«Электрический звук в отличие от фортепианного обладал исключительной возможностью проходить сквозь тело, как ток по проводам высокого напряжения, искажаться, ломаться внутри себя, оставаясь изменчивым, неокончательным, то вставать непроницаемой черной стеной от земли до небес, то резать по ушам подобно лезвию бритвы».[1]
Логотип передачи «Корректор Функционального Состояния»
В 2008 году вышел нашумевший роман «Аномалия Камлаева» Сергея Самсонова про композитора, который мучительно пытается обрести смысл жизни, в целом, и музыки, в частности. Сочиняя необычные партитуры, бросающие вызов музыкальным канонам, главный герой сталкивается с непониманием современного общества, которое, тем не менее, его боготворит, на интуитивном уровне ощущая масштаб гения. Разрыв между «традиционным» и «новаторским», музыкой для масс и для избранных, имел место во все времена. И вот шесть лет спустя создатель авторского проекта «Корректор Функционального Состояния» Денис Моно задается все теми же вопросами, что и писатель – и делает передачу, которая посвящена особенной, электронной музыке. Проект носит подкастинговый характер: в виде аудиофайла выпуски "КФС" можно прослушать в любое время и любом месте, используя социальные сети или онлайн-платформу SoundCloud.
– Все началось с желания слушать музыку на более серьезном уровне, – начинает свой рассказ Денис. – До этого я и мои товарищи плотно крутились в среде хип-хоп музыки: мы были частью старой «тусовки» хип-хоп направления в Москве и даже что-то писали сами. Затем нас заинтересовала электронная музыка, и в какой-то момент мне захотелось попробовать работать с чем-то помимо вокала – и родилась идея записывать так называемые «кухонные» разговоры с моим другом Антоном: мы собираемся и обсуждаем определенные треки, наши эмоции и ассоциации на эту тему. Что-то вроде: «Вот вышел новый альбом – и он совсем не похож на то, что этот артист делал в прошлом…» или «Этот звук мне напоминает лязг лопаты дворника по заледеневшему асфальту в полвосьмого утра...» Мы подумали, что это может быть интересно кому-то, кроме нас. Саму идею я подал Антону на майских праздниках 2011 года - и он согласился, так как концепция ему понравилась и показалась очень интересной.
С «железом» я до этого никогда не работал, но в тот момент как раз активно изучал теоретическую и практическую часть работы со звуком, так как пошел получать второе высшее образование в качестве звукорежиссера, а также мне, исходя из личного интереса, хотелось изучить радийный способ записи и передачи голоса и музыки. Но опытом работы на радио мы не обладали, – только общим представлением о том, как все это происходит.
Прототипов у нас не было, и не могу сказать, что я кем-то вдохновлялся. Из радио выделю разве что «Мегаполис FM» – это единственная волна, которую я как-то могу воспринимать в FM диапазоне. Что касается подкастов, - то я слушаю преимущественно зарубежные. Еще можно вспомнить Андрея Горохова, автора «Музпросвета», который делал интересные передачи на «Немецкой волн»е…
Изначально просто была идея записывать какие-то мысли, потом родился формат укладки программы в час и ограничением обзора одним артистом, при этом бралась вся его дискография. Напомню, что в то время активно начала развиваться культура «микса» в Интернете. «Микс» – это, как известно, «видение» музыканта, который пишется специально для клубов. То есть это набор треков, которые передают некое настроение. По сути «микс» - это вкусная, но все-таки «каша», и общее представление о музыканте составить достаточно сложно. Наш проект был новаторским в том, что мы, создавая «микс», изучали все творчество музыканта, и по хронологии проходили этот путь вместе со слушателем, чтобы человек в конце мог себе составить четкий аудиавизуальный портрет артиста.
«Корректор Функционального Состояния» – это загадочное название, будто бы выпорхнувшее из замечательных времен «Ленина – гриба» Курехина, «Конструктора красного цвета» (авангардный документальный фильм Андрея И) или же перестроечного «Гербалайфа» – первое, чем обращает на себя внимание передача Дениса.
