Спор возник после того, как в 2013 г. завкафедрой европейского права Гуманитарного института в Екатеринбурге Антон Бурков обсуждал в электронной почте Google свою будущую поездку в Страсбург и заметил объявления контекстной рекламы с предложениями отелей и услуг в получении визы, рассказывал он в феврале 2015 г. РАПСИ. Бурков счел, что Google мог догадаться о его планах не иначе, как через чтение переписки, и обратился в суд с требованием обязать компанию прекратить эту практику.
Первый суд Бурков проиграл в апреле 2015 г. Адвокаты российского ООО «Гугл» объяснили, что компания не владеет ни доменом gmail.com, ни сервисом электронной почты – она занимается лишь размещением рекламных объявлений с помощью сервиса AdWords. Поэтому иск стоит подавать к Google Inc. в США, которая владеет и настраивает AdWords, аргументировали адвокаты ООО «Гугл».
Отвечать на претензию Буркова должно все же ООО «Гугл», решил Мосгорсуд. Дело в том, что истца волнует не физическое хранение данных и не используемые при этом ресурсы, а нарушение тайны электронной переписки (ее гарантирует Конституция) ООО «Гугл», следует из материалов суда. Размещая рекламу в переписке Буркова, «Гугл» пользовался результатами чтения почты, что нарушило тайну переписки, говорится в документе.
То, что ООО «Гугл» не управляет AdWords, суд также не признал: как российское юрлицо, компания на свой страх и риск пользуется нарушающим Конституцию софтом.
Пользовательское соглашение Google открыто заявляет о намерении компании анализировать электронные письма. Их не читает ни один человек, заверяла пресс-служба ООО «Гугл». Это вряд ли будет аргументом для суда, полагает замдиректора юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина: нельзя сказать, что тайна переписки не нарушается, раз письмо читает не человек, ведь даже если письмо читает робот, в конечном итоге он делает это в интересах конкретных людей.
Старший партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Тиллинг видит в материалах дела пробел в доказательствах: суд решил необоснованно спросить с того, кто ближе. Суд счел, что именно российская «дочка» просматривала почту пользователей, поскольку она заключает рекламные контракты и на свой страх и риск пользуется софтом головной компании, который и нарушает конституционные права граждан, комментирует она. Поэтому шансы ООО «Гугл» отменить решение апелляционной инстанции она называет «весьма устойчивыми», если компания докажет свою непричастность к мониторингу почты в России.
Но один суд уже проигран и для Google будет весьма непросто обжаловать его решение, считает руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич, к тому же корпорации невыгодно привлекать внимание к тому, что она защищает свое право нарушать тайну переписки.
Представитель Google сказала лишь, что компания сначала ознакомится с материалами дела.
Google будет апеллировать до конца: либо пока не получит удовлетворяющее его решение, либо пока не исчерпает для этого все возможности, уверен руководитель группы по интеллектуальной собственности юридической фирмы «Юст» Денис Шумский. Для компании это принципиально, продолжает он: проигрыш заставит ее менять либо пользовательское соглашение, либо схему работы роботов. Вряд ли Google откажется от технологий контекстного поиска – это один из основных инструментов его заработка, объяснял «Ведомостям» руководитель аналитического центра Zecurion (разрабатывает IT-системы контроля утечек информации) Владимир Ульянов.