Российский поисковик «Яндекс» может существенно увеличить аудиторию своей контекстной рекламы. На страницах сети «В контакте» может появиться реклама, продаваемая через систему «Яндекс.Директ», рассказал источник в одной из интернет-компаний. Контракт еще не заключен, знает собеседник «Ведомостей».
Исполнительный директор «В контакте» Дмитрий Сергеев и руководитель «Рекламной сети «Яндекса» Дмитрий Попов сказали «Ведомостям», что пока речь идет лишь об эксперименте. Он, возможно, «обогатит рекламные продукты» партнеров, говорит Сергеев: «По итогам теста мы будем совместно с “Яндексом” оценивать его эффективность». Попов уверяет, что эксперимент уже стартовал. «В четверг некоторые пользователи “В контакте” увидели на своих страницах контекстную рекламу“Яндекс.Директа”. Это совместный тест», — говорит он.
Подробности проекта стороны не раскрывают. Близкий к одной из компаний источник говорит, что рекламу от «Яндекса» увидит только часть аудитории «В контакте». А сам тест продлится около месяца. Cобеседник «Ведомостей» отмечает, что «В контакте» уже продает таргетированную рекламу, основанную на социально-демографических данных пользователей. При продаже контекста от «Яндекса» эти данные, возможно, будут использованы.
«Яндекс» получает от рекламы всю свою выручку: по итогам II квартала 2014 г. она составила 12,2 млрд руб. Около 94% этой суммы пришлось на контекстную, а 6% — на медийную рекламу. «В контакте» реклама приносит около половины выручки, оставшуюся часть компания получает от платежей пользователей в приложениях. Выручка «В контакте» в 2013 г. увеличилась на 19% до 5,7 млрд руб. Но при этом чистая прибыль упала более чем в 6 раз до 7,9 млн. Годом ранее этот показатель и вовсе рухнул более чем в 10 раз до 50,05 млн руб. «В контакте» старается нарастить доходы: недавно ввела на сайте дополнительное (третье) рекламное место, а также объявила о начале продаж рекламы в мобильной версии. Кроме того, компания запустила мобильную игровую платформу.
Летом прошлого года «Яндекс» заключил контракт c Mail.ru Group на монетизацию результатов поиска на проектах группы. Уже в III квартале это партнерство принесло результаты: выручка выросла на 40%, а прибыль — на 117%. По итогам II квартала 2014 г. выручка «Яндекса» от сотрудничества с сайтами-партнерами выросла на 92% до 2,7 млрд руб. — и это тоже произошло благодаря контракту с Mail.ru. По данным comScore Media Metrix, в январе 2014 г. рекламная сеть «Яндекса» охватывала 96% российских пользователей, следует из материалов «Яндекса». Mail.ru Group тоже начала активно наращивать выручку от контекстной рекламы благодаря контракту с «Яндексом», говорил гендиректор группы Дмитрий Гришин.
Если «Яндекс» и «В контакте» договорятся, это будет гигантское событие для рекламного рынка, считает член совета директоров IMHO VI Арсен Ревазов. Особенно если «Яндекс.Директ» появится на всех страницах соцсети — ведь это огромная аудитория и рекламный инвентарь. По рекламным показам «В контакте» как минимум крупнее «Яндекса» и Mail.ru Group, оценивает Ревазов. Но спрогнозировать, как вырастет выручка обеих компаний, сложно: такой крупный контракт может повлиять на весь рынок и даже спровоцировать падение цен на интернет-рекламу. А это сделает ее более конкурентоспособной по сравнению с другими видами рекламы, считает он. Отдельный вопрос — получит ли «Яндекс» ценные социально-демографические данные пользователей «В контакте», резюмирует Ревазов.
«Потенциальный объем продаж через “Яндекс.Директ” во “В контакте” вполне может быть сопоставим с объемами продаж “Яндекс.Директа” на сайтах Mail.ru Group», — говорит руководитель интернет-бизнесов Dentsu Aegis Network Russia Андрей Чернышов. Речь может идти о десятках и сотнях миллионов рублей. Удивительно при этом, что «В контакте» предпочла использование «Яндекс.Директа» развитию собственных технологий или использованию технологий родственной Mail.ru Group (группа владеет 52% «В контакте». — «Ведомости»), продолжает Чернышов. Возможно, речь идет о среднесрочном контракте, задачей которого является улучшение финансовых показателей «В контакте» за короткий промежуток времени, предполагает он.
Представитель Mail.ru Group отказался от комментариев.