Изобретение, наделавшее в своё время много шума, обрело в нашей стране второе дыхание в постперестроечные годы, когда в начале 1990-х на смену диссидентским посиделкам у лампового «Урала» с прослушиванием «Голоса Америки» или «Радио Тираны» пришла новая, относительно аполитичная эпоха развития развлекательных FM-радиостанций на любой вкус и цвет. Именно в эти годы в нашей стране начался бум радиовещания, а в эфир городской радиоточки стали выходить эти новички медиа-пространства. Помните, «Тоник-Радио» или «Радио-С», сменяющие на час в обеденный перерыв «Радио России» на саратовских кухнях по абонентским громкоговорителям?
Но, несмотря на бурное развитие медийного бизнеса в этот период, имелись и негативные моменты. Вместе с водой застойных несвобод в прошлое был выплеснут ребёнок – высокая культура радиовещания с его классными дикторами, на смену которой пришли почти пиратские – из-за отсутствия техбазы – станции с попсовым программным контентом. Можно, конечно, уповать на то, что «каждому своё». Ведь, при всей «чернухе» и попсе, есть приятные исключения, называть которые не будем, дабы не нарушать действующее законодательство в сфере рекламного бизнеса )))…
Сегодня информационно-развлекательные FM-голоса стали настолько привычными для большинства из нас, что, слушая радиолы в своих авто или общественном транспорте, мы воспринимаем это явление как само собой разумеющееся и, по большому счёту, не придаём значения изменениям и нововведениям в сетке вещания…
О том, какова судьба радио и его перспективы сегодня, мы решили поговорить с людьми, которые в своё время создавали новые станции и сейчас работают на них, по меткому выражению, «сближая народы и ссоря соседей».
Экспертами, севшими за наш «виртуальный» круглый стол, вызвались быть:
заместитель директора, начальник службы информации телерадиовещания ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Саратов» Сергей Утц;
журналист, сотрудничающий с «Радио Свобода», Ольга Бакуткина;
гендиректор телекомпании «ТНТ-Саратов», основатель радиостанции «Тоник-радио» Антон Комаров;
коммерческий директор радиостанции «Юмор FM» Елена Соколенко.
В постперестроечное время количество радиостанций стало расти. Что происходит в настоящий момент?
Сергей Утц. Новые радиостанции как появлялись, так и будут появляться. В основной массе, это федеральные бренды. Существенным ограничителем для расширения спектра радиостанций является ограничение доступного диапазона частот. Сказывается «военно-промышленное» прошлое и настоящее нашего города.
Ольга Бакуткина. Если количество радиостанций и увеличивается, то увеличение это идёт в численной плоскости. Не представлены в этом росте различные радиостанции общественно-политического характера или радиостанции, рассчитанные на разные интересы, музыкальные в том числе. В основном появляются радиостанции с развлекательными программами и лёгкой музыкой.
Антон Комаров. Самый большой рост в сфере радиовещания наблюдался, на самом деле, последние 10 лет. За это время количество радиостанций практически удвоилось. Сейчас этот рост приостановился. Но, если честно, только специалисты в этой отрасли или связисты могут сказать, сколько в нашем городе вещает радиостанций. Рост идёт, но процедура оформления документов достаточно долгая — лицензия на вещание выдаётся на пять лет, но где-то года три надо «выходить в люди» и оформлять разные бумаги. Последние год-полтора-два в эфир выходят те, кто появился ещё до кризиса. Как будет дальше — сказать сложно. Но никаких экономических предпосылок для мощного роста числа радиостанций не наблюдается.
Кстати, нужно отметить, что кризис 1998 года наименее болезненно, по сравнению с другими СМИ, сказался на радио. Бюджеты радиостанций сохранились тогда даже больше телевизионных. В этот же, последний кризис, радио пострадало если не больше всех, то значительно сильнее телевидения — наряду с глянцевыми журналами. Этот процесс наблюдается в силу высокой конкуренции — потребитель становится слишком «размытым».
Елена Соколенко. Тенденция не изменилась. Радиостанции в эфире живут своей жизнью. С точки зрения формата, ничего нового, кроме Юмор FМ, не появилось.
Сегодня радио — прибыльный бизнес?
Антон Комаров. Прибыльность близка к нулю. Большие холдинги прибыльны, а радиостанциям, которые существуют как-то самостоятельно и локально, сложно выживать вместе с «монстрами». Те, кто давно работают на рынке, еще держатся, а вот новичкам совсем туго…
Елена Соколенко. Радио – это влиятельный бизнес...
Ольга Бакуткина. Не работая в сфере коммерческого радио, мне трудно говорить о прибыльности, но, вероятно, те компании, которые используют рекламу, получают определённые бонусы, но вести речь о какой-то сверхприбыли, мне кажется, всё равно неуместно.
Сергей Утц. Медиа-бизнес всегда был прибыльным. И пусть радиостанции не могут похвастаться рекордной доходностью – концы с концами сходятся и на хлеб с маслом остается.
Насколько востребованной является в наши дни работа радиостанций?