– Название родилось в ночь, когда я предложил записывать передачу. Непосредственного участия в его создании я не принимал, так как был занят на работе. Название сэмплировано: есть такая штука – пластины Кольцова. Кто-то из ребят вспомнил, что когда-то в желтой газете увидел рекламу этой «псевдомедицины магазина на диване» – Корректора Функционального Состояния. Действительно, название отличное: оно какое-то замысловатое, неоднозначное. Я прочитал про них, конечно, узнал, что они корректируют ауру, выправляют струны души… Ну, конечно, я не хочу сказать, что я делаю что-то подобное в нашем проекте. Хотя, как известно, при определенном подходе музыка оказывает терапевтическое действие. Сами «пластины» Кольцова тут не причем, это, в какой-то мере, стеб, нам просто понравилось словосочетание. Назовите это спонтанным юмором, если хотите.
Автор проекта и его ведущий – Денис Моно
Как и во многих самобытных проектах, в КФС активно преобладает авторское начало. Денис – не только ведущий проекта, – он и режиссер, и редактор, и дизайнер.
– Дизайном давно я занимаюсь сам, буквально недавно я сделал новый логотип, который выглядит четче, чем предыдущий. Новый логотип – это стилизованная буква «Ф», а в левой части у нее спираль, которая переходит в виниловую пластинку. Идея была, в том чтобы в эту букву была вписана и надпись, и символ. Сама студия находится у меня дома, кусочек стены я звукоизолировал, стоят контрольные мониторы, микрофон. Работаю я в программе Logic на MacBook, пользуюсь микшером Allen & Heath ZED 10 FX, а так же простеньким midi-контроллером AKAI. Потом все это дело сводится и прослушивается на нормальной акустике. Знания я приобретаю из своего второго образования, хотя по сути, ничего сложного там нет.
Фото студии
Первые несколько выпусков записывались так: просто ставились треки, и под них мы говорили в микрофон, который записывал все на SD карточку. А потом из того, что получилось, я монтировал выпуск. После был куплен микшер, и теперь программа пишется практически, как на радио. В идеале я стараюсь сделать запись одним куском, но бывает, конечно, когда зуб на зуб не попадает. В данный момент передача выходит в формате «моно», так как мой напарник Антон прекратил участие в проекте. Пользуясь случаем, хотел бы выразить ему благодарность – за то, как все это начиналось, было здорово и интересно.
В «моно» есть свои прелести, я могу вкладывать в программу больше от себя, делать ее еще более авторской, при этом в планах у меня есть приглашение гостей. Мы делали интервью с Vtgnike, его пластинки сейчас активно выходят за рубежом – это был отличный опыт. Один мой старый товарищ хочет весной использовать проект в качестве информационного спонсора, на данный момент работаем над пресс-релизом, обмениваемся идеями, возможно, сделаем вместе выпуски c участием некоторых интересных отечественных артистов.
Афиша интервью с Vtgnike
Проект с каждым месяцем набирает популярность в сети. В группе проекта ВКонтакте насчитывается около двух тысяч человек, и число подписчиков растет.
– Мне приятно слышать, когда люди говорят, что мы – это целый пласт культуры, что наш проект интересен и уникален, – признается Денис. – Связь происходит через социальные сети, в основном, в группе ВКонтакте. Там есть раздел, где слушатели высказывают свои предпочтения, это обсуждение называется «Стол заказов», так что некоторые передачи выходят по заявкам.
Какое количество слушателей у нас имеется, я точно не знаю, так как иногда при поиске передачи я вижу, что ее выкладывают в Интернет другие люди. То есть они не «репостят» выпуск, а сами его загружают, а такое невозможно отследить. Есть еще Интернет-радиостанция ReVoice (об электронной музыке – прим. авт), –ребята, которые практически с самого начала нас заметили, были под впечатлением от выпусков, и теперь они ставят КФС в свой эфир. Плюс они замутили отдельный канал, где 24 часа в сутки крутятся выпуски «Корректора».
