После первой статьи, особенно после публикации её моими друзьями из Adconsult, я много общался на эту тему со своими коллегами. В результате решил ещё написать, немного углубиться в технологии продаж, и в следующем материале – а как же сделать так, чтобы все эти современные инструменты не просто были в компании, а работали!
Кое в чем я буду повторяться, может, чуть глубже. Обычно, я стараюсь так рассказать, чтоб точно было понятно «с чего начать в понедельник». Попробую также и сейчас.
На мой взгляд, усовершенствование навыков и внедрение технологий надо начинать с ревизии системы продаж. Тоже много писал и рассказывал об этом, но постараюсь коротко повторить. Я разделяю продажи на «холодные» и «горячие». Холодные – это фактически спам-продажи. Т.е., много-много контактов без предварительной отработки клиентов. На мой взгляд, такие продажи эффективны при условно-неограниченном количестве клиентов на рынке и при продаже товара с понятными свойствами. Горячие продажи – продажи только подготовленным клиентам, с изученными потребностями. Используются при неявных свойствах товара, при ограниченном количестве покупателей. Мне видится, что это как раз наша история.
Соответственно, и система продаж должна строиться из последовательности всех процессов «подготовки» клиентов, разработки решений и непосредственно момента самой продажи.
Поэтому, я рекомендую начать с анализа своих клиентов – кто они, что им нужно и важно – как вы сможете решать из задачи. Еще до внедрения системы продаж имеет смысл привести свои продукты в порядок в соответствии не с тем, что у вас есть, а - что необходимо клиентам. Иногда, это чисто декоративное приведение упаковки в порядок. Иногда коренной пересмотр инструментария.
Совсем недавно мы разбирали процессы в одной компании. Вот первоначальная схема работы -
Самым сложным оказался второй этап, на котором мы беспощадно вычеркивали все, что мешало или замедляло продажи. Отрубали по принципу Родена (кажется) – «сначала я беру камень, потом отсекаю все лишнее, получается скульптура».
Завершающий этап – просто техническая шлифовка процессов путем переписывания штатных обязанностей.
Этот кейс ровно для того, чтоб понять, насколько это несложно. И это действительно то, с чего надо начать.
Предположим, разобрались, все отлично придумали. Что дальше? Я убежден, что надо вводить систему контроля процессов. Тут есть два способа – старинный «начальник с блокнотом» и современный – ERP. Признаюсь, у нас еще руки не дошли до автоматизированной ERP, хотя отдельные элементы работают и те же руки давно уже чешутся продолжить внедрение.
И все же – я за разумный баланс этих двух способов. Никто еще не отменял субъективной оценки качества произведенной работы. Опять же, кто как не начальник способен понять, какие процессы и действия можно формализовать, а какие требуют индивидуальных решений.
Соответственно, следующий совет – выберите, что будет контролироваться ERP(и её выберите тоже), а что – руководителями отделов.
На этом, собственно основная настройка закончена. Дальше – разработка планов ОП. Конечно, не в деньгах. Мы, строим планы по количеству контактов основных типов – звонки, встречи, письма. Также, каждый контакт делится на несколько видов, которые позволяют анализировать основные зависимости продаж (теперь уже в деньгах) – от действий ваших продавцов. Со временем, вы найдете самый эффективный баланс между всеми видами и типами контактов.
Мы для себя этот баланс давно уже нашли и я, например, глубоко занимаюсь анализом только раз в год, при подготовке годового отчета медиагруппы. При необходимости – корректируем планы, иногда – для отдельных менеджеров.
Понятно, что при такой работе, без простой и удобной CRM не обойтись. Вот и совет – найдите и внедрите CRM, если раньше ее не было.
Только не старайтесь ее сразу нагрузить кучей функций и аналитикой. Пойдите по пути наращивания. Мы, честно говоря, несколько лет назад купились на мощные возможности приобретенного софта и так навертели настройки CRM, что пригрузили менеджеров и себя ненужными деталями. Пришлось потом существенно упрощать.
Ну и последний совет по настройке отдела продаж – обучение.
Я противник тренингов типа «ставьте себе амбициозные цели», «главное верить в себя» и проч.. Они может и нужны кому-то, но только нисколько не отвечают сотрудникам на вопрос – а что такое верить в себя? Как научиться этому?
А все просто. Надо просто точно знать – что, в какой ситуации делать и - уметь это делать. Вот и все. Уверенность рождается от осознания своих возможностей. А научиться этому можно на тренингах, где изучаются конкретные шаги, процессы, действия, с которыми менеджер сталкивается в своей повседневной работе. На мой взгляд, в России существует только одна тренинговая компания, отвечающая эти требованиям, и я о ней уже писал выше.
Ну, а когда ваши сотрудники все знают и умеют – вот тогда смело приглашайте тренеров-мотиваторов! (Уже не вредно). Впрочем - это не совет.
Вячеслав ЧЕРЕПАХИН специально для РАДИОПОРТАЛА
Вячеслав Черепахин, Президент медиагруппы "Премия", г. Волгоград
Биографическая справка:
Вячеслав Черепахин пришел на телевидении в 1991 г. Работал на первой крупнейшей в России кабельной сети «Юг России». Прошел весь карьерный путь от оператора монтажа до генерального директора. Создал первую коммерческую телекомпанию в Волгограде – «ТВ-1» в 1995 г. С 2000 г. начал развивать дополнительные направления - PR-обслуживание, радиовещание, печатные издания, event и т.д. В настоящий момент в медиагруппу ПРЕМИЯ входят несколько радиостанций, печатных изданий, outdoor, PR-агентство, рекламное, тренинговое и бизнес-туристическое агентства. Блог рекламщика - занял второе место в региональном конкурсе по ЮФО «Искра Юга». В 2013 году Вячеслав стал лауреатом Национальной премии «Медиа-менеджер России-2013» в номинации «За вклад в развитие отрасли». В частности, очень высоко было оценено внедрение им систем матричного управления в медиабизнесе.