За 18 лет существования ресурса это обновление – уже третье. «Впервые мы существенно обновились в июне 2007-го: добавили больше музыкальных форматов и сервисов. До этого момента ресурс объединял несколько эфирных станций холдинга ВКПМ: «Energy», «Авторадио», радио «Алла», «Юмор фм» и суб-бренды, как например, «Energy - ClubDance» или «Авторадио-мурзилки International». Отдельных онлайн-продуктов, не связанных с «эфиркой», до 2007 года не было», - рассказывает Рамис Япаров, менеджер проекта 101.ru.
С чего начиналось
С этой самой «эфиркой» 101.ru связан довольно тесно: многие создатели ресурса пришли в Интернет-вещание именно из FM-диапазона, а площадкой для онлайн-станции стал сайт, созданный в 1996-м году еще для эфирного «Радио 101». «В начале нулевых мы стали искать платформу для онлайн-вещания. Выбрали 101.ru под руководством Юры Костина, - вспоминает Руслан Николаев, генеральный продюсер проекта 101.ru. – Нам площадка понравилась: во-первых, она была уже немного раскручена, а во-вторых, своим названием отражала нашу концепцию – много станций на одной странице».
До 2007 года на сайте вещали только эфирные аналоги станций холдинга ВКПМ. После первого обновления ситуация изменилась: «Ресурс стал большим и самостоятельным, концепт привязки 101.ru к конкретным брендам отошел на второй план. Добавились 30-40 онлайн-станций, которые мы программировали сами, таким образом, удалось закрыть многие музыкальные форматы. Иными словами, удалось дать пользователю возможность найти любимую музыку: без рекламы и радиопрограмм», - рассказывает Антон Панкратов, программный директор проекта 101.ru.
На второе обновление проекта команда 101.ru решилась в 2012 году. После него изменился внешний вид сайта и подход к вещанию: пользователям стало доступно еще больше сервисов и станций, в том числе и тех, что вещают в FM-диапазоне. «Пионером» стал «Мегаполис FM». «Немногие эфирные вещатели захотели «прийти» к нам: кто-то принципиально не хотел раздавать свои потоки на сторонних площадках, а кто-то, возможно, опасался «нечестного» партнерства или негативного пиара. Ситуация до сих пор почти не изменилась, хотя мы предлагаем прозрачные условия и некоторые сторонние станции продвигаем у себя может даже больше, чем собственные. Тут мы на стороне пользователя: хотим, чтобы ему было комфортно, чтобы он мог в одном месте слушать все любимые станции, неважно – «эфирка» это или онлайн-продукт», - говорит Рамис Япаров.
Все это время главными «хитами» проекта были станции, ориентированные на аудиторию «35-40+». «Это музыка дискотеки 80-х и весь контент, который сейчас можно найти на «Авторадио». Наше третье обновление носило характер ребрендинга: мы добавили фокус на танцевальной музыке, сфокусировались на молодежи», - рассказывает Антон Панкратов.
Третья версия
Современное лицо сайта 101.ru – это около 8 тысяч онлайн-станций, интерактив и новые сервисы. «Один из самых интересных запустим совсем скоро – это музыкальная энциклопедия, база сведений обо всех исполнителях самых разных направлений. Пользователь сможет найти здесь биографию музыканта, его альбомы, клипы, некоторые концертные записи, его онлайн-станцию», - рассказывает Антон Панкратов.
Антон Панкратов, программный директор проекта 101.ru
Еще один новый раздел, который уже можно найти на сайте - «PROMO», где музыканты могут выкладывать свои клипы, треки и радиопрограммы. «Мы создавали этот сервис как площадку для продвижения начинающих музыкантов, исполнителей и диджеев. Запустили акцию «Стань звездой 101»: весь март любой человек мог загрузить свой музыкальный контент и рассказать о нем. А мы по результатам голосования выбирали лучших, ставили их в ротацию некоторых станций и всячески рекламировали этих музыкантов на сайте», - говорит Рамис Япаров.
Много музык, хороших и разных
Тема пользовательского контента – одна из ключевых для 101.ru: на сайте собрано около 8 тысяч станций, программированием которых занимаются сами юзеры. «У нас есть набор инструментов, помогающих пользователям бесплатно создавать свои радиоканалы и программировать эфир. Есть любительские станции, которые люди создают для развлечения. Но есть еще и каналы звезд, для них наш ресурс – это один из способов собственного продвижения», - Антон Панкратов.
Среди авторских каналов - станции "ABBA", "Michael Jackson", "U2", "Алиса", "БИ-2", "В. Цой и группа "КИНО", "Boney M.", "Modern Talking", "Алла", "Высоцкий", "Михаил Круг" и другие, созданные при участии и поддержке культовых фигур отечественной музыки.
Профессиональные потоки портала (а их на сайте около 200) создаются и модерируются почти что «вручную»: каждую станцию программирует тот или иной музыкальный редактор, коих в команде портала около 50 человек. «Довольно сложно найти увлеченных профессионалов, которые не только технически подкованы, но и действительно любят свое дело. В последние годы с этим стало легче, у многих редакторов эфирное прошлое. А в самом начале мы буквально по знакомым «собирали» специалистов, кого-то приходилось обучать почти всему», - говорит Руслан Николаев.
Пересмотр концепции в 2007 году заставил несколько изменить структуру редакции. С появлением на сайте новых станций и музыкальных форматов команду пришлось увеличить и подкорректировать ее задачи. Сегодня в ведении каждого музыкального редактора – несколько станций схожих направлений. «Кому какой формат отдать решаем, исходя из предпочтений человека. Согласитесь, глупо заставлять кого-то курировать «восток», если он большой фанат рока?», - приводит пример Руслан Николаев.
Увлеченность работой – пожалуй, один из главных критериев выбора сотрудника. «Слушатели сами отсеивают редакторов, которым неинтересна музыка или какой-то формат. Это заметно всего за неделю: «проседает» аудитория, в ленту идут негативные отзывы. Стараемся этого не допускать», - говорит Антон Панкратов.
Как делают станции
В обязанности музыкального редактора входит программирование станции и поддержание контактов с аудиторией. «Иногда мы меняем задачи для музредов: скажем, закрываем одну станцию, которая перестала быть популярной, и поручаем наполнение другой, более актуальной. Скажем, вот прошел проект «Голос», мы создали специально под него свою станцию. Для ресурса это возможность всегда быть «в теме», а для конкретного музреда – опробовать себя в новом направлении», - рассказывает Рамис Япаров.
Трек-лист большинства станций обновляется еженедельно. «Исключение – персональные каналы исполнителей. Их программируем сразу на месяц и вносим какие-то коррективы в эфир, если у музыканта появилась новинка», - объясняет Алексей Соколов, музыкальный редактор нескольких станций электронной, популярной и кантри-музыки.
Что услышат пользователи, музыкальная редакция решает, ориентируясь на чарты. «Для зарубежных исполнителей – это данные рейтингов журнала «Billboard» или крупных радиокорпораций вроде «BBC» и пр. Тренды русских исполнителей отслеживаем через российские чарты основных эфирных радиостанций», - рассказывает Алексей Соколов.
Алексей Соколов, музыкальный редактор
Все треки комбинируются в рамках суточного расписания, которое встраивается в недельный блок. «Большинство слушателей привыкли думать, что каждый трек прямо сейчас включает сидящий в студии ди-джей. И пишут мне в ленту «Поставьте такую-то мелодию, она у вас позавчера играла!», хотя все, что у нас «играло» или «играет», еще семь дней назад было загружено», - улыбается Алексей Соколов.
Такие комментарии от пользователей для Алексея сейчас уже как напоминание об эфирном прошлом. «За 12 лет работы ди-джеем, ночным ведущим и музыкальным редактором в FM-диапазоне привыкаешь вживую общаться со слушателями. Теперь этого немного не достает, хотя люди пишут нам в форму обратной связи, делятся мнением, задают вопросы: на все сообщения мы отвечаем, иногда и дискуссии завязываются», - делится Алексей Соколов.
Аудитория
Общаются со слушателями не только музыкальные редакторы - отслеживает обратную связь и программный директор проекта. «Много положительных отзывов, но есть и критика, и жалобы, и предложения, скажем, добавить каких-нибудь сервисов или станций. Из недавнего – бразильскую музыку просили собрать в отдельный поток», - рассказывает Антон Панкратов.
После прошлогоднего ребрендинга целевая аудитория проекта существенно расширилась. «Если раньше мы ориентировались на более взрослых слушателей, то теперь акцентируем внимание еще и на молодежи: 18-39 лет. Специально для них мы увеличили число станций направления Club Dance. В цифрах соотношение выглядит примерно так: около 40% - молодежь, 30% - это люди 40+», - говорит Рамис Япаров.
Территориально аудитория проекта рассеяна довольно широко. «Ежемесячно мы фиксируем посещение около 3 млн. уникальных пользователей - 45% из них живут в России, в основном, в городах-миллионниках и обеих столицах. Еще 20% аудитории – это жители стран СНГ и Украины. Оставшиеся 35% - наши поклонники из Европы и США. Кто это? Скорее всего, эмигранты», - говорит Рамис Япаров.
Кроме общения через форму обратной связи, пользователи также могут принять участие в конкурсах и акциях 101.ru. «Мы разыгрываем билеты на концерты, причем действительно масштабные. В этом году наши слушатели могут сходить на выступления «Depeche Mode», «30 seconds to Mars», многих отечественных исполнителей», - рассказывает Антон Панкратов.
Бизнес-модель проекта
Главное кредо ресурса – много музыки без рекламы – не позволяет проекту зарабатывать на межпрограммных коммерческих блоках. «Нам это и не нужно: основной источник дохода – баннерная реклама и коммерческое программирование станций. Мы создаем каналы под конкретные бренды, скажем, «Связной», сеть ресторанов «KFC» или «Aroma la Botega». Ведь у любого бренда есть свое настроение, которое можно передать с помощью той или иной музыки», - говорит Антон Панкратов.
Одна из важных статей расходов ресурса – отчисления за использование авторских прав. «Весь контент на сайте «белый»: за все, что слушатель может найти у нас, мы платим взносы в регулирующие органы – РАО и ВАИС, так что все исполнители и музыканты получают проценты за то, что мы делаем», - поясняет Рамис Япаров. Это одна из причин, почему команда проекта почти не почувствовала изменений антипиратского законодательства. «Нам это, скорее, на руку: приходя к нам, пользователи могут быть уверены, что слушают музыку легально. Но говорить о том, что эти меры в один миг научат платить юзеров за контент, было бы неразумно», - рассуждает Антон Панкратов.
Рамис Япаров, менеджер проекта 101.ru
Основное продвижение проекта происходит в Интернете: с помощью SEO-оптимизации, рекламы, социальных сетей. «Когда-то мы пробовали выступать информационными партнерами музыкальных мероприятий, но это не принесло особых плодов. Поэтому придерживаемся такого мнения: мы же Интернет-радио, поэтому и продвигаться должны в Сети», - говорит Антон Панкратов.
С оглядкой на мировые digital-тенденции команда пару лет назад запустила мобильные приложения: через них, как и через основной ресурс, юзеры в два клика могут подключиться к любимой станции. «На количестве трафика это никак не сказалось, мы думаем, что наши мобильные слушатели – это просто немного другая аудитория: те, кто все время в движении, кто слушает нас в дороге или за рулем, а не сидя весь день в офисе», - говорит Антон Панкратов. Сложности с Интернет-сигналом вряд ли смогут помешать меломанам – приложение работает без сбоев даже там, где сеть ловит в формате EDGE.
О планах
В своем развитии ресурс во многом ориентируется на западные аналоги. Поэтому в скором времени на проекте появится сервис пользовательского чарта. «Мы хотим создать рейтинг треков, который составляется по результатам прослушиваний. Таким образом, юзеры будут видеть, какие композиции сейчас в тренде, и подключаться к этим тенденциям», - объясняет Рамис Япаров.
Другое направление развития – программирование брендовых каналов. «Хочется создать станции основных ресторанов, магазинов, салонов. Чтобы хорошую музыку 101.ru люди могли слушать повсюду, а не только в Интернете или через сматфоны», - говорит Антон Панкратов.
Людмила Васильченко