Анализ подготовил эксперт Центра экстремальной журналистики Мария Прапорщик
I. Регулирование поведения СМИ в предвыборной кампании
Поведение СМИ в ходе избирательной кампании регулируется Кодексом о выборах, Кодексом о телевидении и радио Республики Молдова, а также Регламентом освещения избирательной кампании средствами массовой информации.
Следует отметить, что регламенты освещения избирательной кампании средствами массовой информации Молдовы были разработаны и приняты Центральной избирательной комиссией (ЦИК) во всех последних кампаниях (парламентские выборы 2005 г., выборы генерального мэра Кишинева в 2005 г., всеобщие местные выборы 2007 г. и др.).
Регламент освещения средствами массовой информации Молдовы избирательной кампании по выборам парламента 5 апреля 2009 года был принят ЦИК 2 февраля, с целью обеспечения объективного, беспристрастного, не нарушающего равенства кандидатов освещения избирательной кампании.
Согласно Регламенту, предвыборная реклама в сети Интернет и посредством мобильной телефонной связи приравнивается к предвыборной рекламе в прессе.
По просьбе ЦИК СМИ обязаны распространять просветительские ролики на тему выборов и гражданского воспитания, проводить кампанию по информированию избирателей о процедуре и других особенностях голосования.
В период избирательной кампании ЦИК и Координационный совет по телевидению и радио (КСТР) осуществляют надзор за соблюдением принципа плюрализма мнений и других положений, относящихся к применению настоящего Регламента.
Передачи предвыборного характера программируются в часы максимальной аудиенции (с 06.00 до 09.00; с 18.00 до 23.00 по ТВ; с 06.00 до 13.00; с 17.00 до 20.00 на радио) и выделяются посредством звукового и/или видеосигнала с целью их опознания и отделения от других передач. Кроме этого, передачи предвыборного характера транслируются только под рубрикой «Избирательная кампания - 2009», с целью учета предоставленного эфирного времени.
В рекламных роликах, передачах предвыборного характера или предвыборных дискуссиях не могут использоваться изображения, представляющие учреждения Парламента, Президентуры, Правительства или других зданий публичной администрации. Также запрещается комбинирование цветов и/или звуков, напоминающих национальные символы Республики Молдовы или другого государства, использование видео- или аудио документов, в которых присутствуют исторические личности Молдовы или зарубежных стран, а также символика иностранных государств, международных организаций и изображения официальных иностранных лиц.
По поводу этого положения Регламента, Миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ/ БДИПЧ отмечает, что «возникает вопрос относительно соответствия этого положения свободе выражения и доступу к информации, которые гарантирует Конституция страны» (статьи 32 и 34 Конституции Молдовы).
Регламент также предусматривает, что лица, занимающие ответственные посты в органах публичной администрации и вовлеченные в избирательную кампанию, не могут давать интервью и делать заявления, в которых содержится информация, относящаяся к их административной деятельности, чтобы не использовать это с целью предвыборной агитации, за исключением передач под рубрикой «Избирательная кампания – 2009».
Телерадиоорганизации не должны распространять материалы с участием конкурентов на выборах в программах, посвященных спортивным соревнованиям, развлекательных передачах, ток-шоу, за исключением передач предвыборного характера.
В период избирательной кампании запрещается участие конкурентов на выборах в качестве дикторов информационных передач, авторов или ведущих других типов теле- и радиопередач.
События избирательной кампании отражаются телерадиоорганизациями в информационных передачах и выпусках новостей без сопровождения их комментариями.
Предвыборные материалы, опубликованные или распространенные как ЦИК, так и конкурентами на выборах, запрещается сопровождать комментариями.
Предвыборную рекламу запрещается включать в выпуски новостей и другие информационные программы, детские передачи, спортивные, религиозные и культурно-развлекательные программы.
Каждый материал конкурентов на выборах, опубликованный в прессе, размещается под рубрикой «Избирательная кампания – 2009». Материал сопровождается примечанием: «Оплачено из избирательного фонда» соответствующего конкурента на выборах.
Конкуренты на выборах приобретают право на эфирное время с момента их регистрации Центральной избирательной комиссией.
Предвыборная агитация на каналах телевидения и радиостанциях осуществляется платно, на основании договоров, заключенных между сторонами. Публичные и частные телерадиоорганизации создают равные для всех конкурентов на выборах условия при приобретении эфирного времени, в частности, устанавливают одинаковый размер оплаты.
Публичные телерадиоорганизации обязаны, а частные телерадиоорганизации вправе предоставить платное эфирное время на протяжении всего периода предвыборной кампании всем конкурентам на выборах на основе принципов равенства и беспристрастности в следующем порядке: каждому зарегистрированному конкуренту на выборах не более 120 минут на каждом канале телевидения и 120 минут на каждой радиостанции.
Относительно дебатов, Регламент предусматривает, что публичные телерадиоорганизации обязаны, а частные телерадиоорганизации вправе на протяжении периода избирательной кампании организовывать публичные дискуссии на равных условиях для всех конкурентов на выборах. Согласно Регламенту по освещению избирательной кампании, телерадиоорганизации вправе выбирать формат дискуссий при условии соблюдения принципов равенства всех конкурентов на выборах и предоставления всем конкурентам одинакового времени для участия в дискуссиях.
Как заявили наблюдатели Миссии ОБСЕ/ БДИПЧ, в дискуссиях с ними некоторые представители частных СМИ оценивали требования к дебатам как чрезмерно строгие для частных компаний.
Регламент освещения предвыборной кампании предусматривал, что частные телерадиоорганизации, не желающие участвовать в избирательной кампании, должны публично заявить об этом в пятидневный срок со дня опубликования настоящего Регламента, письменно информируя ЦИК и КСТР.
СМИ, распространяющие предвыборные материалы, должны были еженедельно информировать ЦИК об объеме выделенного эфирного времени и предоставляемых площадях в прессе (включая на предвыборную рекламу, передачи, посвященные предвыборным дискуссиям, социально-просветительские ролики, распространяемые по просьбе ЦИК), согласно специальной формы.
Исполнительный директор Ассоциации электронной прессы APEL Ион Бундуки считает, что Концепция КСТР и Регламент ЦИК должны обязывать все электронные СМИ освещать предвыборную кампанию в целом, а также предоставить дополнительное эфирное время (бесплатно, или платно – для частных СМИ) для презентации предвыборных программ всех конкурентов (в рамках этой избирательной кампании впервые не было предусмотрено бесплатное эфирное время на общественных каналах для презентации предвыборных программ). По мнению Иона Бундуки, документы, регламентирующие поведение СМИ в предвыборной кампании должны поддержать проведение дебатов частными СМИ.
