Интернет-радиостанция журфака МГУ начала свой путь зимой 2007-2008 гг. В первые годы станция звучала весело и задорно, в гости приходили знаменитые актёры, профессиональные музыканты, модные диджеи и даже деканы различных факультетов и депутаты Госдумы. Вещание было потоковым и в формате подкастов. В это время в проекте принимали участие Михаил Резван и Татьяна Андрианова, основатели Интернет-радиостанции Follow Me, и звукорежиссёр Владимир Коробейников. Это был пик работы радиостанции: различные творческие эксперименты и научные открытия, ежевечерние радиошоу и набитая до отказа людьми студия. Студенческие радиостанции целиком и полностью держатся на энтузиазме, дохода они не приносят. Постепенно ребята начали уходить из проекта: кто-то закончил университет, кто-то занялся чем-то другим, кто-то не успевал из-за основной работы. И станция начала затухать.
Несколько лет она вещала лишь в режиме подкастов: «Три года почти совсем ничего не происходило на радиостанции. Удивительно, что до сих пор человек по сто заходят на сайт. Как-то написала женщина, она рассказала, что слушала передачу про своего дедушку у нас в эфире. Каким-то странным, даже чудесным образом люди находят нас, находят передачи».
В этом году проект начал потихонечку оживать: «Мы сейчас с Валей Матвеевым работаем на факультете [Журналистики МГУ], он тоже преподаёт, мы плотно контактируем со студентами и пытаемся подключить эти две группы – Валину группу разработчиков и мою группу журналистов - и этот труп оживить. Хотя, конечно, неправильно называть радиостанцию трупом, а вот человеком, находящимся в коме, сравнение вполне уместно. И этот человек находится в коме уже продолжительно время. Мы будем выводить радиостанцию из этого состояния. Хочется, чтобы все звонили в студию, спорили, кричали, чтобы станция жила. Потенциал для этого есть».
Реанимацию Интернет-радиостанции Александр с Валентином начали весной этого года, в прошлом учебном семестре: «Первоначальной задачей тогда было восстановление потокового вещания. Это мы сделали. Какое-то время было постоянное обновление. Сайт, конечно, ещё выглядит достаточно архаично. Сейчас задача максимум – запустить мотор так, чтобы он заработал на полную мощь». Человека, который бы ежедневно составлял плей-лист на следующий день, пока что нет. Сегодня плей-лист представляет собой пятидневный цикл. «Так происходит из-за нехватки человеческих ресурсов. Мы надеемся, что это исправится», - рассказывает Александр. - «Сейчас Интернет-радиостанцией занимаются всего два человека, два старожила радио – это Сан Саныч Ганюшин и Валя Матвеев. Валя отвечает за разработку сайта, а я - за контент. Я шевелю студентов, чтобы они что-то делали, но пока всё в очень лайтовом режиме».
Эфир включает три компонента: музыка играет с двенадцати ночи до восьми утра, далее до 16.00 звучат лекции – это образовательная составляющая, а с четырёх часов дня до полуночи в эфире - различные авторские передачи студентов, составляющая развлекательная. Проект затевался под девизом: «Обучаясь, развлекайся и развлекаясь, обучайся». «В первую очередь проект рассчитан на студентов, - говорит Александр Ганюшин. - Это образовательная радиостанция. Она так и называется: «Образовательная радиостанция факультета журналистики МГУ». Наша основная миссия – это тянуть лямку вместе с университетом, то есть нести образование в массы. Недавно я написал пару постов в социальных сетях: «Ребята, лекции опять в эфире. Если у вас ностальгия, можете послушать их». Действительно, большое количество людей по факультету скучает, и кто где ведь сейчас живёт, по разным частям света разъехались…»
Звукорежиссёр Владимир Коробейников
Есть, конечно, и другие задачи у радиостанции: «На факультете проходят ещё публичные лекции. Концептуальная задача – выкладывание лекций. Это пиар университета. Может быть, мы вернём запись обычных лекций. Потому что это суперкачественные лекции. Я бывал в других вузах на подобных гуманитарных лекциях и понял разницу, понял, что у нас действительно суперспециалисты. Это действительно люди, глубоко знающие предмет и очень сильно его любящие. Надо добиться, чтобы мы могли лекции публиковать. Надо эту задачу решить. Авторские права на лекции есть у факультета. Это называется служебное произведение, это как журналист, который пишет для газеты, и права на материал принадлежат газете, а он получает свой гонорар. Аналогично лекторы получают гонорары, а лекции находятся в собственности факультета. По сути, мы корпоративное медиа. Другими словами, это газета, которая делается для сети супермаркетов, большой фирмы, корпоративный сайт, где, соответственно, сотрудники и сами могут поучаствовать в процессе. Таким образом, реализуется и задача внешнего пиара: «Вау, какие они крутые! Сколько у них там всего интересного происходит! Мы хотим там работать, мы хотим с ними сотрудничать, мы хотим быть их клиентами!» Наша радиостанция – то же самое, но в образовательной плоскости. Внешняя функция – презентация того, что происходит здесь внутри, можно заглянуть за фасад таким образом: «Так, чем они занимаются, что у них там происходит?». Это внешний пиар. Мы рассказываем обществу о том, чем занимаемся, привлекаем к себе потенциальных студентов, сотрудников. А есть ещё и внутренний пиар. Это внутренняя коммуникация между сотрудниками, между людьми, находящимися в одной «корпорации», то есть студентами».
