Честно говоря, мировой финансовый кризис, транслируемый со всех информационных носителей, уже набил приличную оскомину. Печально, что многие бизнесмены пытаются под шумок «списать» накопившиеся проблемы на модного нынче козла отпущения. Однако есть и такие, кто в непростой экономической ситуации видит условия для обновления.
Барнаульский медийный рынок, как, впрочем, и общероссийские СМИ, уже ощутил на себе эффект холодного душа от снижения рекламных сборов. По словам владельца и руководителя медиа–группы Артема Рябцева, рекламодатели стали более тщательно подходить к вопросам планирования рекламных компаний и выбору рекламных носителей. Самое время подвести итоги года минувшего и определить приоритеты работы на обозримое будущее.
— Артем, на рынке наступили тяжелые времена. Как вы оцениваете новые условия, в которых приходится работать?
—По большому счету бизнес — это та же война, со своей тактикой и стратегией, победами и поражениями. Правила игры, модели поведения весьма схожи. Но если в какой–то момент растеряться и поддаться унынию, можно ли мечтать о победе? Да, сегодня в стране и в мире сложилась весьма непростая экономическая ситуация, но зачем же сразу поднимать руки вверх и выкидывать перед кризисом белый флаг? Если существующие правила игры грозят вам разрушением, почему бы не придумать собственные, более эффективные, модели поведения? В конце концов, мировая история знает немало примеров, когда компании в условиях аналогичных кризисов не поддались панике и предпочли «окопной стратегии» уверенное поступательное движение. В результате из всех передряг они сумели выйти еще более сильными и опытными игроками.
Во всем надо видеть альтернативу. Мы смотрим на кризис как на временное зло, которое надо переждать. Для нас это новая реальность, волна событий, возможность встряхнуться, увидеть ситуацию в ином свете и найти более эффективные механизмы работы.
—Что означает эта стратегия поступательного движения для ваших проектов?
— Мы не просто будем активно развивать и совершенствовать каждый из них, но и планируем в 2009 году запустить ряд новых интересных стартапов. Будем и дальше осваивать медийный рынок Алтайского края с новыми проектами, в частности, уже получили две радиочастоты в Рубцовске. В ближайшее время запустим там вещание. Недавно мы переформатировали нашу станцию в Бийске, установили самое современное по сегодняшним меркам оборудование, и с 1 января там начала вещание радиостанция «Русское радио». На сегодня она имеет максимальную зону покрытия среди радиостанций Бийска, ее отлично слышно в таких городах как Белокуриха и в других близлежащих населенных пунктах.
Еще один наш стартап, который увидел свет в конце 2008 года, — это глянцевый журнал «Стольник». Этот проект задумывался еще пару лет назад, очень долго вынашивалась идея и концепция его реализации в Барнауле. В результате мы смогли наглядно убедиться, что большая подготовительная работа была проделана не зря. Несмотря на то, что ниша премиальных глянцевых изданий на тот момент не была свободной, первый номер превзошел даже самые оптимистичные наши ожидания — и по рекламным сборам, и по реакции на новое издание. Мы выпустили всего несколько номеров, а у журнала уже сложился свой круг читателей, с фирменных стоек его разбирают очень быстро. Кстати, такой успешный старт новому проекту удалось обеспечить благодаря профессиональному коллективу, который мы также весьма скрупулезно формировали. «Стольник» делают люди, имеющие большой опыт работы в глянце, отлично разбирающиеся в модных тенденциях, превосходно знающие рекламный рынок барнаульского глянца.
В целом, в течение прошлого года наш коллектив еще больше укрепился, поднялся авторитет изданий, как с точки зрения редакционной политики, так и в глазах потенциальных соискателей работы. Например, на начальном этапе журналисты, специализирующиеся на написании аналитических материалов для деловой прессы, отнеслись к «Алтайскому Бизнес–журналу» с некоторой осторожностью. А сейчас многие из них сами предлагают свои услуги. Хочу также заметить, что даже в условиях кризиса мы никого не сократили и не планируем делать это в ближайшее время. Не ведем мы речь и об урезании зарплаты, которая у нас всегда выплачивается вовремя и без «черных» схем.
— В сегодняшних кризисных условиях государство активно помогает предприятиям, поддерживает целые отрасли. Как, по–вашему, дождется ли такой поддержки от власти первой «четвертая власть»?
