Контракт вызвал вполне объяснимый интерес в первую очередь волгоградских радийщиков. Вячеслав Черепахин, президент медиагруппы «Премия», стал первым, публично отреагировавшим на новость. Утром 13 октября на своей странице в Facebook он разместил пост с размышлениями по этому поводу. Редакция Радиопортала приняла решение задать ему несколько вопросов как заинтересованному лицу. Телефонный звонок корреспондента застал Вячеслава Черепахина на полпути в Краснодар на фестиваль «Вместе медиа. Юг», но тем не менее он согласился поделиться своим видением ситуации смены владельца «Новой волны».
— Что ожидает теперь, по Вашему мнению, радиорынок Волгограда?
Вячеслав Черепахин: Говоря лично за себя и коллег, с кем я успел пообщаться, мы несколько удивлены поспешностью сделки, хотя я считаю, она назрела давно и изменения в менеджменте тоже давно должны были произойти. При старых владельцах подобного сделать уже было нельзя, поэтому перемены при новых неизбежны. Дай Бог, чтобы в направлении позитива. Для начала стоит отметить, что это крупнейшая сделка за всю историю волгоградского радиорынка — я не помню крупнее. И поэтому она потенциально может привести к существенным изменениям. К раскладу сил между медиагруппами вряд ли, так как их состав остаётся прежним: Андрей Млейник уже руководил до этого несколькими не очень рейтинговыми в регионе радиостанциями, которые сейчас просто сольются в один холдинг с новоприобретёнными.
Трансформации медиаструктуры как таковой не произошло. Однако, повторю, ситуация на рынке может поменяться. Тут я вижу два сценария. Либо «Свежий ветер» начнёт демпинговать — и это ничего особо хорошего ни им, ни рынку не принесёт. Либо же пойдут путём консолидации с другими участниками рынка и будут активизировать его и растить.
Прогнозы вообще вещь неблагодарная, но можно предположить, что новое руководство будет действовать по принципу «рубить концы — сокращать расходы», то есть сокращение финансирования на программирование, аренду и прочее. Расходы уже были всеми сокращены ещё во время кризиса, и кардинально улучшить что-то вряд ли возможно. И всё-таки лично я надеюсь, что Андрей Млейник пойдёт по пути сокращения расходов, а не демпинга. Года полтора-два назад я вёл переговоры с ним по поводу продажи частоты «Ретро FM», но так как меня не устроила стоимость, владельцами в итоге стала Уральская горно-металлургическая компания — УГМК.
— Что могут ожидать сотрудники с приходом нового руководства?
Вячеслав Черепахин: Смена собственника всегда для сотрудников является стрессом. Наверняка та часть из них, которая формирует выручку, например, отдел продаж, может не беспокоиться. Изменения в менеджменте, скорее всего, будут. Надеюсь, благоприятные для коллектива. А для рекламного рынка важно только, как радиостанция решает маркетинговые задачи — и безразлично, кто владелец. Когда-то радиостанция «Новая волна» на самом деле была лучшей волгоградской областной радиостанцией, ориентированной именно на волгоградцев. Но эти времена, увы, прошли.
Состоялся также телефонный разговор и с Алексеем Куимовым, теперь уже бывшим руководителем медиагруппы «Новая волна».
— Чем объясняется интерес руководства «Свежего ветра» к Волгоградской области?
Алексей Куимов: Будучи профессионалом в медиабизнесе, Андрей Млейник пытается сделать упор на трендах, скупить радиактивы и объединить их в крупную межрегиональную сеть, а Волгоград как город-миллионник с очень развитой радийной структурой — всего у нас действуют 26 радиостанций — весьма интересен для бизнеса.
— Насколько известно Радиопорталу, Андрей Млейник не сразу нашёл в Волгограде желающих продать свои акции. Почему «Новая волна» всё-таки согласилась?