Часть СМИ и политических партий подписали перед началом избирательной гонки и «Этический кодекс поведения в парламентской избирательной кампании», который был предложен Центральной избирательной комиссией. Кодекс поведения во время предвыборной кампании подписали 22 СМИ и 13 партий. Это соглашение, заключенное между электоральными конкурентами и журналистами, относительно правил проведения и освещения избирательной кампании, исключающих нанесение ущерба чести и имиджу электоральным конкурентам. Однако не всем СМИ удалось придерживаться этих принципов.
Как заявил газете «Timpul de dimineata» председатель ЦИК Еуджениу Штирбу, Этический кодекс «не соблюдается, поэтому мы получаем много жалоб. Если бы он соблюдался, ситуация была бы другая. Мы не разработали его просто так, а хотели, чтобы существовало сотрудничество и корректное освещение предвыборной кампании, а не комментирование действий конкурентов. В период кампании вы должны освещать и информировать. Комментируйте после завершения предвыборной кампании. Но это, надеюсь, будет в будущем», - заявил председатель ЦИК.
На основе Регламента, в течение пяти дней после его утверждения Центральной избирательной комиссией телерадиоорганизации должны были разработать и утвердить внутренние правила освещения избирательной кампании по выборам Парламента. Эти документы должны были быть представлены в ЦИК и КСТР не позднее двухдневного срока со дня их принятия. Национальная общественная компания «Телерадио - Молдова», к примеру, а также частная телекомпания «ТВ 7» разработали внутренние регламенты. Они были опубликованы и на сайте каждого учреждения (www.trm.md и www.tv7.md). Согласно Регламенту «Телерадио - Молдова», одна минута платного эфирного времени для избирательной рекламы стоила 450 евро на ТВ «Молдова 1» , на «Радио Молдова» - 80 евро, а на канале «ТВ 7» - от 1.700 до 4.700 молдавских леев (около 120 и 330 евро соответственно).
Следует отметить, что Миссия по наблюдению за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/ БДИПЧ) заявила, что получала жалобы от некоторых участников предвыборной борьбы относительно высокой стоимости агитационной рекламы на телеканале «Молдова I».
II. Освещение предвыборной кампании. Программы дебатов
Избирательную кампанию по выборам парламента Молдовы освещали 66 аудиовизуальных СМИ Молдовы. Три телеканала (“Prime”/«Первый канал в Молдове» и «2 Plus», имеющие национальное покрытие, а также местный канал «Катрин ТВ») и четыре радиостанции («Sanatate», Kiss FM, «Veritas FM» и «Micul Samaritean») объявили официально, что не будут освещать предвыборную гонку.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) постановила, что частные радиостанции и телеканалы, которые решат проводить предвыборные дебаты, будут пользоваться теми же правами, что и Общественная компания «Телерадио-Молдова». Согласно Регламенту по освещению предвыборной кампании, эти СМИ должны проводить электоральные дебаты бесплатно.
В начале избирательной кампании, председатель парламентской комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету Владимир Цуркан призвал журналистов интересно и интерактивно освещать предвыборную кампанию, чтобы не заставлять скучать телезрителей, которым придется решить, за кого голосовать. Такой призыв прозвучал в ходе «круглого стола» «Кодекс о выборах — юридическая трактовка», на котором рассматривалась необходимость организации телешоу и интерактивных дебатов.
9 марта ЦИК объявила, что телерадиоорганизации могут начинать предвыборные дебаты с конкурентами на парламентских выборах. 23 телеканала и 7 радиостанций объявили тогда, что будут организовывать предвыборные дебаты. Запланировали проведение электоральных дебатов следующие телеканалы: «Moldova 1»; «Euro TV»; «Pro TV Chisinau»; «TV 7»; «Albasat» (г. Ниспорень); «Teleradio Balti» (г. Бэлць); «TV-6 Balti» (г. Бэлць); «CTV Nis» (Ниспорень/кабельное); «STV-41» (Тараклия); «Impuls TV» (Шолдэнешть); «Flor TV» (Флорешть); «TV Prim» (Глодень); «TV Drochia»; «Sor TV» (Сорока); «Eni Ai» (Комрат); «Bas TV» (Басарабяска); «AVM» (Единец); «Studio-L» (Кэушень); «Canal X» (Бричень); «Elita TV» (Резина); «Teleradio Gagauzia» (Комрат); «Media TV» (Чимишлия) и «Art TV» (Стрэшень).
О намерении провести предвыборные дебаты также заявили следующие радиостанции: «Radio Moldova»; «Radio Media» (Чимишлия); «Bas FM» (Басарабяска); «Vocea Basarabiei»; «Star FM» (Бэлць); «City FM», «Radio Prim» (Глодень).
В понедельник, 9 марта, начались предвыборные дебаты на общественном телеканале «Молдова 1» и на общественном «Радио Молдова». Они проводились до 3 апреля 2009 г.
В день начала дебатов, Альянс «Moldova noastra»/«Наша Молдова» (АМН) выразил недовольство качеством этих программ на общественном телерадиовещании. АМН сообщил, что порядок организации и проведения предвыборных дебатов на общественном телеканале «Moldova 1» и на общественной радиостанции «Radio Moldova» преследует одну цель: превратить одну из самых важных политических арен предвыборной кампании 2009 год в нечто банальное. Формирование указало, что дебаты на общественном телевидении и радио следует проводить в качестве отдельных, продолжительных передач, в ходе которых граждане РМ смогут следить за столкновением позиций и точек зрения ведущих политических сил страны, являющихся основными конкурентами на выборах. По мнению АНМ, было сделано все для того, чтобы лишить общественность такой возможности. «По радио и ТВ запланировано множество передач — в целом около 120. Но в них будут участвовать только по два конкурента. Большинство предстоящих дебатов не будут отражать реальную молдавскую политику. Это огромное множество безынтересных электоральных дебатов, которое было запланировано, вызовет у телезрителей и радиослушателей лишь раздражение».
10 марта Лидер Демократической партии Думитру Дьяков заявил, что подаст ходатайство в ЦИК с просьбой изменить формат предвыборных дебатов, транслируемых на телеканале «Молдова-1». По мнению Дьякова, действующий формат дебатов, на которые приглашены лишь по два электоральных конкурента, не позволяет гражданам получать исчерпывающую информацию. «Граждане хотят наблюдать за дискуссиями по принципиальным вопросам между представителями оппозиционных партий и правящей партии», - заявил Думитру Дьяков.
