Мегапродавец рекламы
Первым о необходимости создания единого продавца рекламы на телевидении заявил в 2014 году экс-глава «Газпром-медиа» Михаил Лесин, но после его ухода из холдинга обсуждение этой идеи прекратилось. Отрасль вернулась к проекту Лесина только в 2016 году, когда в апреле крупнейшие российские медиахолдинги «Национальная медиагруппа», «Первый канал», ВГТРК и «Газпром-медиа» объявили о работе по созданию единого продавца телерекламы.
Холдинги объявили о завершении процесса
в начале июля. «Цель альянса — появление единой торговой площадки, которая будет учитывать интересы телеиндустрии и позволит обеспечить баланс интересов рекламодателей и телевещателей в условиях кризиса», — сообщали тогда медиахолдинги. В октябре новая структура — Национальный рекламный альянс — провела презентацию для рекламодателей. Тогда же единый мегапродавец рекламы зафиксировал рост недоверия рекламодателей к интернет-рекламе. «"Заигрались" с интернетом», — утверждалось в презентации НРА для рекламодателей. В 2017 году, по оценке НРА, рынок рекламы на телевидении увеличится на 10%. В этой связи цены на размещение рекламы вырастут на 15%, отмечалось в презентации мегапродавца рекламы.
Реформа телеизмерений
В начале июня депутат от ЛДПР Андрей Луговой внес в Госдуму законопроект, позволяющий исследовать телеаудиторию агентствам с долей иностранного участия не более 20%. Проект закона был внесен «в целях обеспечения национальных интересов». Фактически, законопроект запретил в России работу телеизмерителя TNS, который измеряет аудиторию российских медиа в течение последних 10 лет, — компания на момент внесения в Госдуму проекта закона входила в британскую группу WPP.
До того как закон был внесен в Госдуму, в конце апреля, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зарегистрировал компанию «ВЦИОМ Медиа», в конце июля эта компания договорилась с WPP о выкупе 80% российского бизнеса. Для этой покупки госструктура привлекла кредит в 1,4 млрд рублей у банка ВТБ.
После покупки «ВЦИОМ Медиа» переименовала российский бизнес TNS. По словам источника RNS, это было одним из условий сделки с британским акционером: российская структура может использовать только подпись «Powered by TNS», но не само название. О новом названии измерителя — Mediascope — было объявлено в начале октября.
В соответствии с принятыми изменениями в российском законодательстве измерителя российской аудитории выбирает комиссия при Роскомнадзоре. В середине декабря эта комиссия, в состав которой входят представители регулятора, а также крупнейших российских медиахолдингов, утвердила в качестве единого телеизмерителя компанию Mediascope.
Год кино в России
Прошедший 2016 год был объявлен в России годом кино. В течение всего года участники рынка высказывали мнения о том, как добиться развития российского кинопроизводства, как именно требуется поддерживать российских игроков и нужны ли рынку «жесткие протекционистские меры». Убеждение в том, что такие меры все-таки нужны, не раз высказывал министр культуры Владимир Мединский. В мае он предложил инициировать специальный сбор в 3–4 млрд рублей в год с телеканалов, кинотеатров и сервисов онлайн-кино в пользу производителей кино. Но отрасль тогда выступила против инициативы.
Одним из итогов года в сфере кино стало и то, что кризис в России увеличил прокат американских фильмов на 20–25%. Такую оценку в начале декабря давал продюсер и режиссер Сергей Сельянов. По его словам, это было связано с тем, что зритель стал в кризис более избирательным.
В ноябре министерство культуры прогнозировало, что по итогам года доля отечественного кино в российском прокате должна составить 20%, то есть каждый пятый билет в кинотеатрах продан на российское кино. В 2015 году этот показатель составлял 18,9%. По статистике министерства, в 2016 году было снято 135 картин, тогда как в 2015-м отечественных картин было 129, в 2014-м — 82. Фонд кино, который занимается распределением госсубсидий на создание отечественного кино, прогнозировал, что по итогам года сборы в российских кинотеатрах увеличатся на 10% — до 48 млрд рублей.
Споры о том, как следует поддерживать российское кино, не прекращаются. Одной из мер по поддержке может стать так называемое «квотирование», когда количество иностранных картин в российском прокате ограничивается на законодательном уровне. Или же введение специального сбора с иностранных компаний при выходе зарубежных фильмов в российский прокат. Но против квотирования высказываются крупные российские режиссеры и продюсеры, например Федор Бондарчук: «Если говорить, кричать: "Давайте сделаем квоты и давайте введем блэкауты на несколько важных периодов детских каникул, важных праздников", — то я против», заявлял Бондарчук в начале декабря. «Смотрите, такой вот, конечно, блэкаут квотирования — это, конечно, Китай, но Китай государственные деньги вкладывает в сети кинотеатральные, у нас это частный бизнес, мы заходим на территорию частной собственности». «Нужно просто какими-то разумными субсидиарными мерами способствовать развитию своего кинематографа», — сообщал в интервью RNS и продюсер Александр Роднянский.
Но, по его словам, какие-то жесткие меры типа каких-то квот, запрета иностранным игрокам планировать премьеры на российском рынке на определенные даты, может последовать ухудшение конкурентоспособности отечественного кинематографа.
В будущем году одной из существенных мер поддержки отечественного кино может стать система рибейтов, о которой было объявлено в октябре. Предполагается, что регионы, заключившие соглашения с киностудиями, будут возвращать производителям кино часть затрат, которые кинопроизводители осуществляют на территории региона при съемках фильма. Среди регионов, которые уже дали согласие на участие в этой системе, в октябре в интервью RNS продюсер Александр Роднянский называл Калининград, Владивосток, Ростов-на-Дону и Краснодар.
Новое руководство РБК
В середине мая медиахолдинг РБК сообщил об отставке шеф-редактора РБК Елизаветы Осетинской, главного редактора газеты РБК Максима Солюса и главного редактора информационного агентства РБК Романа Баданина. Причиной увольнения называлось несовпадение взглядов на дальнейшее развитие медиахолдинга руководителей редакции и гендиректора Николая Молибога.
Осетинская в интервью Financial Times вскоре после своего ухода из РБК заявила, что увольнение топ-менеджеров РБК связано с публикацией материалов на основании панамского досье.
До ухода Осетинской, Баданина и Солюса, в апреле, источники RNS и Gazeta.Ru сообщали о переговорах владельца РБК Михаила Прохорова по продаже медиахолдинга. После ухода топ-менеджеров переговоры по возможной продаже РБК были остановлены, сообщали источники RNS.
В июле РБК объявил о назначении Игоря Тросникова и Елизаветы Голиковой соруководителями редакции РБК. Они работали в агентстве ТАСС, а до этого — в издательском доме «Коммерсант».
Суд «Роснефти» против РБК на 3 млрд рублей и другие суды против российских СМИ
В апреле «Роснефть» подала иск в арбитражный суд Москвы против медиахолдинга РБК и нескольких журналистов холдинга. Поводом к иску стала публикация на сайте РБК и сюжет на телеканале холдинга «Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от BР». При подаче иска компания не заявляла финансовых претензий, требуя только опровергнуть изложенные в статье сведения, которые нефтекомпания назвала порочащими и не соответствующими действительности.
Но на одном из заседаний, после того как процесс несколько раз откладывался, в сентябре «Роснефть» потребовала взыскать с РБК свыше 3 млрд рублей в качестве репутационного ущерба. Это требование российские медиаменеджеры называли «беспрецедентным», учитывая, что сумма требований превышает капитализацию медиахолдинга, составляющую около 2 млрд рублей. Арбитражный суд Москвы в начале декабря рассмотрел требования «Роснефти», но удовлетворил претензии лишь частично, признав изложенные в статье РБК сведения порочащими и снизив требуемую компенсацию более чем в 8 тысяч раз — с 3 млрд до 390 тысяч рублей. Позднее судья Убуша Болдунов объяснил свое решение тем, что в заключении, на которое ссылалась «Роснефть», требуя компенсацию в 3 млрд рублей, отсутствовала подпись какого-либо эксперта, специалиста, сведения о его квалификации и компетентности. Решение не удовлетворило ни «Роснефть», которая сочла компенсацию слишком низкой, ни РБК, который по-прежнему требует признать статью соответствующей действительности и не порочащей деловую репутацию «Роснефти». Об этом после заседания заявляли представители обеих сторон. По закону и «Роснефть», и РБК могут оспорить решение суда до середины января 2017 года.
Также в 2016 году суды рассматривали иски режиссера Никиты Михалкова против «Известий», РБК и еще нескольких изданий. Режиссер требовал признать порочащими публикации «МВД начало проверку связанной с Михалковым фирмы из-за анонимного доноса», «Михалков получит право еще десять лет собирать "налог на болванки"» и «Никита Михалков будет собирать "налог на болванки" еще 10 лет». Но оба иска режиссера к российским СМИ были отклонены.
Реформа авторских прав и арест главы РАО
В конце июня после ночного допроса был арестован генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве на сумму около полумиллиона рублей, связанном с имуществом РАО.
Арест обострил дискуссии об изменениях в действующей системе коллективного управления авторскими правами. Собственные законопроекты по реформированию этой сферы к началу сентября представили министерство культуры, министерство экономического развития, министерство связи, а также участники рынка.
Инициативная группа членов РАО в конце августа инициировала внеочередную конференцию, на которой по итогам голосования Федотов был освобожден от должности, а новым гендиректором был избран продюсер Максим Дмитриев. Члены организации, не принимавшие участие в конференции, решение не признали. В несколько московских судов были направлены иски, оспаривавшие ее легитимность. Но 23 декабря Минюст утвердил отставку действующего главы организации Сергея Федотова и назначение Максима Дмитриева.
АВТОР: МАРИНА БОЧКАРЕВА
Rns.online