Алексей Куимов: У нас в городе четыре медиагруппы: непосредственно «Новая волна», медиахолдинг Николая Грахова, радиостанции Европейской медиагруппы и медиагруппа «Премия», которой руководит Вячеслав Черепахин. Их радиостанции входят в топ-10. И давно образовалось очень плотное поле конкуренции на рекламном рынке, что со стороны в него войти практически невозможно. Получившие частоту от федеральной конкурсной комиссии автоматически уходят в рейтингах ниже десятки лидеров и выше 15-го места подняться не могут. За 25 лет вещания в FM-диапозоне в Волгоград пришли все брендовые радиоканалы. Плюс локальные не уступают по качеству федеральным, так что ниш в бизнес-пространстве нет совсем.
Андрей Млейник действовал поступательно. Сначала под его руководством оказались радио «Максимум», «Наше радио», «Радио 7» и радио «Спорт FM». Эти нишевые радио с низким рейтингом могут тем не менее создать достойную конкуренцию. Потом Млейник решил усилить медиагруппу радиостанциями из первой недосягаемой десятки, в которую входят станции уже названных мною четырёх медиагрупп. И первым, с кем он вел переговоры о продаже акций, был Вячеслав Черепахин. Ещё велись и ведутся переговоры с радио «Ведо», но оно интересно только своим активом.
Что же касается медиагруппы «Новая волна», то у нас три «звёздных» волны: «Авторадио» — топ-3, «Русское радио» — топ-5, «Новая волна», локальная станция стопроцентного программирования — топ-7. Эти три «звезды» — гарантия прорыва на рекламном рынке Волгограда. Первые звонки от «Свежего ветра» были отклонены, так как мы не планировали ничего продавать. В сентябре нынешнего года исполнилось ровно 25 лет моей работе в качестве топ-менеджера с того момента, как я «привёл» в город «Европу Плюс». За четверть века в Волгограде были реализованы 9 проектов, и радиостанция «Новая волна» стала любимым детищем. На этом проекте выросло целое поколение радийщиков, многие из которых работают сейчас на федеральных радиостанциях. И мы с моим партнёром Дмитрием Хохловым решились на продажу активов, посмотрев на эти 25 лет сугубо с точки зрения бизнеса.
— Как повлияет заключённый контракт со «Свежим ветром» на медиаклимат в регионе? Что теперь могут ожидать коллеги-конкуренты, на Ваш взгляд?
Алексей Куимов: Собственник имеет право поступать так, как считает нужным. Он спокойно может заменить станцию на какой-то федеральный контент. Но я попытался доказать, что станция «Новая волна» очень конкурентоспособная и у неё огромные возможности. Поэтому концепция вещания «Новой волны» остаётся: программный директор холдинга «Свежий ветер» уже работает с моим партнёром Дмитрием Хохловым над стратегией развития в том же ключе. Переживания коллег-конкурентов естественны, ведь новообразованный холдинг из 9 радиостанций станет, бесспорно, номером один по охвату аудитории, и, соответственно, по предложению рекламных инструментов.
Медиагруппа «Новая волна» и так лидировала в продажах, и наша доля на рынке в настоящий момент составляет 36%, даже несмотря на ослабление после 2013 года. В контракте были прописаны пункты, касающиеся конфиденциальности, об использовании новыми владельцами всех наших наработок и ноу-хау в их дальнейшей работе.
— Ожидаются ли кадровые перестановки в связи со сменой собственника?
Алексей Куимов: Сейчас новый менеджер проводит собеседования. С ключевыми фигурами уже проведены предварительные собеседования. Все остаются на своих местах. Отдел продаж усиливается на три человека, поскольку добавились ещё три станции. Включается управление правовое, техническое и финансовое из Москвы. По CRM будет стратегическое управление и консультации.
Беседовала Юлия Белоус
Справка:
Медиагруппа «Новая Волна» — медиахолдинг, который является крупнейшим в Волгоградской области. Был создан в мае 1996 года на базе радиостанции «Новая Волна». В состав холдинга входят радиостанции «Европа Плюс Михайловка», «Новая Волна», «Авторадио Волгоград», «Эхо Москвы в Волгограде», «Русское Радио Волгоград».
Компания «Свежий ветер» – продавец рекламных возможностей сети радиостанций в городах Астрахань, Брянск, Волгоград, Тверь и Саранск.
Radioportal.ru