Драйверами рынка стали рост абонентской базы спутниковых операторов «Орион-Экспресс» и «Триколор ТВ», увеличение числа подписчиков у операторов IPTV, рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IPTV и цифрового кабельного ТВ. Негативное влияние оказали низкие цены на услуги и смещение интереса потребителей в сторону OTT-сервисов.
В 2013 году почти прекратился рост крупнейшего сегмента – кабельного телевидения. Абонентская база операторов КТВ выросла за год всего на 1,5%. В первую очередь, это связано с сокращением числа абонентов аналогового ТВ у компании МТС. Прочие операторы выросли в среднем на 5%.
Эксперты наблюдали заметный сдвиг в сторону увеличения доли цифры. Число подписчиков цифрового КТВ увеличилось за год в 2 раза, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 4%.
В результате доля цифры возросла с 12% до 15%. Больше всего в абсолютных показателях – на 2,3 млн – выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией – например, в Южном федеральном округе его доля составляет 71%. Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IPTV – число подписчиков по данной технологии выросло на 29%.
Лидером по объему доходов является «Ростелеком» — федеральному оператору принадлежит свыше пятой части рынка. У компании «Триколор ТВ», несмотря на лидерство по абонентам (на долю оператора приходится 29% российских подписчиков), доля в доходах почти в 1,6 раза ниже. Это связано с низкой стоимостью услуги оператора – средний счет на абонента (ARPU) составляет 67 рублей. МТС уже третий год подряд теряет рыночную долю, что связано с принятой стратегией развития цифрового телевидения.
По прогнозам iKS-Consulting, в 2014 году рынок платного ТВ продолжит динамичное развитие: темпы роста составят 10%, объем рынка превысит 59 млрд рублей. Число абонентов вырастет на 5% и достигнет 36,2 млн.