Александр называет радиостанцию трамплином для студентов: «Они через нас могут себя реализовать, это очень приятно и отрадно, это радость преподавательская. Плюс дружеские отношения со многими «подчинёнными» в кавычках, сотрудниками-студентами. После того, как они факультет закончили, они остались моими хорошими друзьями, они тоже фанаты радио. Радио нас связало, судьбою стало…»
Все люди, которые приходит на радиостанцию, хотят делать музыкальные передачи: «Это вполне естественное желание. Я даю согласие, но говорю, что у программы про музыку должна быть журналистская составляющая. Всё-таки мы не школа диджеев, хотя и это иногда тоже», - рассказывает Александр. Валя Матвеев раньше вёл передачу Rapataka: «По пятницам вечерами тут собирались рэперы, народ достаточно буйный. Легендарная передача. Приходили гости, и все вживую пели, ну, то есть читали, как у них это называется, играли вживую на инструментах. Сейчас по четвергам ребята, те, которые пришли в своё время к Вале в Rapatakу, хип-хоперы, записывают свою передачу, которая называется «FM, FM» - это рабочее название. Они записали уже три выпуска. В последний раз в гостях был человек с балалайкой, мультиинструменталист, очень интересный и творческий парень. Я ребятам предоставляю студию, предоставляю свободу, сказал лишь, что об этом и этом не надо говорить: экстремистские темы запрещены, остальное всё можно. Я, конечно, отслушиваю всё потом, но за чистоту эфира не борюсь, как это делают на серьёзных радиостанциях. Главное, чтобы было весело».
Самая хитовая передача называлась «Трое в лодке»: «Программа очень смешная. Её делали Артём Галустян и Серёга Начаров. Добрый следователь и злой плывут в одной лодке с кем-то из преподавателей. Это было шоу. Студенты звонили, вопросы задавали». Ещё Александр отмечает программу «Этногенез». Это рассказ об этнических особенностях народного творчества, искусства. Во время эфира звучала и фолк-музыка.
Люди, которые почувствовали вкус прямого эфира, отмечает Александр Ганюшин, уже отказываются работать в записи: «Это особый драйв. Наша радиостанция очень похожа на настоящую. Все функции она выполняет, все возможности есть, например, звонки в студию. Единственное наше отличие от большого радио – не нам звонят в студию, а мы звоним».
Все радиопрограммы и лекции можно прослушать на сайте и скачать.
Александр Ганюшин считает, что на сегодняшний момент радиостанции не только не нужно переходить в FM-диапазон, но и невозможно: «Информационная составляющая для радио – самая главная составляющая. Взять FM-радиостанцию. Что там есть? Блок новостей, который делается службой новостей, музыка и реклама. Это очень выгодный бизнес. При минимальных инвестициях и минимальных затратах, поэтому все частоты и заняты. Когда мы попытались туда влезть, нам сказали: «Ребята, 17, 5 миллионов долларов стоит лицензия на три года, пользуйтесь, пожалуйста. Есть деньги - продолжаем разговор, нет - ну…». В FM влезать бессмысленно».