По сути, я никогда никому ничего не рекламировал, люди в социальные сети или на другие странички проекта заходят сами. Помимо группы ВКонтакте и страницы на станции ReVoice, у нас еще есть ссылки на SoundCloud и Twitter. Хотя Твиттер у нас довольно-таки необычный, он дублирует «контакт», поэтому как то сам с собой разбирается, на своей волне.
У меня была идея сделать сайт, но пока процесс немного затормозился. С другой стороны, может это и не нужно, сейчас же отлично все через социальные сети работает.
Я даже знаю, что некоторые музыканты слышали выпуски КФС про самих себя. Oval точно послушал нашу передачу – об этом мне написала девочка из Берлина, которая оттуда слушала КФС. Оказывается, она скинула Маркусу (Маркус Попп –один из основателей Oval, с 1995 года – главный участник группы, – прим. авт.) ссылку на выпуск, и он был в восторге. «Moscow, respect!», – цитирую музыканта. Он, конечно, ничего не понял, что мы там говорили, но сам «микс» ему очень понравился. Кстати, в первых числах апреля Маркус впервые приезжает с концертом в Россию, обязательно схожу на его выступление, возможно, удастся лично сказать спасибо за его музыку.
Афиша 39 выпуска передачи Oval
– Мне хочется, чтобы в группе было больше народу, конечно. Для меня КФС – важная часть жизни, и проект я бросать не собираюсь. Пока у меня есть хоть немного свободного времени – я буду посвящать его передаче. Запись выпуска занимает много времени – нужно выбрать артиста, послушать всю его дискографию от начала до конца, найти ремиксы, по ходу надо записывать логику развития, плюс свои мысли. На стадии прослушивания ремиксов начинается каша, из которой потом делается полноценный «микс». Это занимает очень много времени, вдобавок хронометраж ставит в жесткие рамки. Порой хочется поставить какой-то трек, но он слишком длинный, приходится его резать, а он плохо сводится… Потом ты подробно начинаешь изучать жизнь и творчество артиста, исходя из источников информации в Интернете, которые нужно проверять. И только после всего этого ты, наконец, садишься, пишешь все это, делаешь обложку. Когда у тебя один выходной – это достаточно тяжело, так как одно прослушивание дискографии может день занять. Поэтому выпуски иногда пишутся за неделю, а то и больше.
Популярность проекта вызывает закономерный вопрос: не хотелось ли бы Денису продолжить карьеру на «большом» радио, или хотя бы «расширить» рамки КФС: предложить передачу каким-нибудь известным радиостанциям.
- С учетом того, что я работаю на телевидении, я знаю «кухню» СМИ, и мне, в принципе, это все не очень нужно. На обычных радиостанциях ведь есть формат, а у нас формат только в плане хронометража и одного артиста на выпуск. А на радио нельзя касаться определенных тем… хотя не могу сказать, что я какие-то страшные вещи говорю, да и матом стараюсь не ругаться. Суть в том, что в нашем проекте нет каких-то журналистских штампов – всегда можно пошутить, сделать неожиданное сравнение, придумать отсылку к нашей национальной культуре, например. Или вставить сэмпл из советского фильма или фольклорной музыки. Нет заострения: электронная сцена – техно – и все, за рамки не выходим. Можно хоть с Бахом какой-нибудь ремикс сравнить, если родится такая ассоциация. В этом то и состоит прелесть некоммерческих проектов, а КФС - это именно некоммерческий проект. Ты не зависишь ни от кого и делаешь, что нравится.
Однако если ко мне завтра вдруг кто-нибудь придет и предложит мою передачу транслировать по какому-то радио, то я, скорее всего, соглашусь. Почему бы и нет? А что касается того, чтобы самому делать полноценную Интернет-радиостанцию…это интересно, но занимает много времени, надо же работать на основной работе.