— Наша медиа–группа ни от кого помощи не ждет. Мы привыкли рассчитывать на собственные силы, и до сих пор у нас это неплохо получалось. Думаю, что и в дальнейшем ситуация в рамках холдинга не изменится кардинально. Да, рекламные сборы упали, но все–таки не настолько, чтобы опускать руки и просить помощи. Критического оттока рекламодателей мы не заметили. Думаю, основная причина в том, что за все время работы наших медиа–проектов мы ни разу не обманули своих партнеров. Да, есть трудности с выполнением финансовых обязательств, однако, уверен, что они носят лишь временный характер.
Что касается господдержки — никаких прогнозов давать не хочу. Прогнозы — дело неблагодарное. Единственное, в чем я абсолютно уверен, так это в том, что нашему краю очень повезло с нынешним губернатором. В начале 90–х гг. прошлого века начались все те процессы, результаты которых мы видим сейчас. «Эффективные» собственники получали доступ к управлению крупными промышленными предприятиями, оборудование сдавали на металлолом, из цехов делали магазины, из заводоуправления — офисы. Все эти негативные явления были остановлены, только когда в крае появилась новая власть. Александр Карлин и его команда активно привлекают в регион инвестиции, развивают именно те направления, которые сейчас могут «вытянуть» экономику края—сельское хозяйство и производство продуктов питания, туризм, фармацевтика, нанотехнологии и инновации. Во время своей речи, посвященной итогам 2008 года, губернатор особо подчеркнул, что поддержка малого и среднего бизнеса сегодня возводится в ранг государственной политики. И мне, как представителю этого сектора краевой экономики, было весьма приятно услышать, что в прошлом году финансовая поддержка предпринимательства Алтайского края с помощью средств краевого бюджета выросла более чем в 11 раз, а также и то, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, работа в этом направлении будет активно вестись и в 2009 году. В прошлом году был заявлен ряд перспективных, на мой взгляд, проектов — «Алтайское Приобье», биофармацевтический кластер, «Бирюзовая Катунь». Думаю, что вопреки всем финансовым трудностям они будут реализованы, а значит, и нам будет, о чем писать и говорить в эфире.
— Что еще, помимо честного настроя, открытости и профессионализма коллектива, вы можете предложить своим партнерам и аудитории?
— В первую очередь, мы даем всем нашим партнерам качественный продукт. Будь то радиостанция «Русское радио», которая сегодня является несомненным лидером вещания в FM–диапазоне, или «Алтайский Бизнес–журнал», один из лидеров печатных деловых СМИ края, «Стольник» и телеканал TB–3 — все эти медиа–продукты предлагают своей аудитории информацию и развлечения такого же качества, как в столицах. Причем уровень местного контента мы также постоянно совершенствуем, делая его все более интересным и злободневным. В сетке вещания TB–3 у нас выделены большие эфирные окна для муниципальных новостей. Все это означает только одно — мы имеем большой потенциал для того, чтобы постоянно повышать свою популярность, и мы будем использовать его по максимуму. Что касается печатных медиа–проектов, здесь нам удалось выстроить эффективную систему дистрибуции. «Алтайский Бизнес–журнал» и «Стольник» распространяются через сеть фирменных стоек, расположенных в местах, близких по идеологии каждому изданию. На сегодняшний день в совокупный список дистрибуции входит уже более 150 точек, и он продолжает расти.
— В былые, как сейчас принято говорить, времена ваш медиа–холдинг активно участвовал в различных социальных акциях, оказывал поддержку спортивным клубам и детским учреждениям. А что станет с этим вашим «проектом» в новых условиях?
— Мы будем продолжать выполнять те социальные задачи, о которых говорили и раньше. По–моему, сворачивать благотворительные программы именно сейчас — и некрасиво, и неэтично, и просто неразумно. В прошлом году мы организовали две акции для детей Змеиногорского детского дома и школы–интерната. К 1 сентября под эгидой «Русского радио» все желающие могли передать ребятишкам игрушки, книги, канцелярские принадлежности, так же мы поступили и в преддверии Нового года. Подарков набралось несколько больших коробок, а дети были просто счастливы. Кроме того, летом 2008 года в рамках единого проекта «Не упусти лето с «Русским радио!» мы провели ряд акций для барнаульских детей. К Дню Победы устроили праздник для ветеранов. В 2007 году радиостанция «Русское радио в Барнауле» выступила генеральным информационным спонсором футбольного клуба «Динамо–Барнаул», а в 2008 году — информационным спонсором хоккейного клуба «Алтай». В 2009 году мы надеемся продолжить это сотрудничество.
Екатерина Севастьянова
Алтайский Бизнес-журнал
Фото с сайта barnaul-altai.ru