Частный телеканал «ТV7» впервые проводил предвыборные дебаты в этом году. Как заявлял директор телеканала Анатолий Голя перед началом программ дебатов, «мы оповестили всех избирательных конкурентов, объявили правила проведения дебатов и готовы создать условия для того, чтобы дебаты проходили корректно и цивилизованно. На момент проведения жеребьевки представитель ПКРМ устно сообщил нам об отказе от участия в дебатах, после чего мы получили и письменный отказ. Мы считаем это неправильным решением, но приняли его к сведению», - подчеркнул Голя.
«TV7» начал дебаты 11 марта. На этом канале они проходили до конца избирательной кампании, по три раза в неделю – понедельник, среду и субботу.
Телеканал «PRO TV Chisinau» провел предвыборные дебаты с 24 марта по 2 апреля. На «PRO TV Chisinau» было организовано всего 6 программ с дебатами.
Телеканал «EU TV» организовал предвыборные дебаты с 16 марта по 2 апреля. Они проводились дважды в день с понедельника по четверг.
Три партии - Альянс «Moldova Noastra» («Наша Молдова»), Либерал - демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) и Либеральная партия (ЛП) - отказались принимать участие в дебатах на канале «EU TV». В коммюнике Альянса «Наша Молдова» (АНМ) и ЛДПМ отмечалось, что издательская политика этого канала «полностью подчинена ХДНП - союзнику ПКРМ». Обе партии посчитали, что программа предвыборных дебатов «Epicentru electoral» /«Электоральный эпицентр»/ будет иметь цель «очернять конкурентов на выборах и искажать их воззвания». Как заявляли АНМ и ЛДПМ, «в основе нашего решения лежит оценка, которую мы даем мошенническому присвоению ХДНП и ПКРМ бывших кишиневских муниципальных СМИ (телеканал «Euro TV Chisinau» и радиостанцию «Antena C»), которых они превратили в партийные медийные инструменты и в открытую используют в ходе предвыборной кампании для наведения лоска правящей красно-оранжевой коалиции и очернения оппозиционных партий».
А ЛП была убеждена, что издательская политика «EU TV» «противоречит нравственным нормам и журналистской этике», поскольку «сосредоточена на манипулировании общественным мнением и его дезинформации». Через своего представителя Иона Чебану ЛП только однажды участвовала в предвыборных дебатах на этом телеканале для того, чтобы из первоисточника проинформировать телезрителей о причинах, на которых основано данное решение. «Представленные на «EU TV» случаи, в которых многие кандидаты ЛП на должность депутата были необоснованно оговорены и обвинены в том, что имеют судимости, хотя на этот счет не были предъявлены соответствующие юридические доказательства и точка зрения ЛП, являются лишь одним примером, когда данный телеканал попытался дезинформировать общественное мнение. На состоявшихся 17 марта теледебатах на «EU TV» Ион Чебану представил решения судебных инстанций, подтверждающие невиновность тех, кого очернял этот телеканал» .
Отметим, что независимый кандидат Штефан Урыту обжаловал процедуру организации предвыборных дебатов некоторыми телеканалами, среди которых «TV 7», «EU TV». Он был возмущен тем, что политические партии и независимые кандидаты участвовали в жеребьевке отдельно друг от друга. Апелляционная палата вынесла решение в пользу независимого кандидата. Однако Высшая судебная палата признала этот вердикт необоснованным, и оставила в силе решение ЦИК. Высшая судебная палата подтвердила правоту ЦИК, которая отклонила ходатайство независимого кандидата Штефана Урыту об изменении способа проведения дебатов на нескольких телеканалах .
27 марта ПКРМ заявила о прекращении своего дальнейшего участия во всех намеченных предвыборных телевизионных дебатах, потому что «позиция ПКРМ по всем основным злободневным проблемам социальной, экономической и политической жизни в стране хорошо известна обществу». ПКРМ добавила, что «свою позицию проводит в прямом диалоге с избирателями, а не во взаимных перепалках на телевизионном экране». Партия «не считает для себя возможным в дальнейшем вести какие бы то ни было дискуссии по принципиальным вопросам с политическими оппонентами, списки которых переполнены гражданами других стран, пестрят криминальными авторитетами и персонами, находящимися в международном розыске». ПКРМ отказалась полемизировать «с политическими оппонентами, для которых Конституция Республики Молдова является фикцией» .
III. Освещение предвыборной кампании. Мониторинг СМИ
Мониторингом СМИ в предвыборной кампании занимались 3 НПО: Независимый центр журналистики (НЦЖ), Ассоциация независимой прессы (API) и Ассоциация электронной прессы (APEL), а также международная Миссия по наблюдению за выборами.
III.1. Мониторинг международных наблюдателей
Как показывают результаты мониторинга Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/ БДИПЧ , с 7 по 24 марта 2009 г. в программах новостей общественного телевизионного канала «Молдова 1» ограниченное время было уделено освещению политических партий и независимых кандидатов, соперничающих на выборах; тогда как 65% времени тематических новостей было посвящено деятельности властей. 25% (более часа) этого вещания было в основном посвящено президенту Воронину, тон этого освещения был преимущественно положительным. Возглавляющий список кандидатов от ПКРМ Воронин до сих пор был представлен в новостях как глава государства (94% посвященному ему времени). В целом вещание о ПКРМ было самым положительным по тону, тогда как вещание об АМН, ЛП и ЛДПМ было в основном нейтральным или отрицательным. Общественная радиостанция «Радио Молдова» также широко освещала деятельность властей, предоставив 67% времени (более 75 минут) преимущественно положительной информации. «Такое широкое освещение деятельности президента Воронина в предвыборном контексте потенциально может привести к стиранию различий для зрителей между исполнением государственных обязанностей и агитационными мероприятиями», - отмечается в отчете ОБСЕ/БДИПЧ.
Согласно второму промежуточному отчету Миссии ОБСЕ/ БДИПЧ, в ходе предвыборной кампании ЦИКом получены официальные жалобы от партий с требованием сделать предупреждения в адрес общественной теле- и радиокомпании относительно несбалансированного освещения ею деятельности президента. ЦИКом все эти жалобы были отклонены на основании того, что президент выполнял свои официальные функции и не проводил агитацию.
На втором, вещающем по всей стране, телевизионном канале, «NIT», 37% (около 85 минут) было отведено исключительно положительному и нейтральному освещению деятельности президента страны. Из всех участников предвыборной кампании ПКРМ была представлена в освещении «NIT» в положительном свете, тогда как большая часть других партий либо критиковалась (АМН, ЛДПМ, ЛП, «UCM»), либо была оставлена без внимания. Другая вещательная компания, «EU TV», предпочтительно рассказывала о ХДНП, уделив ей 20% (более 20 минут) в предвыборных новостях. Телевизионные каналы «Pro TV» и «TV 7» предложили своим зрителям более сбалансированное освещение политических новостей, включая критическое освещение деятельности властей, - считают наблюдатели Миссии ОБСЕ/ БДИПЧ.
6 апреля, после выборов, в своем заявлении о предварительных выводах и заключениях о ходе предвыборной кампании в Молдове, Международная миссия по наблюдению за выборами подчеркивала, что «СМИ предоставили кандидатам возможность обратиться к избирателям, в частности, посредством дебатов и оплаченного эфирного времени, и таким образом способствовали принятию избирателями более обоснованного выбора. Однако государственной вещательной компанией «Молдова 1» в новостном вещании освещению деятельности властей был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, не позволяющий провести четкое различие между сообщениями об исполнении функций высшими государственными официальными лицами и их предвыборной агитацией».
Международная миссия по наблюдению за выборами выявила и ряд недостатков, которые требуют решения. К недостаткам относится и то, что КСТР не сумел своевременно отреагировать на связанные с освещением избирательной кампании в СМИ проблемы, а также, что правила ЦИК по освещению избирательной кампании в СМИ предусматривали ограничения, противоречащие гарантированным Конституцией принципам свободы выражения и доступа к информации.
Финансируемыми государством каналами «Молдова I» и «Радио Молдова» в новостях, выходящих в лучшее эфирное время, рассказывалось о большом количестве кандидатов, однако время вещания было ограничено. ПКРМ получила наиболее положительное освещение, в то время как АМН и ЛДПМ в основном были представлены в нейтральном или отрицательном свете. В то же время, в своих новостных программах канал «Молдова I» широко информировал об официальной деятельности Президента и правительства. Поскольку Президент страны и большинство министров - в числе первых кандидатов избирательного списке ПКРМ, общественным вещательным каналом стиралось различие между освещением официальных функций высших руководителей страны и их предвыборной деятельностью. Это противоречит параграфу 5.4 Копенгагенского Документа ОБСЕ от 1990 г., - заявила Международная миссия по наблюдению за выборами.
Согласно результатам мониторинга международных наблюдателей, среди частных вещательных каналов редакционная политика «NIT» и «N4» была схожа с политикой «Молдова I»: они также широко и положительно освещали деятельность государственных властей. В то же время, этими каналами АМН, ЛП и ЛДПМ были представлены преимущественно в негативном свете. «EU TV» также в своих новостях положительно освещало деятельность государственных властей, но в основном отдавалось предпочтение ХДНП. Более сбалансированное освещение кампании, включая критические сообщения о деятельности властей, предоставляли только каналы «Pro TV» и «TV7». Однако размер их потенциальной аудитории ограничен по сравнению с аудиторией каналов «Молдова I» и «NIT», - отмечают международные наблюдатели.
Помимо новостей, СМИ в целом придерживались требования закона о предоставлении равного доступа всем кандидатам к СМИ. Организованные общегосударственными и местными СМИ регулярные теледебаты предоставили возможность кандидатам донести до избирателей содержание своих платформ. Однако отказ ПКРМ от участия в большинстве дебатов, за исключением организованных общественным телевидением и радио, возможно, снизило информационную ценность этих дебатов для зрителей, - считают иностранные наблюдатели.
Как отмечается в заявлении Международной миссии по наблюдению за выборами, кроме бесплатных теледебатов, примерно половиной кандидатов широко использовалась платная реклама с некоторой долей отрицательной пропаганды в отношении избирательных оппонентов, в основном со стороны ПКРМ.
ЦИК и КСТР получили и рассмотрели большое количество жалоб в отношении СМИ. КСТР – единственный орган, наделенный правом применения санкций в отношении вещательных СМИ для обеспечения выполнения ими законодательства, не сумел своевременно отреагировать на замеченные случаи нарушения сбалансированного освещения избирательной кампании в СМИ. Постановление КСТР от 24 марта с вынесением предупреждения семи вещательным каналам, включая «Молдова I», за несоблюдение принципа плюрализма в вещании, не было опубликовано до завершения избирательной кампании и поэтому оказало лишь ограниченное воздействие.
III.2. Мониторинг Независимого центра журналистики и Ассоциации независимой прессы
Согласно результатам мониторинга освещения кампании по парламентским выборам главными СМИ Молдовы, проводимого Независимым центром журналистики (НЦЖ) и Ассоциацией независимой прессы (АНП) в рамках Гражданской коалиции по свободным и честным выборам – «Коалиции-2009», в период 26 - 31 марта 2009 г., как и в предыдущих этапах кампании, общественные каналы с национальным покрытием «Moldova 1» и «Radio Moldova» продолжали откровенно рекламировать правящую партию в информационных программах. Программы новостей превратились в инструмент манипулирования и пропаганды в пользу ПКРМ в ущерб интересам оппозиционных партий. Как и прежде, выпуски новостей на этих каналах готовились с определенным намерением - оказать влияние на избирателей в пользу лишь одного конкурента по выборам, одновременно дискредитировав других претендентов, имеющих шанс пройти в парламент. Вопреки принципам демократии и плюрализма, избирателям внушалось, что правящая партия – единственное формирование, гарантирующее «порядок, стабильность и благополучие», а оппозиционные партии символизируют «анархию, нищету, нескончаемые ссоры и разборки». Для этого нередко использовались методы, идущие вразрез с профессиональной этикой и общепризнанными нормами: тенденциозное освещение событий, выборочная информация, ее подача в отрыве от контекста, распространение недостоверных сведений, несоблюдение презумпции невиновности и т.д.
Частные каналы «NIT» (с квазинациональным покрытием) и «Antena C» (с региональным покрытием) придерживались такой же информационной политики, отличие состояло в том, что они поддерживали ПКРМ, отказываясь, в частности, от предвыборных дебатов и ограничивая тем самым возможности оппозиционных партий изложить свои платформы и точки зрения по тем или иным проблемам. По мнению авторов отчета по мониторингу, мало того, что, согласно постановлению ЦИК, дебаты на «Moldova 1» и «Radio Moldova» начались лишь месяц спустя после старта избирательной кампании, так еще и порядок их проведения не стимулировал, а скорее ограничивал информирование граждан и обмен мнениями между конкурентами по выборам, в некоторых «дискуссиях» участвовал только один конкурент.
Частный канал с региональным покрытием «EU TV» освещал конкурентов по выборам также тенденциозно: оппозиционные партии были представлены как в сообщениях, так и в авторских передачах этого канала в негативном, нередко порочащем их контексте, тогда как ПКРМ упоминалась в основном положительно. Явным фаворитом канала была ХДНП. Несмотря на то, что законодательство запрещает агитацию в день, предшествующий выборам, 4 апреля «EU TV» передал в эфир часовую программу (22.00-23.00) предвыборного характера в пользу ХДНП и ПКРМ, дискредитируя других конкурентов по выборам (ЛДПМ, АМН, ЛП, ЦСМ).
Лишь «PRO TV», «TV 7» и «Vocea Basarabiei» (все 3 СМИ являются частными каналами с региональным покрытием) освещали предвыборную кампанию с позиций плюрализма, равноценно и максимально полно, предоставляя равный доступ всем конкурентам по выборам. ПКРМ фигурировала чаще в негативных, чем в позитивных сообщениях, но при этом смысловая нагрузка информации не искажалась. В этот период мониторинга на «TV 7» большее предпочтение отдавалось Демократической партии. Радиостанция «Vocea Basarabiei» часто критически оценивала действия правящей партии, иногда – оппозиционных.
В печатных СМИ, предвыборная кампания освещалась с различных издательских позиций. Некоторые издания открыто поддерживали одного конкурента по выборам, критикуя или игнорируя остальных. Так, газеты «Moldova Suverană», «Независимая Молдова», Государственное информационное агентство «Молдпрес» и портал www.omg.md безоговорочно отдали предпочтение ПКРМ и строили свою издательскую стратегию на распространении хвалебных материалов в адрес этого конкурента по выборам, одновременно представляя в невыгодном свете его политических оппонентов. Аналогичной политики придерживалась и газета «Flux», но только в отношении ХДНП, которую откровенно рекламировала.
Другая группа СМИ (газеты «Timpul de dimineata», «Jurnal de Chisinau», «Молдавские ведомости» и портал www.unimedia.md) критиковали ПКРМ, поддерживая или представляя в благоприятном свете ее конкурентов по выборам, в частности, либеральной ориентации – ЛДПМ, АМН, ЛП.
III.3. Мониторинг APEL
Согласно отчетам Ассоциации электронной прессы (APEL), Общественная компания «Телерадио-Молдова» благоприятствовала президенту Владимиру Воронину и ПКРМ и уделяла очень мало внимания остальным политикам, представляя их, как правило, в неблагоприятном свете.
Как показывают результаты мониторинга присутствия участников политического процесса в программах телевизионных каналов за период 18 – 24 марта 2009 года, к примеру, телеканалы «N4» и «EU TV» неоднократно допускали серьезные нарушения правил освещения избирательной кампании. Они продолжали наряду с «NIT» и «Moldova 1» проявлять неравный, тенденциозный и пристрастный подход к участникам политического процесса, участвующим в избирательной кампании. Количественные данные мониторинга выпусков новостей в течение седьмой избирательной недели свидетельствуют, что «NIT», «N4» и «Moldova 1» продолжили продвигать ПКРМ, а канал «EU TV» по-прежнему продвигал ХДНП. В то же время частные региональные телекомпании «Pro TV», «TV7» и «TVC21» подтвердили свою предыдущую практику сбалансированного количественного подхода к участникам избирательной кампании .
Председатель «Телерадио-Молдова» Валентин Тодеркан заявил, что не согласен с некоторыми выводами экспертов, проводивших мониторинг.
IV. Условия работы СМИ в предвыборной кампании. Нападения на журналистов
25 февраля представители полиции нагрянули в офис «Albasat» без санкции на обыск и в грубейшей форме стали требовать бухгалтерские документы и демонтировать компьютерные диски. Комментируя эти действия, в МВД сослались на полученную от некоего гражданина жалобу о нарушениях в бухгалтерском учете этого канала. Позже полиция выдвинула другое обвинение – применение пиратских компьютерных программ, которое руководство канала категорически опровергло. 5 марта Гражданская коалиция за свободные и честные выборы - «Коалиция-2009» - обратилась к Министерству внутренних дел с призывом обеспечить благоприятные условия для проведения парламентских выборов. В обращении речь шла, в частности, об участившихся визитах полиции на «Albasat TV» из г. Ниспорень. Однако власти отреагировали на это обращение совершенно неожиданным образом: органы правопорядка возбудили уголовное дело, мотивируя тем, что этому каналу заплатили за услуги, которые он не оказывал . 9 марта представители МВД прибыли в «Albasat» с новым обвинением. Они потребовали от администрации доказательств объективности одной из передач, подготовленных в 2006 году, заявив, что против канала возбуждено уголовное дело. Местные и зарубежные журналистские организации выразили обеспокоенность в связи с этим инцидентом и вполне заслуженно расценили его как попытку давления на журналистов, ограничения права на свободу выражения мнений . 13 марта директор Ниспоренского телеканала «Albasat» был оштрафован на три тысячи леев. Такое решение вынес Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. А районный суд г. Ниспорень возбудил уголовное дело против директора канала по статьям «мошенничество» и «фальсификация документов».
10 марта оператор «JURNAL TV» (Интернет-телевидение) Олег Брега был подвергнут грубому обращению со стороны сотрудников службы безопасности премьер-министра Зинаиды Гречаной. Инцидент произошел в холле Театра оперы и балета в Кишиневе, где с участием главы кабинета министров проходило совещание сотрудников предприятия «Moldova-Gaz». Телохранители не допустили в зал журналистов «JURNAL TV». Олег Брега попытался войти, но агент службы безопасности в штатском преградил ему путь и нанес удар по видеокамере, повредив объектив. Оператор «JURNAL TV» подал жалобу в прокуратуру, потребовав привлечь к ответственности тех, кто позволяет себе подобные действия.
22 марта съемочная группа агентства «OMEGA» подверглась нападкам в рамках акции протеста, организованной в Кишиневе Либерально-демократической партией Молдовы (ЛДПМ). Представитель территориальной организации ЛДПМ из Кэлэрашь Ион Китороагэ попытался прекратить съемки, повредив видеокамеру и микрофон репортера. Впоследствии лидер ЛДПМ Влад Филат заявил на пресс-конференции, что сожалеет о случившемся, и что обидчик журналистов будет наказан по партийной линии. 25 марта Влад Филат заявил на пресс-конференции, что Ион Китороагэ, баллотировавшийся от ЛДПМ под номером 56, исключен из списка. Он также будет отозван со всех партийных должностей, сказал Филат, уточнив при этом, что принятое решение – абсолютно адекватная реакция на поведение Китороагэ. СМИ сообщили, что 31 марта Китороагэ был арестован на 15 суток.
26 марта в отношении директора русскоязычной бельцкой газеты «СП» Славы Перунова были предприняты агрессивные действия на встрече главы государства Владимира Воронина с избирателями в местном Дворце культуры. Несмотря на то, что Перунов предъявил журналистское удостоверение, ему запретили пройти в зал, а когда он стал настаивать, один из молодых людей, перекрывших проход, ударил его кулаком и захлопнул дверь. Согласно законодательству, журналистам не запрещается участвовать в мероприятиях предвыборного характера. Слава Перунов заявил, что располагает фотоснимками, подтверждающими факт агрессии против него, и намерен обратиться в полицию с требованием наказать хулиганов. ПКРМ не отреагировала на этот факт агрессии в отношении прессы.
13 марта бельцкая полиция возбудила дело по факту, также связанному с директором региональной газеты «СП» Славой Перуновым. Психически больной мужчина, объявивший себя сторонником ПКРМ, привлечен к ответственности за попытку пронести гранату в кабинет директора газеты .
V. Соблюдение законодательства о выборах
Как отметила Международная миссия по наблюдению за выборами, подавляющее большинство решений ЦИК по жалобам связано с ведением избирательной кампании в СМИ. Жалобы в основном касались неэтичного проведения агитационной кампании, широкого освещения деятельности президента в СМИ и использования национальных или иностранных символов или деятелей. Другие жалобы касались испорченных плакатов, отсутствия указания на то, что тот или иной материал относится к предвыборной агитации, и отсутствия указания на то, что этот материал был оплачен из фонда избирательной кампании, как этого требует закон.
17 февраля ЦИК отклонила 6 голосами из 9 предложения Демократической партии Молдовы и Либерально-демократической партии пересмотреть Регламент освещения предвыборной кампании в СМИ. Выдвинутые двумя политформированиями предложения предусматривали начало организации дебатов с момента регистрации нескольких конкурентов, а не по окончании всего периода регистрации. Отдельные члены Центризбиркома эту инициативу поддержали. По их мнению, неправильно, чтобы все конкуренты начинали выборы во второй части предвыборной кампании, в то время как ПКРМ через главу государства и премьера проводит избирательную кампанию по телевизору каждый день. Другие члены ЦИК обосновывали свое несогласие с поступившим предложением тем, что, в соответствии с Кодексом о выборах, всем конкурентам должны быть обеспечены равные условия, поэтому, вполне естественно давать старт дебатам только после регистрации всех конкурентов.
21 февраля, по требованию ПКРМ Избирательный совет кишиневского муниципального избирательного округа №1 принял решение, в котором расценил опубликование на сайте www.unimedia.md новости о презентации избирательной программы Либеральной партии (ЛП) в качестве рекламного материала, нарушающего законодательство о выборах. Представитель ПКРМ настоял на том, что новость о презентации предвыборной платформы является рекламным материалом, и преподал редакции портала «Unimedia» урок журналистики, уточнив, что если, она желает размещать представляющую общественный интерес информацию, тогда редакторы должны публиковать на сайте только текстовую информацию без фотоснимков или видеосъемки. Компания «New Media Group», которой принадлежит новостной портал «Unimedia», категорически отвергла обвинения в свой адрес и заявила, что решение Избирательного совета мун. Кишинев носит политический характер, оно нацелено на установление цензуры над политически неангажированными СМИ. Директор портала «Unimedia» Тудор Дарие призвал избирательный совет делать разницу между комментарием «live» (оплаченным из избирательного фонда ЛП и сопровожденным отметкой «Electorala 2009») и новостью, написанной после окончания события, в которой представлена только фактология и которая будучи информацией, представляющей общественный интерес, не может расцениваться как предвыборная агитация. Однако 27 февраля ЦИК отменила принятое ранее постановление Избирательного окружного совета, в котором обращалось внимание информационного портала «Unimedia» на предполагаемые нарушения действующего законодательства. 8 из 9 членов ЦИК решили отклонить, как необоснованную жалобу ПКРМ с требованием вынести санкции в отношении портала «Unimedia».
Также по требованию ПКРМ Избирательный совет кишиневского муниципального избирательного округа №1 принял решение обратить внимание конкурента на выборах — Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ) — на факт нарушения ст. 38 Регламента ЦИК об освещении предвыборной кампании. Совет обязал ЛДПМ включить все расходы, связанные с опубликованием своих избирательных материалов, в счет избирательного фонда. Было обращено внимание редакций периодических изданий «Saptamina», «Jurnalul de Chisinau», «Timpul de dimineata» на необходимость сопровождать предвыборную рекламу отметкой «Electorala 2009» и примечанием «Аchitat din fondul electoral». Данное решение может быть обжаловано в течение трех дней после принятия в ЦИК и судебных инстанциях.
24 февраля ЦИК обратила внимание ПКРМ на допущенное нарушение Регламента об освещении предвыборной кампании 2009 года в СМИ. В своем постановлении ЦИК отмечает, что в избирательных роликах конкурента ПКРМ, переданных по 6 телеканалам, а также помещенных на официальном сайте этой партии, вопреки указанному Регламенту, использовались кадры с президентом России Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным, а также с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Дюрао Баррозу и еврокомиссаром по европейской политике добрососедства Бенитой Ферреро-Вальднер. Представитель ПКРМ в ЦИК факт нарушения признал, заявив, однако, прессе, что обжалует ролики других конкурентов на выборах, содержащие аналогичные нарушения.
3 марта ЦИК предупредил телеканалы «N4» и «EU TV» о необходимости соблюдать положения ст. 47 («Предвыборная агитация») Кодекса о выборах и ст. 11 Регламента по освещению избирательной кампании в СМИ.