Что же это такое «электронная музыка», и какое место она занимает в культурной жизни той же Москвы? Находит ли она отклик у слушателей массовой, популярной музыки? На эти вопросы Денис отвечает вдумчиво и развернуто, видно, что этими вопросами он сам задавался не раз.
– Наше поколение, по статистике, слушает г**но. Мы же говорим о другом. Музыка, о которой мы рассказываем – клубная. Она пишется для того, чтобы под нее танцевали: в специальном помещении, со специально оборудованной акустикой в определенной атмосфере. Но эту музыку можно воспринимать и дома, когда ты один. Если ты приходишь к кому-нибудь в гости, и начинаешь тему про «дай, я поставлю трек» - в этом случае музыка абсолютно не воспринимается, даже если это гениальная вещь. Кому нужно – тот сам найдет и послушает. И так было всегда: из руки в руки передавались кассеты, и если тебе действительно нравилась вещь, ты находил время, чтобы переписать ее или купить. Кому нужно было, тот находил хорошую музыку и слушал ее. Кому не надо было – тот довольствовался тем, что гонял кассеты группы «Кино» по двадцатому разу в плейере. То же самое и сейчас, кому не надо, тот послушает, что ему на «стенку» «ВКонтакте» кинули. А кто действительно заинтересован, тот покопается и найдет «микс», в треклисте найдет пятый понравившейся ему трек, потом начнет искать информацию о самом артисте…Таких людей всегда будет мало, кто будет углубленно изучать музыку, которую он слушает.
Не про всю музыку можно делать передачи. Есть сугубо экспериментальные, с большой буквы «Э», артисты, которых слушатели иногда не принимают. У того же Oval есть подобные ни на что не похожие композиции. Впервые после публикации очередного выпуска появились комментарии слушателей вроде «Отстой!». Я объяснил тогда, что нельзя такими категориями бросаться: тут либо ты понял, либо нет. Либо понял, но не принял. Сложная музыка – она не для того, чтобы ты надел наушники и шел под нее по улице. Ты палитру расслушиваешь. Так что некое ограничение в выборе музыканта у нас все-таки есть. Людям часто нравятся персонажи чуть «полегче», например, у нас была передача про канадского певца The Weeknd , я его сам очень люблю. На днях буквально переслушивал его шикарный альбом House of Balloons. Он полюбился многим слушателям – отличный артист.
Если бы мы выбирали только популярные или танцевальные треки, то было бы неинтересно. Иногда смотришь и думаешь, вроде хочется поставить хит с альбома, но ты понимаешь, что самый интересный трек, допустим, третий, где человек раскрылся с совершенно неожиданной стороны, кардинально перекроил свой образ, поэкспериментировал, и получилось, что называется, «от души». Плюс мы же не просто ставим музыку, мы объясняем слушателям – как он может. Под это не только танцевать можно, но и просто слушать и слышать, и тогда мысли уже идут по другим структурам и материям.
Немецкий композитор, музыкальный теоретик и дирижёр Карлхайнц Штокхаузен
Электронная музыка – это вообще очень обширное понятие. По сути, то, что мы освещаем – это даже не тот жанр. Настоящую электронную музыку создавали в 50-х годах: Карлхайнц Штокхаузен и прочие персонажи. Это настоящая математика, когда люди сидят в немецком университете с тремя высшими образованиями, со степенями докторских наук, и на вычислительных машинах создают новые звуки, которых никогда не существовало. Это и было той самой электронной музыкой, а то, что сейчас – это общее название. Как «арт-хаус», в отношении которого я был бы рад, чтобы мне объяснили, что это значит. Ярлык «арт-хаус» сейчас вешают практически на все, а в чем суть? Авторская подача? В это понятие можно впихнуть все, что хочешь.
