Музыкальный продюсер L-radio Руслан Маннанов:
В конце 90-ых никто толком не знал, как делать радио. Самообучались в процессе. Рекламу записывали прямо в эфире: текст зачитывался в тишине, всё это записывалось и укладывалось на нехитрую музыкальную подложечку – ролик готов! Музыку играли с дисков, купленных в соседнем переходе. Несколько сотен штук стояли в подставках за спиной ведущего - он просто вытаскивал чей-нибудь альбом и на свой вкус ставил с него любую песню под настроение. У каждого был свой хит-парад, ведь даже слов «плей-лист» и «ротация» тогда никто не слышал.
Директор L-radio Наталья Крюкова:
С тех пор изменилось всё, кроме названия! Загадочная L – это первая буква слова «Логика». У нашего учредителя, ТД «Логика», был большой и очень разноплановый бизнес: магазины, фабрика мебели, рестораны, даже ночной клуб «Малахит», один из первых в городе. Гендиректор В.В. Махалов понимал, что их деятельность нужно освещать, проще говоря, рекламировать товары и услуги. Тогда у одного из управляющих корпорации, Олега Барабышкина, и возникла идея о собственной радиостанции. Рождение L-radio – на 90% заслуга нашего первого директора. Олег собрал все документы, поехал в Москву в Комитет по радиовещанию и на всероссийском конкурсе выиграл частоту 104,9 FM.
Музыкальный продюсер L-radio Руслан Маннанов:
И сегодня каждый может расшифровать нашу L под себя: Lето, Lюбовь, Lичность, Life, Lюди… Кстати, люди – первый секрет нашего успеха. На кастинг ведущих новой радиостанции в 1998 году пришло человек 80, из них отобрали четверых, в том числе Алёну Терещенко, много лет являющуюся программным директором L. Она уже была профессионалом, училась у британских тренеров в радио-школе BBC в Екатеринбурге. Всё, от подготовки RJ и информационной службы до программирования эфира и нашей внутренней политике, ее работа. Наталья Крюкова, бухгалтер «Логики», занялась финансами. Мы с Ирой Катаевой тогда по очереди вели ночные эфиры. Днём работали известные сейчас телеведущие Ольга Аракелян, Павел Седов, Оля Нарукова. Новостями занялся Володя Яркеев. Его появление – отдельная песня. Однажды смотрю в окно: ноябрь, мороз, и вдруг появляется некто в шортах и сланцах, надетых на шерстяные носки, в одной руке – пакет сахара, в другой – пучок морковки. Я тогда не знал, что Вова – настолько погружённый в творчество человек, что ему просто некогда думать о мнении окружающих. Вся «одежда» станции - джинглы, отбивки, подложки – плод его таланта!
RJ L-radio Полина Соколова:
Именно Володю посетила сумасшедшая идея соединить электронную «молодёжную» музыку с очень «взрослым» голосом драматического актёра Николая Ларионова. Легенда гласит, что Яркеев случайно услышал, как Николай Геннадьевич в продуктовом магазине обсуждает с продавцом достоинства корейских салатов. Его потрясающий бас, произносящий в эфире невероятные космически-эпические или, наоборот, забавные фразы, - настолько уникален, что одни предприимчивые прибалтийские радио-деятели, услышав нас в Интернете, просто целиком вырезали наше оформление и запустили его на своей станции. Так что L-radio звучит и там, только ненастоящее. Наши слушатели рассказали нам об этом и о том, что на рынках Челябинска, оказывается, продают поддельные диски L-radio. Это даже не запись нашего эфира. Накачают всё, что угодно, ставят наш логотип и зарабатывают на раскрученном бренде. Так что… остерегайтесь фальшивок! (улыбается)
Музыкальный продюсер L-radio Руслан Маннанов:
Музыка – главный фактор нашего успеха! Когда-то на 104,9 FM вовсю крутились «Владимирский централ» и «Натали». Их сменило диско 80-ых, затем современные поп-хиты, и L-radio стало клоном «Европы+». Но зачем быть пусть даже хорошей, но копией?! И, поскольку к 2006 году я всерьёз увлёкся танцевальной электронной музыкой, начал работать в клубах как DJ и видел, что это направление нравится вполне успешным и платежеспособным гражданам, решил сменить формат на dance music station, а тогдашний директор станции Олег Махалов и Алёна Терещенко меня поддержали. Я годами создавал базу «поставщиков», нарабатывал личные и официальные контакты и с начинающими, и с уже известными во всём мире диджеями, создающими такую музыку, и теперь они сами скидывают в лимитированных рассылках свои новинки, предоставляя нам право первыми выдать их в эфир. Половина треков ещё официально не издана лейблами, а значит, услышать их пока можно только на 104,9FM! Супер-популярные хиты раскрученных звёзд, конечно, приходится покупать. А ведь никому не известные парни по всему миру создают не менее классные треки, но их труднее заметить. Так что примерно треть нашего «репертуара» - творения талантливых музыкантов, диджеев, продюсеров с постсоветского пространства: кого-то из них я знаю лично по работе в клубах разных городов, кого-то нашёл через соц.сети, кого-то посоветовали послушать.