4 марта КСТР вынес санкции в отношении общественного телеканала «Moldova 1» за несоблюдение Регламента по освещению избирательной кампании в СМИ. В отношении телеканала «Moldova 1» вынесены санкции, поскольку тот представил КСТР ряд видеозаписей с 5-дневным опозданием при том, что ст. 70 Регламента ЦИК предусматривает для этого 24-часовой срок. КСТР намеревался просмотреть видеозаписи, чтобы убедиться в правильности жалобы, поданной ПКРМ, которая считает, что «Moldova 1» дал в эфире больше репортажей об Альянсе «Наша Молдова» (АНМ), чем о ПКРМ. Частный телеканал «EU TV» также получил публичное предупреждение за нарушение ст. 32 Регламента. Члены КСТР признали избирательной агитацией два материала, вышедшие в эфир на этом канале в феврале. В них интервьюеры излагали аргументы о том, почему они будут голосовать за Христианско-демократическую народную партию на нынешних выборах.
13 марта КСТР призвал все вещательные организации, участвующие в освещении предвыборной кампании, ежедневно передавать по факсу отчеты о размещении предвыборной рекламы в эфире. Председатель КСТР Георге Горичной заявил на заседании, что в соответствии с Регламентом освещения предвыборной кампании средствами массовой информации, все телерадиоорганизации обязаны ежедневно передавать такие отчеты по факсу в КСТР, а также еженедельно информировать об этом ЦИК. По его словам, в КСТР от различных учреждений поступили жалобы о том, что некоторые телеканалы размещают рекламу выборочно, то есть только в пользу отдельных конкурентов на выборах.
17 марта ЦИК сделал официальное замечание ПКРМ за несвоевременную оплату предвыборных объявлений в её партийной газете, которые также не были ясно помечены как «оплачено из избирательного фонда», что требуется по закону. Представитель ПКРМ в ЦИК оспорил в Апелляционном суде это решение ЦИК.
19 марта Высшая судебная палата (ВСП) вынесла вердикт, благоприятный для Ассоциации независимой прессы (АНП) и «Коалиции-2009», в которую она входит, аннулировав решения Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и Кишиневского муниципального избирательного совета, согласно которым АНП и «Коалиции-2009» были предупреждены о нарушении действующего законодательства. Поводом для замечания со стороны ЦИК и Кишиневского муниципального избирательного совета послужил тот факт, что АНП опубликовала в приложении «Obiectiv» статью «Ziua adevărului pentru ПКРМ» («День истины для ПКРМ»), где анализировалось выполнение правящей партией предвыборных обещаний 2005 года. Эта статья, по оценкам ЦИК, изображает Партию коммунистов Республики Молдова в неблагоприятном свете. Материал появился в приложении по гражданскому воспитанию избирателей – «Obiectiv», издаваемом АНП при поддержке американской организации. Представитель ПКРМ, внесший жалобу в ЦИК, посчитал, что этой статьей ПКРМ поставлена в невыгодные условия на деньги, поступившие из-за рубежа, и потребовал предупредить спонсора о факте вмешательства в предвыборную кампанию Республики Молдова. Ассоциация обжаловала решение в Кишиневской апелляционной палате, но ее обращение было отклонено; тогда она обратилась в ВСП. В соответствии с постановлением от 19 марта, ВСП отменила решение Апелляционной палаты и аннулировала решения избирательных органов по процедурным мотивам (превышение полномочий).
24 марта Координационный совет по телевидению и радио (КСТР) вынес предупреждение каналам «Moldova 1», «NIT», «N4», «TVC 21», «EU TV», «PRO TV Chisinau» и «TV 7» в связи с нарушением Регламента ЦИК об освещении предвыборной кампании. Члены КСТР решили применить одно и то же наказание (предупреждение) ко всем семи телеканалам, хотя допущенные ими нарушения отличаются по степени тяжести. Каналы «PRO TV Chisinau» и «TV 7» заявили о намерении обжаловать в инстанции решение КСТР, согласно которому предупреждение вынесено в связи с отсутствием в информационных выпусках политического плюрализма.
24 марта ЦИК обязала общественный телеканал «Moldova 1» предоставить право на реплику Центристскому союзу Молдовы (ЦСМ). Поводом послужил тот факт, что канал прокомментировал и исказил в ущерб ЦСМ одно из заявлений экс-председателя Народной республиканской партии (НРП) Николае Андроника, который тогда и не фигурировал в списках ЦСМ. Представитель Компании «Teleradio-Moldova» объяснил, что информация в том виде, в котором прозвучала в программе «Mesager», позаимствована у Государственного информационного агентства «Moldpres», и заявил о намерении обжаловать решение ЦИК в судебном порядке. Он не уточнил, выполнит ли „Moldova 1\\\" решение избирательного органа.
25 марта представители Альянса «Moldova noastra» (АМН) пикетировали Компанию «Teleradio-Moldova»; пикет проводился в знак протеста против того, что, по мнению АМН, в информационных выпусках ПКРМ предоставляется больше площади, чем остальным конкурентам по выборам. АМН потребовал от Наблюдательного совета пересмотреть издательскую политику Компании «Teleradio-Moldova», провести учет эфирного времени, выделенного Партии коммунистов в информационных сообщениях, и вычесть его объем из платной рекламы этого конкурента по выборам до завершения избирательной кампании с тем, чтобы частично восстановить равноправие в отношении остальных конкурентов .
В ответ Общественная телерадиокомпания „Телерадио-Молдова” попросила прокуратуру Молдовы и другие уполномоченные органы \\\"предпринять меры по защите нормальной и свободной деятельности сотрудников компании\\\", поскольку ощущаются \\\"запугивания\\\" со стороны членов АНМ. Руководство компании обвинило АНМ в \\\"грубом давлении на национальную общественную телерадиокомпанию и подавлении свободы прессы\\\".
3 апреля КСТР отклонил ряд жалоб, поданных Альянсом «Moldova Noastra» (АМН) против телеканалов «Moldova 1», «NIT» и «N4». Согласно АМН, эти каналы нарушили ст. 47 Кодекса телевидения и радио о предвыборной агитации и пункт 17 Регламента избирательной кампании, которые запрещают государственным деятелям делать заявления о своей деятельности в период избирательной кампании. АМН аргументирует, что «Moldova 1», «N4» и «NIT» давали в эфир репортажи, в которых глава государства и другие высокопоставленные чиновники правительства появляются на открытиях домов культуры и церемониях по сдаче в эксплуатацию различных экономических объектов. Представитель КСТР заявил, что высокопоставленные чиновники не делают заявлений и не дают интервью в репортажах, на которые указала в своих жалобах партия АМН, а представитель телеканала «Moldova 1» пояснил, что президент Владимир Воронин появляется в репортажах в качестве главы государства, а не как конкурент на выборах. В итоге большинство членов КСТР проголосовали за отклонение жалоб, поданных АНМ.
