Переход на цифровое ТВ начался в России в 2009 г. Сейчас эфирные каналы в России вещают в аналоговом виде. Вещание в цифре позволяет распространять каналы в более высоком качестве и эффективнее – на одной частоте (мультиплексе) умещается 10 каналов вместо одного. Два мультиплекса уже сформированы: вещание из первого пакета из 10 каналов финансирует государство, а участники второго должны платить сами.
Хотя телекомпании сомневались в необходимости масштабной цифровизации эфира в России и называли этот проект слишком дорогостоящим, в итоге все крупнейшие телехолдинги в 2012 г. участвовали в конкурсе на место во втором мультиплексе. В противном случае, объясняли представители холдингов, через несколько лет после отключения аналогового вещания их каналы остались бы без эфира. Во второй мультиплекс помимо «Муз ТВ» сейчас входят ТНТ, «Пятница», «ТВ3» (управляются «Газпром-медиа»), СТС, «Домашний» (управляются CTC Media), РЕН ТВ (управляется «Национальной медиа группой»), «Звезда», «Мир» и «Спас».
«Муз ТВ» начал вещать в 1996 г. Сейчас канал входит в холдинг ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина. Осенью 2012 г. на эфирной частоте «Муз ТВ» запустился молодежный канал «Ю», сам музыкальный канал стал неэфирным и до сих пор распространяется прежде всего в сетях кабельных и спутниковых операторов. Финансовые показатели «Муз ТВ» холдинг ЮТВ не разглашает. В любом случае 664 млн руб. для ЮТВ солидная сумма, выручка крупнейшего канала этого холдинга, «Ю», в 2014 г. выросла на 10% до 3 млрд руб., рентабельность по OIBDA составила 36,6%. Кроме того, в ближайшие месяцы ЮТВ должен заплатить около $200 млн за 75% российского бизнеса CTC Media: предварительное соглашение о сделке подписано, теперь ее должно одобрить большинство акционеров CTC Media.
Изначально предполагалось, что участие во втором мультиплексе обойдется каналам примерно в 1 млрд руб. в год. Для сравнения: все рекламные доходы российских телеканалов в 2014 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, составили около 160 млрд руб. Подавляющему большинству федеральных телеканалов реклама приносит более 95% выручки. Получается, за переход в цифру телекомпании совокупно должны были отдавать РТРС около 15% доходов.
Также по первоначальному плану аналоговое вещание должно было постепенно отключаться с 2015 г. и к 2018 г. телевещание по всей стране должно было перейти в цифру. Но в прошлом году чиновники по просьбе региональных телекомпаний продлили срок отключения аналогового вещания и, соответственно, полномасштабного запуска второго мультиплекса до 2019 г.
Одновременно РТРС договорилась с каналами о смягчении условий выплат за вещание: до конца 2018 г. телекомпании должны ежегодно выплачивать этой госкомпании примерно по 150 млн руб., а также аванс на общую сумму 840 млн руб. Но в начале этого года из-за резкого падения рекламного рынка телекомпании стали настаивать на предоставлении дальнейших рассрочек, рассказывали весной этого года «Ведомостям» несколько участников рынка. По оценке АКАР, в I квартале этого года рекламные доходы телеканалов снизились по сравнению с тем же периодом 2014 г. сразу на 22%.
Для телекомпаний вопрос оказался настолько острым, что дело дошло до премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам источников «Ведомостей», в июне Медведев провел совещание с телекомпаниями, РТРС и профильными чиновниками, где решил, что никаких новых отсрочек телеканалам не будет и что они должны выплатить долг РТРС до конца 2015 г. У телекомпаний подписан контракт с РТРС и обязательства надо исполнять, сказал тогда премьер-министр.
После совещания у Медведева РТРС договорилась о графике выплат со всеми телеканалами второго мультиплекса, кроме «Спаса» и «Муз ТВ», рассказал «Ведомостям» чиновник, знакомый с вопросом. По его словам, представители «Спаса» при этом пытались найти компромисс с РТРС, а «Муз ТВ» – нет.