Комитет Госдумы по информационной политике по итогам заседания в четверг рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о быстрой блокировке «зеркал» пиратских сайтов. Документ претерпит ряд изменений: к нему поступило восемь поправок, семь из них комитет рекомендовал к принятию, следует из текста законопроекта и таблицы поправок (есть в распоряжении “Ъ”). В случае принятия закон вступит в силу с 1 октября 2017 года.
В частности, в итоговом тексте не оказалось предложений Минкульта о возможности введения внесудебной блокировки информационных ресурсов по заявлению правообладателей отечественных фильмов. Рассмотрение таких заявлений Минкульт предлагал взять на себя (см. “Ъ” от 30 марта). Это не соотносится с предметом правового регулирования и концепцией внесенного правительством РФ законопроекта и не было поддержано правовым управлением аппарата Госдумы, Минкомсвязью, Роскомнадзором и большинством представителей интернет-индустрии, объяснил руководитель комитета по информационной политике Леонид Левин.
В обновленном законопроекте термин «производный сайт в сети интернет» заменен понятием «копия заблокированного сайта» — это сайт, «сходный до степени смешения с сайтом в интернете, доступ к которому ограничен по решению Мосгорсуда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских или смежных прав или информации, необходимой для их получения с использованием интернета». Уточнен и перечень лиц, которые будут вправе инициировать процедуру блокировки «зеркал»,— это и федеральные органы исполнительной власти, и правообладатели.
Кроме того, исключен механизм ограничения доступа к таким ресурсам на основании судебного приказа Мосгорсуда — поправки ко второму чтению предусматривают, что решение будет принимать Минкомсвязи. Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, отвечая вчера на вопрос депутата от «Единой России» Владимира Крупенникова, отметил, что министерству в связи с этим «не добавят ни людей, ни бюджет». «Поэтому нам важно, чтобы правообладатели правильно готовили документы — неправильно оформленные заявки приписываться к рассмотрению не будут»,— подчеркнул чиновник.
Поправки также обязывают поисковые системы удалять из выдачи «сведения о доменном имени и об указателях страниц» «зеркал». В «Яндексе» заявили “Ъ”, что не видели последнюю версию проекта. «Но на первый взгляд проект, как и раньше, содержит абстрактные и неконкретные формулировки, что может привести к ошибочным блокировкам добросовестных ресурсов»,— сообщили в интернет-компании. В «Яндексе» считают излишним возлагать на поисковые системы обязанность по исключению ссылок на заблокированные ресурсы из поиска, «поскольку наличие или отсутствие ссылки никак не влияет на возможность доступа к заблокированному сайту».
Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин, напротив, считает закон «полезным». Он приветствует решение убрать судебный приказ из процедуры признания сайта «зеркалом», поскольку «у Мосгорсуда нет технической экспертизы, и свое решение он принимал бы все равно на основании экспертизы Минкомсвязи».
Комитет частично учел замечания Российской ассоциации электронных коммуникаций, отмечает глава ее аналитического отдела Карен Казарян: например, исчезло понятие производного сайта, которое «было чрезмерно широким и не учитывало сложные процессы хранения и размещения информации в интернете». «С другой стороны, мы все еще считаем избыточными требования к поисковым системам и пока не понимаем, как будут существовать два конкурирующих режима зачистки выдачи — второй предлагается в законопроекте о запрете средств обхода блокировок»,— заключает он.
Роман Рожков