Выводы
Согласно выводам экспертов Независимого центра журналистики и Ассоциации независимой прессы, издательская стратегия ряда СМИ по освещению предвыборной кампании не учитывала потребность и право избирателя на объективную и полную информацию о кандидатах и их программах. Лишь некоторые СМИ предоставляли всем задействованным в предвыборной кампании партиям равные возможности, нейтрально освещая проводимые ими мероприятия. Отдельные СМИ освещали избирательную кампанию выборочно, в зависимости от политических пристрастий издателей. Эти СМИ искажали заявления политических оппонентов поддерживаемого ими конкурента на выборах, выдергивая фразы из контекста, и критически комментировали их, чтобы манипулировать общественным мнением. Такой подход свидетельствует о серьезных проблемах в плане профессиональной этики и политической ангажированности этих СМИ. Общественные СМИ не выполнили свой долг - объективно и беспристрастно информировать граждан обо всех конкурентах по выборам. За некоторыми исключениями, СМИ, частично или полностью финансируемые из госбюджета, стали частью предвыборного штаба ПКРМ и активно проводили ее партийную идеологию.
Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России
1 Далее приведены отрывки из Регламента освещения средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по выборам парламента 5 апреля 2009 года. Полную версию Регламента можно найти на сайте ЦИК: http://www.cec.md/CodeFailure.html?aspxerrorpath=/i-ComisiaCentrala/main.aspx
2 Второй промежуточный отчет (за период 7 - 24 марта 2009 г.) Миссии по наблюдению за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/ БДИПЧ), http://www.osce.org/documents/odihr/2009/03/37033_ru.pdf, стр. 7
3 Второй промежуточный отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/ БДИПЧ, http://www.osce.org/documents/odihr/2009/03/37033_ru.pdf, стр. 8.
4 http://www.cec.md/CodeFailure.html?aspxerrorpath=/i-ComisiaCentrala/main.aspx
5 Исследование Независимого центра журналистики «Оценка условий работы СМИ в Молдове. Можем ли мы говорить о свободном и справедливом освещении предвыборной кампании 2009 года в СМИ?», http://ijc.md/Publicatii/studiu.pdf
6 http://www.cec.md/i-ComisiaCentrala/main.aspx?dbID=DB_Coduldeconduitaprivinddesfasurareasireflectareacampanieielectoralelaalegerileparlamentaredin2009277 7 Газета «Timpul de dimineata», 30 марта 2009 г.
8 На телеканале «Молдова 1» была установлена самая высокая цена за минуту предвыборной рекламы.
9 Согласно данным ЦИК от 9 марта 2009 г., http://www.cec.md/i-ComisiaCentrala/main.aspx?dbID=DB_ComunicatdePresa9MARTIE(DEZBATERI)210; http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090309/
10 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090218/
11 http://www.cec.md/i-ComisiaCentrala/main.aspx?dbID=DB_ComunicatdePresa9MARTIE(DEZBATERI)210;
http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090309/
12 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090309/
13 http://deca.md/?cat=art_com&id=4157
14 http://tv7.md/?page=Electorala〈=ru
15 http://www.protv.md/emisiuni/divertisment/dezbateri-electorale-te-votezi-la-pro-tv/
16 http://eutv.md/index.php?module=services; http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090307/
17 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090316/
18 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090318/
19 http://tv7.md/?page=news&id=15864〈=ru&list=2, http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090325/
20 http://pcrm.md/main/index.php?action=news&id=432
21 Второй промежуточный отчет (за период: 7 марта - 24 марта 2009 г.) Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/ БДИПЧ, http://www.osce.org/documents/odihr/2009/03/37033_ru.pdf, стр. 7.
22 http://www.osce.org/documents/odihr/2009/03/37033_ru.pdf, стр. 7.
23 Заявление о предварительных выводах и заключениях Международной миссии по наблюдению за выборами, http://www.osce.org/documents/odihr/2009/04/37142_ru.pdf, стр. 1-2
24 http://www.osce.org/documents/odihr/2009/04/37142_ru.pdf, стр.2
25 http://www.osce.org/documents/odihr/2009/04/37142_ru.pdf, стр.8-9.
26 http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_6_ru.pdf
27 http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_6_ru.pdf
28 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090313/
29 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090403/
30 Отчет (№3) «Мониторинг СМИ в избирательной кампании по парламентским выборам 2009 года», http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_3_ru.pdf
31 Отчет (№2) «Мониторинг СМИ в избирательной кампании по парламентским выборам 2009 года», http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_2_ru.pdf
32 http://tv7.md/?page=news&id=15635〈=ru&list=1
33 Отчет (№4) «Мониторинг СМИ в избирательной кампании по парламентским выборам 2009 года», http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_4_ru.pdf
34 http://deca.md/?cat=art_com&id=4351&hl=%CB%C4%CF%CC; http://www.protv.md/stiri/social/legea-i-dura-dar-e-lege.html
35 Отчет (№5) «Мониторинг СМИ в избирательной кампании по парламентским выборам 2009 года», http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_5_ru.pdf
36 Заявление о предварительных выводах и заключениях Международной миссии по наблюдению за выборами, http://www.osce.org/documents/odihr/2009/04/37142_ru.pdf, стр. 9.
37 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090217/
38 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090221/
39 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090227/
40 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090221/
41 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090224/#c1
42 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090303/
43 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090304/
44 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090313/
45 http://www.osce.org/documents/odihr/2009/03/37033_ru.pdf, стр. 4
46 http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_4_ru.pdf
47 http://info-prim.md/?a=10&nD=2009/03/25&ay=22225
48 Отчет (№4) «Мониторинг СМИ в избирательной кампании по парламентским выборам 2009 года», http://ijc.md/Publicatii/monitorizare/monitorizare_raport_4_ru.pdf
49 http://www.vedomosti.md/index.php?menu=news§ion=1231&id=2577&page=2
50 http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2009/electoral-news/20090403/
51 Отчеты по мониторингу СМИ в предвыборной кампании 2009 года опубликованы на http://www.ijc.md/index.php?option=com_content&task=view&id=322&Itemid=116