Каждый день, стоит включить компьютер и залезть в сеть, на меня вываливается гигов 10 самой разной музыки. Я стараюсь отслушать всё, боюсь пропустить что-то, от чего побегут мурашки. Желающих попасть в эфир L-radio – огромное количество, и не только из России. На днях на меня вышел диджей из Турции. Звонят ребята из Европы, из Южной Америки. Не забываем мы и своих, уральских рэперов и электронщиков. В горячей ротации L-radio крутится сразу несколько треков челябинского DJ Valer Den Bit. Побывали в нашем эфире «Триагрутрика», Utmost DJ`s, DJ Johnny Beast (кстати, автор гимна L-radio). А сколько музыкантов «раскрутили» «Живые игры»! Многие радиостанции в мире ставят записи клубных сетов, мы же решили рискнуть и делать это живьём, в прямом эфире. 90% участников проекта – наши резиденты из Челябинска. Но попасть в «ЖИ» может любой. Главные требования - опыт, техника игры и, конечно, музыка. Стиль значения не имеет – техно, deep, хаус – важно, чтобы это «заводило» тебя самого, тогда это почувствует и аудитория. Иначе пропадает энергетика, из-за которой «Живые игры» и слушает столько народу.
Директор L-radio Наталья Крюкова:
Так же индивидуально мы подходим и к рекламе. Не упуская коммерческой выгоды, стремимся, в первую очередь, удовлетворить интересы и запросы слушателей. Причём измеряем аудиторию не по возрасту, а, скорее, по образу жизни. Это люди активные, потребляющие все виды услуг, товаров и развлечений. Исходя из чего мы и отбираем рекламодателей. Здесь тоже есть формат. Бывает, что обратившаяся к нам фирма в него не вписывается, и мы отказываемся от сотрудничества. Но если считаем кого-то «своим» рекламодателем, приложим все усилия, чтобы превратить его из потенциального в реального партнёра. Тут наш главный козырь – спец.проекты, разработанные конкретно под специфику деятельности данной компании. Мы способны предложить не только стандартные варианты вроде выходов в рекламных блоках или спонсорства прогноза погоды, но и что-то новенькое. Например, авторские мини-программы Алёны Терещенко «Между прочим» или «Элементарно», как бы невзначай наряду с какими-то занимательными удивительными фактами рассказывающие и о нашем партнёре. Та самая нативная реклама) Безотказный способ «привязать» человека к рекламному блоку, - рубрика «Пополнение». Она выходит непосредственно после рекламы, так что нужно прослушать все ролики, чтобы на сладкое получить долгожданную музыкальную новинку. Очень эффективный, как показывает многолетняя практика, вариант – сезонные проекты: «Любимые праздники на любимом радио» с 14 февраля по 8 марта, новогодняя «Ель на Эль» и летний «Пикник L-radio», в которых рекламодатель становится непосредственным участником, а не просто пунктом выдачи призов. Среди наших постоянных партнёров – «Ариант», «Молния», «Здоровая Ферма», почти все крупные автомобильные центры города, цветочные салоны, ночные клубы, рестораны, базы отдыха – всё, что интересно нашей аудитории. К слову, с постоянными рекламодателями мы регулярно устраиваем душевные «посиделки», потому что бизнес бизнесом, а человеческие отношения прежде всего! А в Новый год наш шумный креативный оранжевый (это официальный цвет L-radio) Дед Мороз - один из наших ведущих - разъезжает по офисам с поздравлениями и подарками. По слухам, эта идея, как и многие другие, уже ушла в народ, и у нас много последователей! (смеется)
RJ L-radio Полина Соколова:
Но слушателей мы любим ещё больше! Самые активные из них – «Эльфы», зарегистрированные на соответствующей страничке сайта lradio.ru (по последним данным, это более 50 000 человек со всей страны и не только; и их число постоянно растёт), получают подарки и поздравления в День рождения и участвуют в наших мероприятиях. При содействии турфирм мы регулярно устраиваем совместные путешествия в Турцию – «Каникулы L-radio» в новогодние и майские праздники. Активисты нашего фан-клуба периодически организуют встречи эльфов, куда с удовольствием приходят сотрудники станции. Принимаем гостей и у себя, устраиваем экскурсии.
