Kristeligt Dagblad – издание небольшое, бумажный тираж 26 тысяч, при этом оно очень удачно работает с новыми форматами в интернете – их конек мультимедийные лонгриды (кто не владеет датским, прочитать истории не сможет, но и визуальное впечатление от них довольно сильное). «Нам пришлось заново изобрести журналистику - не только, чтобы выжить материально, но и профессионально», - подчеркивает Троэлс.
На конференции «Честь профессии», которая состоится 24 апреля 2014 года в Киеве, он расскажет, как работать над длинными онлайн-историями. «Предполагаю дать пошаговую инструкцию того, как мы создаем лонгриды в Kristeligt Dagblad», - пообещал Троэлс.
Несмотря на столь привлекательное обещание, «Редакторский портал» решил связаться со спикером до мероприятия, чтобы подробнее расспросить его о персональном опыте работы надбольшими текстами в интернете.
Троэлс, что вы вкладываете в понятие «заново изобрести журналистику». Вот в Kristeligt Dagblad вы что заново изобрели?
- Kristeligt Dagblad - нишевая газета: у нас широкое национальное и международное покрытие, но в основном мы пишем о вере, религии, экзистенциальных вопросах и межперсональных взаимоотношениях. Годами, подобно многим другим газетам, мы постепенно забирали части онлайн-контента из свободного доступа, вплоть до того, что два года тому назад жесткая система пейвола подтолкнула нас переосмыслить, что же есть сегодня качественная онлайн-журналистика.
Если раньше мы предполагали, что читатели должны платить за наши материалы онлайн, то теперь понимаем, что в отдаленной перспективе это не сработает: только глубокие мультимедийные тексты, воздействующие на пользователя сразу через несколько каналов восприятия (текст, фото, аудио, видео) смогут побудить аудиторию заплатить за журналистику. Поэтому я категорически не поддерживаю тезис о том, что в интернете уместны лишь короткие новостные тексты и фото. В бесплатном доступе – да. В платном – мы должны делать интегрированные тексты с ошеломляющими фотографиями, аудио, видео, графикой и анимацией.
Длинные истории или «лонгриды» - не изобретение сегодняшнего дня. В традиционной журналистике тоже есть примеры интереснейшей работы репортеров, классно сделанных спецтем и т.д. В чем, на ваш взгляд, главное отличие старых и новых лонгридов?
- Как по мне, основная разница в том, как вы вовлекаете аудиторию в чтение текстов. Давайте будем реалистами: читатели редко читают большие тексты от начала до конца, поэтому мы всегда должны упаковывать в историю некие крючки, которые бы не отпускали читателя как можно дольше. Сейчас длинные истории – это не просто лонгриды. И не просто мультимедийные истории. Это и то, и другое, но также это еще и методы вовлечения читателя. И только когда есть и первое, и второе, и третье – они работают. Ну и с вашего разрешения я уж не буду расшифровывать, чем это отличается от традиционных больших текстов в старых газетах. Ну по крайней мере вторым и третьим пунктом – это очевидно.
Как много людей в редакции делают такую историю, как, например, http://www.kristeligt-dagblad.dk/historier/vidunderligt/? Как много времени на нее уходит?
- Конкретно эту историю писала одна из наших опытнейших журналисток. Скажу больше: обычно она не пишет для веба в силу возраста. Но тут ее вдохновил на историю наш веб-продюсер. Фактически им пришлось работать над историей вдвоем – шаг за шагом они прорабатывали тему, изобретали ходы и их реализовывали. Без такой скрупулезной работы с репортером история бы не смогла состояться. Плюс, конечно же, в команде работал фотограф и художник. Верстка для этой истории использовалась стандартная, поэтому дизайнерам особо потеть не пришлось. Но если говорить про другие истории, то в них обычно меньше вовлечен веб-продюсер, но гораздо больше – дизайнер (если мы экспериментируем с версткой, к примеру).
Если мы решаем делать ставку на лонгриды и мультимедийные истории, то какие изменения следует провести в редакции, на ваш взгляд?
- Писать блестящие истории, которые захватывают читателя от первой до последней буквы – достаточно редкая способность среди журналистов. Даже среди хороших журналистов. Все-таки большинство из нас чувствует себя комфортнее в привычных жанрах – новость, расширенная новость (feature), интервью. Начните с того, что оглядитесь в своем ньюз-руме в поисках хорошо пишущего человека – поверьте, окажется, что у него есть то, что вы ищите – шикарная история, на которую ему не хватало то времени, то сил. Итак, у вас есть главное – история. Теперь вам нужен ключевой человек – лучший в мире веб-продюсер. Понятно, что он должен уметь и знать все – от html до видеоредактора. С самого начала эти двое должны стать командой и составить пошаговый план, как эта грандиозная история будет представлена в принте и в онлайне. Будьте уверены, что они сумеют без вашей помощи найти и привлечь к работе лучшего фотографа, да еще и такого, который профессионально снимет видео для веба. Когда текст будет написан, а фото и видео подобраны, то вам останется позвать разработчика, который соберет этот паззл. Учтите, верстку, которую он придумает для вашего первого лонгрида, вы будете впоследствии использовать неоднократно.
Мои коллеги советовали приглашать разработчика в команду на моменте запуска проекта, привлекать его к работе над историей с самого начала. Но мой личный опыт свидетельствует о том, что даже если где-то в мире и существуют такие уникальные разработчики, то их, видимо, не так много, и они где-то далеко.
Многие редакторы скептически относятся к лонгридам – мол, усилий много, а читают их не больше, чем новости, которые не так трудозатратны. Что вы об этом думаете?
- Безусловно, я с пониманием отношусь к скепсису по поводу трудозатрат и затрат вообще. Но тут, поймите, речь идет не только о зарабатывании денег, сколько о возможности профессиональной реализации. Скажем так, вы даете репортеру пространство, на котором он может играть в ту игру, в которую хочет. Наши репортеры это ценят. Ваши, думаю, тоже.
Мультимедийные истории побуждают вашего читателя прилипать к экрану, они с радостью трубят в соцсетях о том, что прочитали нечто фантастическое, они приходят к вам снова и снова, чтобы читать новые истории, и приводят с собой новых читателей. Это то, что менеджерским языком называется укрепление лояльности.
Теперь о деньгах. Согласно классическим правилам маркетинга, свои первые истории мы публиковали бесплатно. Потом мы стали просить за них деньги – скажу честно, пока что без каких бы то ни было ощутимых результатов. Но что мы заметили: эти истории легко вскарабкиваются на вершины топа посещаемости. У них дольше цикл жизни. И еще они увеличивают показатель пребывания читателя на сайте: средняя цифра по лонгридам – 10 минут на историю. А это в 5 раз выше, чем для обычного материала.
Но все равно остается вопрос, который я себе часто задаю: скажи, нужны ли тебе новые и новые читатели, если их нельзя тут же конвертировать в рекламные доходы от баннеропоказов?
И как вы себе на него отвечаете?
- Я оптимист. Давайте делать свое дело, и делать его как можно лучше. Хорошую журналистику будут покупать. Веб дает нам новые инструменты, чтобы сочинять увлекательные истории. Еще немного – и мы научимся их продавать.
Леся Ганжа,