«Первый канал», ВГТРК и Министерство культуры договорились о поддержке детского кино. Телекомпании выбрали по пять недавно выпущенных кинокартин для детей, которые будут показаны на каналах «Культура» и «Карусель» в 2014 году. Ранее отечественное детское кино фактически не имело доступа к широкой аудитории — почти все новые фильмы выходили ограниченным прокатом. В департаменте кинематографии Министерства культуры «Известиям» пояснили, что сотрудничество с телекомпаниями будет продолжено с целью дальнейшей популяризации детского кинематографа.
Канал «Карусель» покажет фильмы «Тайна волчьей пасти» (реж. Алла Сурикова), «Сказка.Есть» (реж. Константин Статский, Елизавета Соломина, Александр Баршак), «Лесная царевна» (реж. Теймураз Эсадзе, Александр Басов), «В плену времени» (реж. Вячеслав Афонин), «Частное пионерское» (реж. Александр Карпиловский).
ГТРК «Культура» покажет фильмы «Мой папа Барышников» (реж. Дмитрий Поволоцкий), «Дунечка» (реж. Александр Ефремов), «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук), «Ангел» (реж. Дмитрий Федоров), «Парниковый эффект» (реж. Валерий Ахадов).
Кроме того, Минкультуры, как следует из плана первоочередных мероприятий Министерства образования и науки на 2015–2017 годы (копия документа есть в распоряжении «Известий»), обязуется «поддерживать не менее 10 фильмов и мультфильмов для детей ежегодно», и начиная с 2011 года этот план выполняется.
В России ежегодно снимаются десятки детских фильмов, но лишь небольшая их часть получает государственную поддержку. Еще меньше картин добирается до широких экранов: из-за низкого художественного качества прокатчики отказываются брать детское кино. Таким образом, большинство современных фильмов для детей показывают только на тематических фестивалях.
— В прокат выходит 3–4 детских фильмов ежегодно. Всё остальное, видимо, непригодно для показа, — считает критик и организатор показов детского и анимационного кино Мария Терещенко. — Делать 10 качественных «полных метров» в год для детей — это утопическая задача — в стране нет ресурсов для реализации подобного плана.
Директор студии «Новые люди», продюсер детского кино Наталья Мокрицкая уверена, что стимулировать прокатчиков можно только качеством кинопродукта.
— Чтобы сделать приличную детскую картину, требуется как минимум $3 млн. В то время как государство дает $1 млн. На эти деньги можно снять только телекино среднего качества, без звезд, — говорит Наталья Мокрицкая. — Лучше бы государство финансировало три приличных картины в год, чем запускать семь никому не нужных малобюджетных фильмов.
Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает, что отрасль детского кино может быть восстановлена только «если фильмы для детей по значению будут приравнены к фильмам о войне».
— А сейчас говорить пока не о чем. Чтобы снять хотя бы семь хороших фильмов в год, требуется семь хороших режиссеров детского кино. Их у нас не наблюдается, — полагает Дондурей.
По словам эксперта, в России остро не хватает фильмов для детей от 7 до 14 лет.
— Кинотеатрам неинтересно их выпускать. В прокате гораздо проще ориентироваться на девочек-подростков, которые млеют, глядя на красивого господина Данилу Козловского. Хорошую кассу также приносят мультфильмы студии «Мельница», когда дети во время зимних каникул тащат своих родителей в кино, — констатирует киновед.
По мнению Даниила Дондурея, ситуацию с детским кино сможет улучшить только прямое распоряжение властей. Источник в Фонде кино рассказал, что в июне 2014 года администрация президента направила в фонд распоряжение подготовить анализ ситуации с детским кинематографом. По словам советника президента Владимира Толстого, выводы будут сделаны на основе этого анализа.
С 2011 по 2013 год в России при государственной поддержке снималось по семь детских картин в год.
В 2014 году субсидии на производство игровых фильмов для детей получили режиссер Вячеслав Златопольский («Мой папа»), режиссер Сергей Русаков («Никита Хоттабыч»), режиссер Кирилл Седухин («Сокровища Ермака»), режиссеры Дарья и Екатерина Носик («Алешка»). Фонд кино в 2014 году выделит субсидии на фильмы «Детский мир», режиссер Михаил Черняк (ОАО «ТПО «Киностудия им.М.Горького») и «Шел по городу волшебник», режиссер Олег Асадулин (НП «Интерфест»).
Кадр из фильма "Страна хороших деточек". Фото: kinopoisk.ru