Сержиу Мартинш
В сотрудничестве с саунд-дизайнером Руи Лима (Rui Lima) Сержиу Мартинш уже около двенадцати лет пишет музыку для современного театра. Его работы были представлены во многих странах Европы, также Серджиу является автором саундтреков к полнометражному фильму «Veneno Cura» и ряду короткометражных картин. В интервью «Радиопорталу» Сержиу рассказал об истории своего сотрудничества с Руи Лима, творческом пути, а также о планах на будущее:
- История наших отношений с Руи Лима интересна, - признается Сержиу. - Мы встретились в художественной школе (Высшая Школа Искусств Каштелу Бранку, - прим. авт.), когда нам обоим было лет по шестнадцать. В этой школе мы изучали искусство видео и фотографии, и вообще все, что связано с мультимедиа. Мы оба были к тому времени музыкантами, я учился в консерватории, а он, хоть нигде и не обучался музыке, тоже увлекался игрой на музыкальных инструментах. И как-то сразу нам стало интересно работать вместе. После этого наши пути немного разошлись – я закончил консерваторию и уехал в другой город, попутно все больше изучая электронную музыку, а Руи в это время проходил курс саунд дизайна для театра, но уже тогда мы всегда находили возможность делать совместные проекты.
Однако направлением, в котором я работаю сейчас, я увлекся по воле случая. Однажды у меня появилась возможность написать музыку к дипломному проекту - спектаклю с приглашенным театральным режиссером из Лиссабона. Превращение музыки в драматургию стало абсолютно новым для меня и Руи, и более того, это вдохновило нас на создание «открытой» музыки, которая может сказать нечто большее. То, как можно организовать пространство и время при помощи музыки, и как она может быть разработана специально для театральных залов, стало центром наших интересов. С тех пор мы никогда не прекращали работу в этой сфере, к нам стали обращаться другие режиссеры Португалии, и мы решили посвятить максимум нашего времени театру. С 2001 года мы не прекращаем свою работу в этой сфере, на нас обратили внимание не только режиссеры, но и танцевальные хореографы.
Сержиу Мартинш и Руи Лима
Параллельно у нас всегда есть несколько проектов экспериментальной музыки для нашего, так сказать, «личного творческого пространства», для этого мы часто объединяемся с другими музыкантами.
Работы Сержиу для театра знамениты как в Португалии, так и за ее пределами, например, в Германии, Франции, Испании, Бразилии, Англии. В Россию Мартинш тоже приезжает не впервые:
- Это не первый мой визит в Москву. До этого я и Руи работали с русским театральным проектом Liquid Theatre, это был очень интересный опыт. Уже тогда я отметил для себя, что Москва – тяжелый, но в хорошем смысле это слова, город. В нем много энергии, он постоянно в движении. По сравнению с Лиссабоном, я уж не говорю о Порту, Москва – это просто вечный двигатель. Мне есть с чем сравнить, я достаточно много путешествую, особенно внутри Португалии… Хотя, несмотря на то, что путешествую я много, мне непросто заниматься пиаром собственных работ. Дело в том, что в Португалии деньги на проекты дает государство, и не так легко вывозить свои проекты за рубеж. В больших городах независимые проекты имеют большее количество зрителей, бОльшую поддержку. Я заметил, что в Москве эта вещь развита, и для меня это было приятным сюрпризом.
Мне есть с чем сравнить, буквально недавно я был в Германии. Всем известно, что Берлин-это Мекка электронной музыки. На данный момент Берлин для меня – один из самых интересных культурных городов. Что касается Порту, то это город с огромным музыкальным потенциалом. Мне не хотелось бы, чтобы это обидело кого-то, но мне кажется, что Порту в этом плане даже интересней Лиссабона. Там существует мощный культурный процесс, и очень много отличных музыкантов. Это здорово, когда есть столько людей, с которыми можно работать. Все это можно было бы объединить, но пока у меня нет в планах создания лейбла независимой музыки, мне просто нравится быть частью этого интересного процесса.
Фото с личной страницы Сержиу в Facebook
В консерватории Сержиу изучал классическую гитару, затем учился играть на ударных, электрогитаре, бас-гитаре, также он может, по его словам, сыграть несколько аккордов на клавишных. Принципиальной разницы между саунд-дизайнером и композитором Сержиу не видит:
- Граница между композитором и саунд-дизайнером не такая уж резкая. Когда ты создаешь музыку для театра, тебе нужно задумываться о многих вещах – не только о музыке как таковой, но и об окружении этой музыки, откуда она будет звучать, например, как и куда поставить колонки для достижения определенного эффекта.
Я люблю экспериментальную музыку за ту свободу, которую она дает. В какой-то мере мы трансформируем сами себя, например, если бы у меня не было театральных проектов, то, возможно, я бы делал другую музыку. Но здесь существует возможность стать кем-то другим, попробовать себя в новой роли. Я не могу сказать, что делаю музыку в каком-то одном жанре, я постоянно ищу себя, ищу новые подходы, все зависит от того, для чего и для кого я пишу то или иное произведение. По-моему, это прекрасно - иметь возможность быть более «пластичным», говоря о создании произведения искусства. Мне нравится возможность быть кем-то, кем я никогда и не думал быть. Думаю, это сильная база для любого музыканта.
Не могу сказать, что у меня есть кто-то один, кто вдохновляет меня на творчество. Во время учебы в консерватории я большое количество времени уделял классической музыке, впоследствии я слушал рок-музыку, электронную музыку… Тысячи музыкантов вдохновляют меня каждый день, но ни одного из них я не могу выделить.
Помимо театра, Сержиу написал несколько саундтреков для игровых фильмов, однако театр для него остается важнее:
- Мой опыт в кино, как и в театре, тоже начался с приглашения. Саундтрек меня попросила написать режиссер Рэкуэл Фрайр (Raquel Freire). Это был необычный опыт, кино все-таки отличается от театра. Мы также написали саундтреки для некоторых короткометражных фильмов. Кинематограф в Португалии не такой сильный, поэтому в будущем я не думаю продолжать работать для кино. Почему меня привлекает театр? В нем нет никакой рутины, каждый раз это работа с разными режиссерами, у меня даже нет какой-то одной системы работы, так как с каждым отдельным режиссером выстраиваются уникальные отношения. Мне нравится риск, так как ты не знаешь, будет проект или постановка успешными. Я люблю находиться вне, так называемой, comfort zone, это стимулирует меня. Мы, в основном, работаем с современным театром, и даже если это классические тексты, то, как правило, в современной трактовке.
Постер к фильму «Veneno Cura»
Мастер-класс Сержиу в Москве – это тоже, по его словам, некий эксперимент, выход из «зоны комфорта»:
- Я приеду один, без Руи. Мой мастер-класс в Москве – это своеобразный эксперимент для меня. Мы немного поговорим об электронной музыке, о том, как ее создавать. Мне интересно то, как наш мозг реагирует на тот, или иной звук, мелодию, так что хотелось бы поговорить и об этом тоже. Я надеюсь, что интерес к мастер-класс будет, и люди найдут что-то полезное для себя.
У меня не такой большой опыт работы с радио, пару раз меня приглашали на интервью, и как-то я делал музыкальный подкаст. У меня есть знакомые, которые занимаются независимым радио в Португалии, но сам я не принимал в этом участия. Мне нравится радио, я люблю слушать его в машине – мне это нравится даже больше, чем слушать какой-нибудь диск с музыкой. Когда я на отдыхе, мне приятно послушать какую-нибудь радиостанцию.
В будущем Сержиу надеется посвятить больше времени своим музыкальным проектам вне театра:
- Я много работал с театром, и мне хочется больше параллельно писать произведения для чисто музыкальных проектов, - признается Мартинш. Хотелось бы, чтобы в будущем у нас были бы полноценные концерты. Чуть больше посвящать времени музыке как таковой, писать ее. Хотя, мы никогда не знаем о своем будущем наверняка, так что посмотрим.
Послушать музыку Сержиу можно здесь. Альбомы доступны для свободного скачивания.
Валерия Баева
-----------------------------------------------------------------------------------------
Что мы слышим: основы психоакустики. 26 апреля. Москва. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, 2).
«Осязаемая» музыка или визуализация музыки. 27 апреля. Москва. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, 2).