В основном я ориентируюсь на личный вкус в выборе артиста для КФС, но смотрю, конечно, что предлагают. Знать все невозможно, конечно. Но, естественно, я в этой сфере разбираюсь, даже если некоторые имена я не знаю, то в процессе поиска понимаю: «Ага, так он работал вот с этим артистом!» А потом выясняется, что это один лейбл. На самом деле круг интересных и актуальных музыкантов довольно-таки узок. Они почти все сейчас в Берлин съехались, то тут, то там ты натыкаешься на них.
Москва и Берлин – это небо и земля. Там есть клубная культура. У нас, когда ты входишь в клуб, на тебя смотрят, как на бумажник. Если ты дорого и вычурно одет - это значит, что у тебя есть деньги – соответственно, тебя пустят. Если ты одет обыкновенно – то ты никому не нужен. Но такая ситуация, конечно, постепенно меняется, в конце концов, второе десятилетие нулевых на дворе, пора бы. В Берлине, например, у тебя на входе могут спросить: «Вы на кого пришли?». И если ты такой Вася из-под Клязьмы, просто мимо шел и говоришь: «Да я вот тут турист, и у меня пачка баксов», тебе скажут, «Извини, дорогой, но политика клуба в том, что ты приходишь сюда слушать музыку и наслаждаться ею». И пошлют куда подальше. Там есть музыкальная культура. Большинство людей, которые сейчас заведуют «топовыми» немецкими клубами, когда-то начинали со сквотов. Упала стена – человек увлекался этой музыкой, горел ею - и решил организовать клуб в подвале, а потом он вырос в огромное заведение. Все это не стоит на месте, развивается. Берлин – это Берлин.
Расскажу про один показательный случай. Место действия – «Солянка» – модный клуб, реклама мероприятия, естественно, проплачена в «Афише». Мы пошли на Martyn (в КФС был выпуск про него), я был обычно одет – толстовка, денег особо не взял – я пришел музыку слушать. Там куча разодетых и манерных хипстеров... Смотрю, около сцены стоит Martyn и вокруг него никого! Думаю, подойду к нему, пожму руку, ведь за семь дней до этого он выпустил отличный релиз. Он оказался очень открытым человеком, мы с ним минут пятнадцать разговаривали. Только я отхожу – к нему бежит толпа студентов с блокнотиками, до них дошло, кто перед ними, и тут же появилось желание взять автограф. Вот и получается: люди пришли не музыку слушать, а потому что в «Афише» написали, и в «модной» «Солянке» дело проходит. А что за артист – они и не знают то толком.
Афиша 7 выпуска передачи Martyn
С появлением MP3 потерялась культура прослушивания музыки. Раньше на кассетах или на CD все это воспринималось целостно – ты ставил альбом от начала до конца и читал его, как книгу, смотрел, как фильм в кинотеатре. Сейчас люди слушают музыку в качестве отрывков информации, которой слишком много. Поэтому выдираются клочки, и человек даже не может представить, что артист из себя представляет. Редко кто сейчас занимается скачиванием (если говорить про цифровую музыку) всей дискографии, я уж не говорю про покупку всех физических носителей. Садишься перед магнитофоном - включаешь музыку, при этом не ешь суп, не печатаешь сообщение любимой девушке, не ковыряешь в носу правой пяткой, а именно сидишь и слушаешь – вот эта культура, к сожалению, уходит. А КФС, пользуясь «миксом», ибо никак по-другому уже нельзя запихнуть все альбомы (это будет скучно и долго) – пытается привить культуру прослушивания. Что-то вроде, «есть артист, у которого, помимо известных вам трех треков, есть еще много всего: оно все разное, да еще и логично…» развивалось, двигалось – и в этом есть больше, чем вам кажется на первый взгляд».
Беседовала Валерия Баева
[1] Аномалия Камлаева. Сергей Анатольевич Самсонов, Эксмо 2008
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru