые им позволительно говорить больше, чем остальным, но если вы послушаете передачи Марьяны Максимовской или Осокина - то же самое. Они очаровательно оговариваются, они не умеют держаться в кадре, в этом есть своя прелесть. Другое дело, что пройдет энное время, эта прелесть пропадет. Знаете, как у детей. Это уже не детство, а это уже наглость - очень часто бывает.
Про радио без звезд… Смешная была история. Мне было уже много лет и было уже имя, телевидение - мы с Володей Соловьевым пришли в детскую редакцию радио - из вас уже, наверное, никто не помнит эту мифическую фантастическую детскую редакцию радио, где делали "Клуб знаменитых капитанов", "Школа Бианки". И что-то обсуждаем с девушками - как они себя называли - самой младшей было лет 65… А мы пришли с телевидения. И мы были в тихом шоке, когда одна другой сетует: "Нечего поставить". И в ответ: "Слушай, лапуля, возьми "Школу Бианки". Помнишь выпуск 1944-го года. Шикарная была передача, в июне, кажется … Поищи…" А дело происходило в году 78-м или 79-м… Вот так вот)) И вдруг входит человек, посмотрел на нас и говорит: "Здравствуй, дружок". И у нас - королей, лауреатов, телевизионных звезд - у нас отвисли челюсти. Литвинов! Как могло быть детское радио без "здравствуй, дружок"??? Сегодня нет ни Литвинова, ни детского радио. Выяснилось, что и без этого можно прожить. Как говорится в Библии, и это проходит. К сожалению.
У меня двоякая точка зрения. Я довольно часто слушаю радио. Как и все, наверное, в машине...
Вопрос: Какое вы предпочитаете?
Анатолий Лысенко: Сити-FM… Потому что когда его создали, я сказал Саше Герасимову "Ты с ума сошел. Это же смерть. Тут тебе никогда ничего не удастся добиться". А сделали прекрасную радиостанцию. Теперь слушаю СИТИ-FM, разное слушаю...
Иногда меня раздражают радиозвезды. На мой взгляд, звезда - это содержание.
Вот я не люблю Соловьева: не люблю как он ведет ни по телевидению, ни по радио, но у него в передаче есть звезда - это его мама. И когда я слушаю его маму, которая рассказывает об искусстве, о картинах, о композиторах, меня это захватывает. Она рассказывает даже то, чего я не знаю. Рассказывает с любовью. Она любит то, о чем она рассказывает.
Огромное количество радиозвезд показывают не высокий уровень, прикрываясь непринужденностью. Так вот, непринужденность - вещь чудесная, когда она находится в рамках. Как говорил великий наш конферансье Миров: сперва завизируй, а потом импровизируй. И он же сказал великолепную вещь: любая импровизация должна быть отрепетирована.
Когда я слышу за псевдо-раскованностью отсутствие мысли и уважения к слушателю… Я не думаю, что это звезда. Ранг звезды надо завоевать.
Я многие год знаю Аллу Борисовну. Я от нее ни разу в жизни не слышал, что она - звезда. Но она – звезда.
Очень легко мы стали пользоваться этим словом. А сегодня имя звезды можно сделать себе таким "А я говорю то, что я хочу".
Сегодня на "Культуре" идет передача с Аркадием Аркановым, рассказывающая о "Вокруг смеха", о старых юмористических программах. Вот там зал смеется и мне хочется смеяться с ними. Я вижу, что они понимают, над чем они смеются.
И сегодняшнее выступление Петросяна, которого я очень уважаю - он умница и коллекционер редких книг, но когда я вижу его концерт, людей, которые в зале… Когда они смеются, сразу виден весь золотой запас страны и недостатки стоматологии. К чему ведет передача? К тому чтобы поржать?
Зачастую радиоведущие сегодня стремятся к тому, чтобы про него сказали "свой парень". Я твердо убежден, что если ведущий выступает по радио или по телевидению, он должен владеть разговорным языком. Не надо чинного произношения, но в то же время не надо простоты. К сожалению, сегодня это происходит и на радио и на телевидении - мы работаем на среднего зрителя. Особенно когда это касается больших каналов.
Есть такой хороший фантастический рассказ кого-то из американцев - Гаррисона, кажется. О том, что американцы при их сумасшедшей тяге к среднему, установили в стране закон среднего: из четырех кандидатов выбирать того, у кого все показатели наиболее близки к среднему - губернатора, президента, в школе оцениваются, все по среднему. Проходит несколько поколений, они превращаются в обезьян, потому что в математике железный закон: если вы будете строить по среднему, у вас кривая результативная пойдет вниз. Это трагедия больших каналов - радио и ТВ.
Мы взялись делать российское телевидение с мыслями "ну мы сейчас сделаем нечто такое, поднимающее российского зрителя". И возник вопрос: мы ведь не можем делать телевидение, также как мы не можем делать радио так, чтобы в начале появился диктор и сказал: "Так! Тем, у кого IQ ниже 92-х, выключить немедленно!" Мы вынуждены работать на среднего зрителя. Так давайте работать на среднего зрителя, не углубляя этого еще "а легким таким вот разговором".
У меня лежит словарик чудесный, выпущенный в 1925 в помощь молодым сотрудникам уголовного розыска, пришедшим по пролетарскому набору в милицию, для того чтобы объяснить им что такое «феня», что такое «ботать». Сейчас открываешь, так это словарь Ожегова - настоящий словарь русского языка. Мат как таковой из языка исчез, жаргон исчез, феня стала совершенно повседневным разговором. И во многом этому способствует телевидение. Мы стали говорить не на русском языке, а на языке фени. Это не удивительно, конечно, в стране, где столько миллионов людей прошло через лагеря.
Если после ухода звезды редакция завалена звонками "верните нам этого друга", значит он - звезда. Я приведу пример. Мы начали передачу "Взгляд"… Это сегодня пишут в учебниках "…передача, перевернувшая…" На нас обрушилась такая ругань - критиков, зрителей. Бездарная передача, ведущие - мерзавцы, перебивают друг друга, не слушают друг друга…. Бились мы, наверное, месяца два. Все, ничего не получается - надо закрывать. И в какой-то мере, наверное, правы были зрители, во-первых, они не привыкли к тому, что ведущие перебивают друг друга. Ведущие тоже себя не очень держали. Мы не могли найти, о чем говорить. Тогда был сухой закон. Моя соседка мне говорит: "Слушай, если бы ты своих козлов…" - а она человек литературно образованный - "если бы ты своих козлов убрал, я бы тебе две бутылки поставила. Только убери их ". А бутылки тогда нужны были. Я говорю: "Ну что сделать… Ладно, ради тебя уберу". А я уже знал, что мы на две недели решили перерыв сделать и посадить других, чтобы подзанять. Заменили. Бутылки я получил. Проходит дней пять-семь после первого эфира без них - звонок. Беру. Такой дребезжащий голосок: "Алё, скажите, пожалуйста, а где наши мальчики?" Я с удивлением: "Кто?" "Так … мальчики". Я спрашиваю: "Вы о ком?" Потому что я знаю, что они - мерзавцы или, как наш зампред называл их, "полуночные гаденыши"… ну кто угодно, а тут "мальчики". Я говорю: "Вы знаете, сейчас временно в командировках, в разъездах…" И пошло - "Где наши мальчики?", "Верните мальчиков". Аронов пишет статью: что это такое, зачем убрали людей, которые освоились на экране. Кругом только и слышно "Верните мальчиков!" Приходит соседка: "Слушай, верни этих козлов, я тебе еще две бутылки поставлю". Так что я на них хорошо заработал, конечно.
Вот тогда они звзеды. Если ведущего убирают и такое начинается, вот это звезда. А сели ведущего заменили и все тихо, тогда - звиняйте, тётя, как говорят в Одессе, а хде звезды? Нету звезд.
И, к сожалению, сегодня звезд и на телевидении, и на радио, и в политике делает только то, что их все время кто-то зажигает. А если выключить свет, то завтра о них никто не вспомнит. Возьмите нашу политику. Попросил своих студентов записать людей, которые участвуют в ток-шоу. Двадцать три человека, которые участвуют в ток-шоу по всем каналам и говорят на все темы. Был один Владимир Вольфович - такого найти трудно, хотя начинал очень милым, интеллигентным человеком, пришел к нам во "Взгляд", принес сборник зарубежной фантастики. Работал в издательстве МИР. Действительно, очень талантливый человек. Но сейчас одни и те же люди ходят по каналам. В свое время были внештатные авторы: штатным авторам выписывали двадцать пять рублей, а внештатным - все пятьдесят. Поэтому все старались выписать передачу на внештатного автора, чтобы заработать больше. А сейчас появились штатные выступающие на любую тему. Но завтра перестаньте приглашать Алексея Митрофанова на все ток-шоу, кто послезавтра вспомнит Митрофанова? Или генерала Овчинского? Телевидение и радио делает людей знаменитыми. Подлинная звезда загорится сама. И будет гореть. Подлинная звезда. Почему мы столько лет помним несуществующего Литвинова и "Здравствуй, дружок". Он вызывает у людей ностальгическую улыбку. Мы помним Юру Сенкевича. Мы помним Леву Николаева.
Звезда говорит то, что другие не говорят. А если человек по должности звезда, как в штатном расписании "звезда I-ой категории", то - увы! - это не то.
Вопрос: У нас есть переизбыток контента, на что жалуются многие журналисты. И действительно, сложно сказать то, что не сказали другие.
Анатолий Лысенко: Очень многое повторяется. Объем информации сыпется огромный. Но я почти не слышал на радио таких слов: "Недавно прочитал книжку. Хочу с вами поделиться". Или у ведущих нет времени читать книги. Или они не хотят делиться. Но я очень редко это слышу. А ведь в книгах можно найти то, чего другие не говорят. Вместо этого, идет повтор верхнего слоя интернета, даже без копания. Я слабый специалист в этих вещах, но начинаешь рыться и находишь что-то интересное. В основном, используют поверхностный слой, где плавает что-то и оттуда черпают.
Наталья Власова: Позволю свою точку зрения высказать, которая меня лично касается. Это, конечно, отсутствие достаточного свободного времени и большое количество рутинных дел. Это нарушение правильного баланса без времени на собственное развитие, которое позволяет тебе быть более мудрым, более правильным в своих поступках.
Анатолий Лысенко: И в связи с этим соображение про менеджера. Менеджер, если он хочет чего-то добиться, он должен быть менеджером, который вызовет журналиста и скажет: "Ну что ж ты, ёксель-моксель, вот я тут прочитал потрясающую вещь, которую никто не тронул, и мы прошлёпали мимо. Надо же это делать. Вот давай делай это!" Вот это менеджер.
Если я когда-нибудь услышу звезду, которая рассказывает то, чего я не слышал или не знаю, то я буду его искать.
В моей молодости были массовый пошив и индпошив. Массовый пошив - это о чем Ильф и Петров говорили: очень похоже на то, как будто бегемот жевал долгие годы, а потом выплюнул в товаропроводящую сеть. А был индпошив.
Вот индпошива не хватает. Будут ведущие индпошива - за них будут биться.