Ольга Бакуткина. В зависимости от того, какое радио. У радио есть преимущество: оно освобождает человека от необходимости сидеть и смотреть на экран или монитор, как телевизор или Интернет, оно позволяет получать нужную информацию, совмещая это с другими делами, — и домашними, и садовыми, и рыбалкой… А если ты находишься в автомобиле и стоишь в пробке, то радио очень скрашивает времяпрепровождение. У радио своя ниша, поэтому есть ситуации, в которых радио удобнее, комфортнее и оперативнее других видов СМИ. Как радиожурналист могу сказать, что мне часто приходится выходить в эфир по мобильному телефону с места событий и первой сообщать о происходящем.
Сергей Утц. Мы привыкли слушать радио. Дома, на работе, в автомобиле. Радиоприемник может быть включен с утра и до вечера. И хотя слушать – не значит слышать, можно с уверенностью сказать, что радио в России не уступает телевизору по популярности.
Елена Соколенко. Пока у человека есть уши, он будет слушать...
Антон Комаров. Растёт количество контента, и если раньше некоторые (не буду говорить какие) работали под слоганом: «Мы – радио для всех», то сегодня почти каждый из меломанов может найти для себя несколько станций по душе. Никто не слушает все радиостанции, тем более, как я уже говорил, никто толком и не знает, сколько их выходит в эфир. К примеру, кто-нибудь знает, что в Саратове вещают «Радио Алла», «Детское радио», «Радио Дача» и т.д.? Это я раньше знал все радиостанции, выходящие в эфир в нашем регионе, и даже помнил, на каких частотах каждая из них вещает. Сегодня этого я сделать не могу — очень много станций на все вкусы и почти все жанры уже есть.
Какой радиоформат сегодня наиболее перспективен?
Елена Соколенко. Тот, который создает у людей хорошее настроение.
Ольга Бакуткина. Мне, конечно, хотелось, чтобы это был информационный и общественно-политический формат. Это связано с тем, что опять-таки он позволяет оперативно донести любую информацию о какой-либо ситуации, вроде тех же терактов. Наверное, только Интернет может соперничать с радио по скорости оповещения. Но Интернет, в отличие от радио, не так доступен сегодня широким народным массам. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня развивалось именно информационное и общественно-политическое вещание. Но это идёт вразрез с коммерческими интересами владельцев радиостанций, поэтому рассчитывать на это вряд ли стоит. Что же касается музыкальных и юмористических программ, я, честно говоря, не думаю, что увеличение их изменит общую картину.
Сергей Утц. Если отталкиваться от рейтингов, то будущее за радиостанциями, которые проводят мудрую программную политику, знают своего слушателя и стараются максимально удовлетворить его интеллектуальные потребности. Для меня уже многие годы это «Эхо Москвы». Имеет свою устойчивую аудиторию и «Радио России».
Есть ли у радио новые пути развития? Какие технологии необходимо внедрять, чтобы этот вид СМИ не ушёл в прошлое?
Антон Комаров. Я считаю, что очень скоро радио уйдёт в Интернет. Вернее, оно уже там, но в самое ближайшее время вещание в эфире будет нецелесообразным. Если с переходом телевидения во «всемирную паутину» сегодня ещё не всё понятно, то с тем качеством Интернета, которое есть, слушать его можно будет везде — и дома, и на работе, и в машине. И каждый человек на планете Земля сможет создать свою радиостанцию.
Елена Соколенко. Новый путь развития радио называется «кастомизация». Слушатель сам создает (затачивает) продукт под себя. Он сам решает, что и как ему слушать. Интернет-радио уже есть. Ты можешь слушать радио в мобильном телефоне. Уверена, радио будет всегда!
Сергей Утц. Технологии известны – переход на цифровое вещание совершит революцию не только в сфере телевидения, но и радио. Исчезнут жесткие частотные ограничения.
Ольга Бакуткина. На опыте «Радио Свобода», с которым я сотрудничаю около 10 лет, могу судить, что за это время очень изменился формат вещания. Сначала это было коротковолновое вещание, которое распространялось с помощью радиопередатчика по всей территории страны и мира. Но это достаточно дорогостоящая и громоздкая технология, к тому же, если вспомнить Советский Союз, когда были глушилки, — ненадёжная. Сейчас «Радио Свобода» вещает в интернет-формате, сочетая в себе и радио, и электронную газету. А за последние полгода на сайте радиостанции появились и видеоролики. То есть в настоящий момент этот ресурс работает как универсальный, что требует универсальности и от журналистов, работающих на радиостанции. Помимо репортажа, нужен текстовый материал, фотографии и даже видеозаписи можно отправлять с места событий. Расширение радиовещания возможностями Интернета в нашей стране — это перспективное направление. Доступ к «всемирной паутине» имеют в основном большие города, из которых, наверное, только столицы могут похвастаться всеобщим доступом к интернет-вещанию. Но постепенно это дойдёт и до глубинки, так что, скорее всего, интернет-вещание станет самым распространённым и востребованным.