Его доля в общем трафике российских медиа традиционно была небольшой. Но блокировка может закрыть доступ к рекомендательным сервисам Google, в том числе Discover, опасаются участники рынка, готовясь к усилению зависимости от оставшихся источников трафика. В контексте возможных ограничений самой большой потерей для них может стать поисковик Google.
Блокировка Google News может снизить посещаемость российских медиа, говорят опрошенные «Ъ» издатели. Google News — бесплатный агрегатор новостей Google. Он представляет собой непрерывный поток ссылок на статьи различных изданий, сгруппированных по темам. Сервис работал в веб-версии, приложениях на iOS и Android.
О том, что Google News заблокирован в России на основании требования Генпрокуратуры, Роскомнадзор сообщил 23 марта. Ведомство утверждает, что сервис обеспечивал доступ к публикациям, «содержащим недостоверную общественно значимую информацию» о ходе военной операции на Украине. В реестре запрещенных ресурсов Роскомнадзора по данным на 13:00 нет сайта news.google.com. Но в Google подтверждали Reuters, что пользователи не могут зайти на сайт и в приложение Google News в России, и проблемы не на стороне компании.
По данным li.ru, до начала военных действий news.google давал российским медиа, у которых установлен соответствующий счетчик, в среднем 1,5 млн переходов в сутки, а сейчас эта цифра составляет порядка 3 млн, говорит замдиректора по цифровой стратегии и продвижению ИД «Коммерсантъ» Анастасия Лобада: «С учетом того, что счетчик li.ru установлен не на всех ресурсах, а Google News зачастую был основным для негосударственных и нишевых медиа, эти цифры можно смело умножать на два». Дело в том, что в отличие от «Яндекс.Новостей» в Google News свидетельства о регистрации СМИ не нужно.
У «Ъ» доля этого сервиса в общем объеме трафика составляла 3–4%, у других СМИ доля могла быть больше, полагает госпожа Лобада: «Доля вроде бы небольшая, но никто не знает, как блокировка ресурса скажется на всем алгоритме».
Главным образом издатели опасаются, что блокировка закроет российским СМИ доступ к другим сервисам Google, включая Google Discover.
Это персонализированная лента рекомендаций, доступная авторизованным пользователям на мобильных устройствах, работающих на Android в приложении Google и браузере Chrome. В этой ленте пользователи видят еще до введения запроса в поисковую строку контент, который подобран согласно рекомендациям: в него попадают новости, тренды, аналитические сводки, блоги, ролики c YouTube и др. Аналогично работает «Яндекс.Дзен».
«Google News сам по себе для нас, как, вероятно, и для других медиа, никогда не был основным источником и приносил мало трафика,— подтверждает главный редактор Rusbase Светлана Зыкова.— Так, в сравнении с "Яндекс.Новостями" Google News за последний месяц принес в 50 раз меньше читателей. Но снижение трафика с других сервисов Google может стать ощутимым, в первую очередь это Discover». По словам Анастасии Лобады, для «Ъ» доля трафика Google Discover составляла около 15%, для СМИ «трафикогенераторов» — до 30%.
Сейчас трудно прогнозировать, как блокировка новостного агрегатора Google может сказаться на трафике из рекомендаций и Discover, отмечает главный редактор объединенной редакции РБК Петр Канаев, признавая, что это крупные источники трафика для СМИ. «Вселяет надежду, что наши позиции в сервисах "Яндекса" сильнее, чем в сервисах Google»,— добавляет издатель и шеф-редактор KP.RU Олеся Носова. Для небольших нишевых медиа Google Discover выступает важным источником трафика, отмечает издатель N+1 Андрей Коняев: «И если вместе с Google News отвалится Google Discover, будет очень обидно».
«Ъ» направил Google запрос о доступе российских медиа к Google Discover. По словам издателей, по данным на 13:00 24 марта трафик из Google Discover не менялся.
Одновременно участники рынка опасаются усиления зависимости от оставшихся источников трафика.
Ранее суд признал экстремистской организацией Meta и заблокировал для россиян Facebook и Instagram. «С учетом блокировки Facebook сужается доля небольших источников трафика и растет зависимость от других, которые могут диктовать условия»,— подчеркивает Денис Халаимов, заместитель гендиректора по развитию цифрового направления и новым медиа «АиФ».
Зависимость от одного источника, будь то Discover или «Дзен», никогда не была хорошей идеей для развития, соглашается Светлана Зыкова: «Любая площадка работает в первую очередь на себя и может управлять количеством читателей, которое отдает конкретному медиа, поэтому мы стараемся диверсифицировать источники».
В контексте возможных будущих ограничений самой болезненной потерей может стать поисковик Google, говорит Светлана Зыкова: «Трафик из поисковиков всегда воспринимался как "вечный", то есть статью могут читать и через месяц, и через год после написания, если она популярна в поисковиках — в отличие от рекомендательных систем». Также, добавляет она, из поиска приходит большая доля читателей.
Валерия Лебедева