Директор L-radio Наталья Крюкова:
Своим позитивом мы делимся с теми, кому это нужно больше всего. Уже несколько лет мы дружим с небольшим детским домом в селе Кулуево. Там всего 30 ребятишек. В новогоднем эфире L-radio мы с ними запустили акцию «Письма Деду Морозу». Дети писали зимнему волшебнику, что бы они хотели найти под ёлочкой. А мы размещали их письма на нашем сайте и в группе ВК. Слушатели выбирали, желание какого ребёнка они готовы исполнить, покупали подарки и привозили их нам. А в самом конце декабря мы вместе с «Логикой» организовали выезд деток и участников проекта на принадлежащую корпорации базу отдыха «Курочкино», где в домике Деда Мороза он сам, Снегурочка и другие сказочные персонажи поздравили их и вручили подарки.
Мы за активный и здоровый образ жизни, поэтому поддерживаем самые разные спортивные мероприятия. L-radio – давний информационный партнёр ХК «Трактор», а теперь ещё и молодой, но очень перспективной команды по американскому футболу «Челябинские Танки».
RJ L-radio Полина Соколова:
Мы плотно сотрудничаем с Фондом независимого радиовещания - некоммерческой организацией, направленной на развитие радиовещания и новых медиа, и с холдингом «Выбери радио», управляющим рядом радиостанций в регионах России. Участвуем в их семинарах, форумах и тренингах. Алёна Терещенко ездила на «Европейские Радиодни» в Дублине и Милане, где собрались творческие руководители ведущих станций Старого Света, чтобы поделиться опытом. Многое даёт и участие в профессиональных всероссийских конкурсах. Заняв 1 место на фестивале «ВместеРадио» в Москве, мы выиграли бесплатное участие в аналогичном форуме в Болгарии и Польше. Но на правах победителя «пришлось» принимать у себя в Челябинске целую делегацию радийщиков со всей России. Всех поражает, как маленькая местная станция может уже два десятка лет работать в конкуренции с мощными столичными холдингами и не сдавать позиций. Секрет прост: мы делаем не похожий ни на кого эфир!
Музыкальный продюсер L-radio Руслан Маннанов:
20 лет – только начало. У L-radio большие планы на будущее! В первую очередь - расширение зоны вещания. Мы заявлялись на конкурсах в Магнитогорске, Новосибирске, Новом Уренгое. Уже вещаем в Шадринске на 101,7 FM, в Каменске-Уральском на 104,4 FM и в Донецке на 107,2 FM. План максимум – «оккупировать» всю Россию (и не только). Устроить такое глобальное позитивное вторжение L-radio!
Текст: Наталья Батурина
Фонд независимого радиовещания и Радиопортал поздравляют L-RADIO с юбилеем! Желаем активного роста и развития, реализации всего запланированного, плодотворного вещания на долгие-долгие годы! Продолжайте радовать своих слушателей и вдохновлять коллег!