Несколько недель назад Интернет-радиостанция FMGU.RU начала сотрудничать с Ботаническим садом Московского университета. Планируется научно-развлекательная журналистика, большой научный проект: «Мы сейчас снимаем то, что происходит в Ботаническом саду, хотим делать с людьми науки какой-то интересный научпоп. Это будет межфакультетское сотрудничество. У нас есть на сайте лекция декана Ботанического факультета Кирпичникова. Михаил Петрович дал своё согласие на совместной проект. Может быть, у них и нет спикеров-популяризаторов науки, но попытаться что-либо сделать можно. Я посмотрел интереснейший бибисишный фильм о Королевских ботанических садах и считаю, что необходимо делать что-то в таком направлении».
Александр Ганюшин
Слушателей радиостанции FMGU.RU в будущем ждут не только новые проекты и радиопрограммы, но и новый сайт: «Мы хотим перезапуститься, и для этого нам нужен новый сайт. Его мы делаем своими собственными силами. Специалисты, которых привлекаем, - энтузиасты, делают работу не за деньги. Это полностью социальный проект. Он нужен обществу. Это наша с Валей миссия. Когда разработка сайта подойдёт к своему логическому завершению, мы будем туда ставить новый контент, будем пытаться привлекать туда новую, свежую кровь, которая и будет этот контент создавать».
Следующий этап развития – это раскрутка с помощью SMM и менеджерская работа: «Целенаправленно мы никаким маркетингом раньше не занимались. Мы делали что-то на стыке искусства и ремесла, если так можно выразиться. Но продуктом, самим продуктом мы не занимались. Сегодня Валины функции – это функции разработчика и пиар-менеджера, то, чего не было в предыдущей версии проекта. На первом этапе радиостанция представляла собой творческую лабораторию разных людей, которые имели возможность сидеть в здании напротив Кремля и вещать. Не позднее декабря мы должны сделать новый движок на сайте. Должно быть что-то принципиально новое. Мы хотим поэкспериментировать, мы хотим обязательно поработать с социальными сетями. Это может дать проекту вторую жизнь. Мы это хорошо понимаем и обязательно это будем делать».
Сейчас интеграция с социальными сетями довольно слабая. Это произошло от того, что, когда соцсети начали активно развиваться, радиостанция уже перешла в пассивное состояние. «А объединяться с социальными сетями необходимо, - считает Александр. - Это единственный способ сегодня привлечь молодёжь. Все сидят в сетях, никто не сидит на сайтах. Мы изучаем ситуацию в радиоиндустрии, у множества радиостанций, которые существуют в Интернете, которые можно через iTunes послушать, нет сайтов, у них есть странички в Facebook. Там все анонсы, там все плей-листы. Это, наверное, следующая стадия развития Интернета».
Коллектив Интернет-радиостанции FMGU.RU собирается развивать и мультимедийный контент. «Есть большое количество станций, которые построены на вещании из студии. В разговорных станциях это неинтересно, а видеотрансляцию из студии музыкальной радиостанции интересно смотреть. Это синтетическое искусство: и картинка, и звук взаимосвязаны. Мы хотим что-то аналогичное делать. Но пока нам не хватает профессиональной составляющей в продакшне. Для студенческого радио, для флёра честности, юношеской открытости, - улыбается Александр, - это не страшно, если, конечно, исключить историю с хорошими качественными музыкантами, которые к нам иногда заходят. Так как технических возможностей много, техника доступна, надо этим заняться. Главное – было бы желание. У нас оно есть. Надеемся, что своё желание будем превращать в интересные для аудитории трансляции. Надеемся, что подружимся с радиокафедрой. Призываем всех людей доброй воли к сотрудничеству. Мы готовы делать совместный проект. Не тянуть на себя одеяло, а что-нибудь вместе делать. Например, создать сеть радиостанций. Конечно, хотелось бы сделать сеть в университете сначала. Мне сейчас пишут люди из Югры. Они тоже занимаются студенческими радиостанциями, пишут дипломы на эти темы. Интересы есть, возможности есть, техника есть. И станций становится всё больше. Задача федерального масштаба – сделать сеть студенческих радиостанций с перекличкой. Когда все будут взаимодействовать, может тогда нам и FM дадут, - говорит Александр и, смеясь, добавляет, - тогда будем сидеть на мешках с деньгами и прикуривать сигары от стодолларовых бумажек…»
Елена Дюкова
Фото - Иван Куринной
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru