Минэкономики внесло доклад с предложениями по приоритету закупок российского программного обеспечения и оборудования президенту Владимиру Путину 26 мая (копия есть у "Ъ"). Среди предлагаемых министерством мер — установление законодательного запрета на использование военнослужащими и государственными гражданскими служащими для передачи электронных сообщений в служебных целях иностранного ПО, в том числе мобильных приложений на смартфонах. Таким образом, чиновникам и военным могут запретить вести рабочую переписку с почтовых ящиков на Gmail.com и в популярных мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram. Представитель Минэкономики Елена Лашкина подтвердила "Ъ", что для служебных целей планируется использование только российских мессенджеров, данная позиция согласована с Минкомсвязью, Минпромторгом и Институтом развития интернета (ИРИ).
Также в докладе президенту содержатся предложения по расширению существующего с 1 января 2016 года запрета на закупку иностранного ПО в госорганы. Министерства предлагают распространить запрет не только на прямое приобретение ПО, но и на закупку работ, услуг по созданию и обслуживанию информационных систем, на аренду софта. Эти меры планируется распространить не только на госорганы, но и на компании с госучастием и госмонополии. Аналогичные ограничения предлагается ввести и на закупку оборудования: при наличии отечественных аналогов госорганам и госкомпаниям хотят запретить приобретать иностранную вычислительную технику, серверы, телекоммуникационное оборудование. Чтобы мотивировать чиновников не нарушать данные запреты, министерства предлагают ввести административное наказание за закупку иностранного софта и оборудования в нарушение законодательства (см. "Ъ" от 23 мая).
В 2015 году внимание к использованию госслужащими иностранных сервисов (в том числе Google и WhatsApp) привлекал секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. По его словам, с увеличением числа компьютерных атак на информационные системы органов власти "отмечается наличие в системах программных средств иностранных технических разведок". В конце прошлого года депутат Вадим Соловьев (КПРФ) внес на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками к ст. 17 закона "О государственной гражданской службе в РФ", которыми предлагалось запретить парламентариям и чиновникам пользоваться Google, Yahoo!, WhatsApp, "которые могут использоваться для несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера или служебной информации", но в марте Госдума отклонила законопроект.
"Ограничение на использование какого-либо программного обеспечения обычно регулируется внутренними актами ведомств, правоохранительных органов и силовых структур. Если чиновники государственных и силовых структур их не исполняют, то естественно желание правительства установить законодательный запрет. Это необходимо с точки зрения безопасности распространения служебной информации",— говорит глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. Важно установить и меру ответственности за нарушение этого запрета: штраф, выговор или какое-либо иное наказание, добавляет он. "Все люди, работающие на государство, должны понимать, что утечка информации в ходе использования иностранного ПО несет угрозу их карьере. При этом важно подчеркнуть, что речь идет исключительно об информации для служебного пользования — в личных целях они могут продолжать использовать любой софт",— уточняет господин Левин.
Один из собеседников "Ъ" среди госслужащих отмечает, что вопрос использования иностранного ПО для рабочей переписки встал особенно остро после многочисленных утечек конфиденциальной информации, организованных хакерской группировкой "Шалтай-Болтай". При этом в администрации президента уже озаботились созданием защищенного мессенджера для госорганов, который должен стать альтернативой Telegram, WhatsApp и Viber. В конце апреля по итогам совещания у советника президента Германа Клименко Mail.ru Group и ИРИ было предложено разработать концепцию мессенджера для госорганов.
По данным Минфина, в России на 10 тыс. человек населения приходится 108 госслужащих. Следовательно, аудитория госмессенджера может составить до 1,58 млн человек. По информации справочника World Military Balance 2016, численность вооруженных сил РФ сейчас составляет 798 тыс. человек. Суммарная аудитория мобильных приложений Skype, WhatsApp, Viber и Telegram (по данным TNS на март 2016 года) достигала почти 22 млн человек. "Мессенджеры могут записывать за пользователем что угодно: фото, геолокацию, данные, которыми он делился с другими приложениями. С точки зрения информационной безопасности инициатива обоснованная: никто не сможет доказать, что мессенджеры не передают куда-то информацию, которой вы обмениваетесь",— отмечает заместитель гендиректора Zecurion Александр Ковалев. При этом чиновникам понадобятся специальные технические средства, чтобы отслеживать соблюдение запрета на рабочую переписку в иностранных мессенджерах. Есть системы безопасности, поясняет эксперт, которые позволяют отслеживать, какое программное обеспечение установлено на ПК, но с мобильными все немного сложнее. По его словам, может потребоваться установка систем MDM (Mobile Device Management.— "Ъ") на смартфоны чиновников.
Мария Коломыченко; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург