Ни на одной из христианских радиостанций в Санкт-Петербурге должности диджея как таковой нет. Основу программы таких радиостанций составляют просветительские, публицистические передачи и трансляция богослужений, для музыкальных передач остается не так много места, как правило, это духовные песнопения и классика.
Должность, которую уже восемь лет занимает Максим Федоров, герой нашего рассказа, на христианской радиостанции «Радио Мария» (Санкт-Петербург, 1053кГц) называется по-технически скромно: оператор прямого эфира. Однако, человек, выполняющий эту работу должен уметь практически все - управлять пультом, выставлять диски, принимать звонки в эфир, редактировать звуковые материалы, при необходимости вести программы вместе с авторами радио, придумывать собственные передачи, читать объявления и, конечно, молиться в открытом в эфире вместе со слушателями - при этом молитва не должна быть прочитана формально – радиоэфир не скроет ни малейшей нотки фальши.
Как и где можно всему этому научиться?
Перед тем, как прийти на «Радио Мария» Максим Федоров окончил Духовную семинарию, а сейчас он студент режиссерского факультета Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Но премудростям радиопрофессии, как считает Максим, можно овладеть лишь в процессе работы, при условии, что вкладываешь в нее душу.
Максим Федоров: Родился я и всю жизнь прожил в колыбели поэзии, Царском Селе. Родился осенью, 1 октября, в далеком уже 1979 году. В самом начале 21 века в 2000 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, сейчас снова учусь, но уже совсем в другой области, в Санкт-Петербургском Университете Кино и Телевидения, заканчиваю третий курс, специальность – режиссер Кино и Телевидения. Снял несколько учебных работ – репортаж о захоронении останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны на Синявинских высотах, второй репортаж (или как его назвал один студент-киновед «документальная комедия») - о том, как живет радио, так сказать, за кулисами эфира. И фильм-портрет о любимой певице Алле Пугачевой. Сейчас работаю над новым фильмом, игровым. Это тоже студенческая работа, связанная с шекспировскими Ромео и Джульеттой, на тему жизни и смерти, о том, как жить, когда умирает любимый человек.
На радио работаю 8 лет, успел за это время поработать на двух радиостанциях – «Радио Мария» и радио «Град Петров». За это время вел викторины в прямом эфире, музыкально-поздравительные программы, программы в прямом эфире на разные темы – религиозные, культурные, проводил трехчасовой марафон с авторами «Радио Мария». Создавал с коллегами два цикла детских передач «Волшебная избушка» и «Сказочный глобус», в котором знакомили детей со сказками разных стран. Также был в моей радиокарьере – опыт радиопостановки, вместе с работниками «Радио Мария» мы сделали радиоспектакль по сказке «Алиса в стране чудес». Сейчас продолжаю работать ведущим прямого эфира, что на современном языке называется «диджей».
Radioportal.ru: Максим, чем для вас является радио, что оно значит в вашей жизни?
Максим Федоров: Во-первых, на данный момент это для меня, прежде всего, значит работа, что, согласитесь, достаточно важно в нынешнее время кризиса. А если говорить о радио как явлении, то для меня это и источник разнообразной информации, это то, что дарит приятный фон жизни, музыку. И это до сих пор нечто волшебное, то, что развивает воображение, потому что ты слышишь, но не видишь, поэтому начинаешь додумывать и представлять то или тех, кого слышишь.
Radioportal.ru: Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что в Петербурге радио любят и ценят, как ни в каком другом городе, что радио – часть петербургской культуры? Приходилось ли вам ощущать это в жизни?
Максим Федоров: Не могу подтвердить или опровергнуть это утверждение, так как мало бывал в других городах и не выяснял там этот вопрос, поэтому не буду голословно утверждать. Но то, что радио – это часть петербургской культуры, мне кажется, это верно. Петербургское радио всегда имело свою интонацию, атмосферу, свой голос, оно что ли более спокойное, менее суетливое, нежели, например, московские радиостанции, более поэтическое, чем развлекательное, и для питерцев радио всегда значило много, например, во время блокады.
Radioportal.ru: Хотелось ли вам в детстве работать на радио, были ли у вас любимые детские радиопередачи (или просто передачи, необязательно детские)? Что вам в них нравилось?
Максим Федоров: Если говорить про детство, то о радио я тогда не мечтал, были какие-то обычные детские мечты – врач, машинист, артист и т.д. Хотя уже в детстве слушать радио я любил. А вот в подростковом возрасте мне уже не просто нравилось слушать, я уже стал задумываться о том, что мне было бы интересно попробовать себя в этой сфере, что-то такое придумать. Конкретные передачи, которые я любил, конечно же, были. Любил сказки слушать, и передача была, а, по-моему, и сейчас есть – с Котом Мурычем, мне очень нравился главный персонаж с прекрасным чувством юмора и как он всегда пытался за нос водить ведущую, казалось бы, серьезную женщину, здорово была сделана передача. Была такая передача «Отдушина» на Петербургском радио, любил ее слушать по воскресеньям за завтраком, там всегда звучала хорошая музыка, причем разная, никогда не заявлялось, что это плохая музыка, а это хорошая, очень разная музыка звучала и очень много ее было, очень хорошо подбиралась, и ведущие были приятные. Всегда любил радиоспектакли, это моя слабость, ты как будто в театре, но ничего не видно, ты картинку придумываешь сам. Может, это и взрастило во мне какие-то первые режиссерские способности. Может быть, еще какие-то были передачи, сейчас не могу вспомнить.
Если говорить уже о поздних вещах, я любил слушать радио «Модерн», когда оно было в самом своем расцвете. Там работали тогда молодые, жизнелюбивые, талантливые ребята, от энергетики которых радиоприеминк просто разрывался. Именно они и зародили во мне желание работать диджеем, потому что так, как они вели диалог со слушателями, как вели себя в эфире – ярко, доверительно, с юмором, поэтично, но в то же время современно, на то время больше никто так не умел. Нагиев, Довлатова, Янишевский, Рост, Дина Ди, Алиса Шер – до сих пор все эти фамилии и голоса помню. Любил слушать программу Алисы Шер «Отражение». Это была очень откровенная на ту пору, исповедальная программа, люди писали письма со своей болью, проблемами, и ты начинал сопереживать, невозможно было оторваться.
Radioportal.ru: Как вы начали работать на радио? Разочаровала ли вас работа в первые дни знакомства с ней или, наоборот, открыла мир радио по-новому?
Максим Федоров: Я оказался в больнице и там стал слушать «Радио Мария», мне очень понравилось и содержание программ, и голоса, манера разговора со слушателями, именно в той петербургской манере. В эфире регулярно шел ролик, что радио приглашает желающих создать свои программы. Я подумал, что это шанс. Ни на одно радио просто так со стороны не приглашают. И я поехал с проектом своей программы. Встретился с Галиной Борисовной Шаинской, потом с отцом Евгением, который тогда был главным редактором, и как-то все завертелось, потом мне предложили работать ведущим, и это было то, о чем я мечтал, я сразу же согласился. Разочарования не было никакого, было страшно поначалу – это да, а разочарования не было, был интерес, мне было очень интересно, я получал настоящий кайф.Radioportal.ru: Что вас привлекает в работе на радио и в самом радиоискусстве?
Максим Федоров: Во-первых, в отличие от ТВ, здесь не надо наводить лоск, быть красавцем всегда, потому что тебя никто не видит, и меня это очень привлекает, потому что телеведущим я бы стать не смог, это точно. А само радио, это я уже говорил, - волшебство для меня: ты никого не видишь, и тебя никто не видит, но ты все время чувствуешь присутствие множества людей где-то рядом, которые там, по ту сторону приемника. И потом это искусство слова, здесь это самое важное. Если ТВ – это все-таки бум изображения, и можно взять зрителя красивой картинкой, монтажом, то действовать на слух – это совсем другое, здесь должно быть что-то особенное, чтобы человек не выключил приемник. Что же это особенное, я до конца еще сам не понял.
Radioportal.ru: Сначала вы избрали духовную стезю, почему так произошло, как это повлияло на вашу жизнь и ваше творчество?
Максим Федоров: Это долго рассказывать, надо сразу писать мемуары тогда. Это не могло не повлиять, конечно, я с детства ходил в воскресную школу, и христианские основы жизни для меня с детства имеют очень важное значение. Я не могу себя назвать идеальным верующим, я далек от идеала, но Евангелие – это для меня высший вид творчества. Это для меня образец во всем. Христос всегда говорил с людьми на понятном для них языке, это очень важный пример. Я сейчас сталкиваюсь повально с мнением творческой элиты, что народ – это быдло, и все равно ничего не понимает. А Христос так не считал, Он разговаривал с простыми людьми, пытался донести до рыбаков, сеятелей, пастухов высокие и глубокие вещи, и те шли за Ним, они Его слушали. Для меня это образец. Надо стараться говорить на понятном для людей языке, пытаться их поднять, и вместе с ними самому подниматься – это смысл творчества для меня.
Radioportal.ru: Выбор работы на христианских радиостанциях - это осознанное предпочтение?
Максим Федоров: Конечно, всегда надо говорить то, о чем знаешь. Поэтому я шел осознанно работать на христианское радио, потому что верил, что оно служит учению Христа. Но не думаю, что если бы у меня была возможность поработать на радиостанции другого направления, я бы отказался, попробовал бы.
Radioportal.ru: Чем вас привлекает работа на христианских радиостанциях и что вам, возможно, не нравится в этой работе? Существует ли, на ваш взгляд, некая ограниченность, замкнутость в деятельности христианских радиостанций?
Максим Федоров: Привлекает – я уже говорил, служение Христу, Его учению. А ограниченность есть, безусловно. Причем, на мой взгляд, надуманная немного. Например, такую вот музыку нельзя ставить на христианском радио, такую-то литературу нельзя читать, таких-то людей нельзя приглашать, такие-то темы нельзя затрагивать. С одной стороны, это формат, и это понятие есть на любом радио. Но с другой стороны, мне кажется, христианское радио не должно такие рамки принимать, оно не должно бояться никаких тем, а как раз освещать своим светом, своим взглядом любые отрасли человеческой жизни, и брать из любой музыки, литературы то лучшее, что в ней есть, в любых жанрах.
Radioportal.ru: Существует мнение, что «разговорные» радиостанции не популярны, что молодежь вообще воспринимает только музыку, и серьезные радиопередачи слушает только старшее поколение, что вы думаете по этому поводу? Нет ли у вас ощущения, что таким образом серьезное «разговорное» радио скоро отойдет в прошлое?
Максим Федоров: Не знаю, не умею делать прогнозы. Но я думаю, что молодежь есть разная, я даже знаю, что есть молодые ребята, которые слушают религиозное радио. Конечно, большая часть слушателей таких станций - это люди старшего поколения, но есть и другие. Так что уверен, что «разговорное» радио будет существовать еще лет сто уж точно.
Radioportal.ru: На православной радиостанции «Град Петров» вы участвовали в создании передач для детей. Что это были за программы? Расскажите, какими, на ваш взгляд, должны быть детские передачи?
Максим Федоров: Это были две передачи – «Волшебная избушка», нечто вроде «Спокойной ночи, малыши», где есть свои герои, со своими характерами, попадающие в разные ситуации и через это открывающие для себя какие-то важные вещи в жизни, в том числе, конечно, касающиеся веры. И вторая программа - «Сказочный глобус», это такая литературная передача для детей постарше, где мы с коллегой Сергеем Масловым читали сказки разных народов и разных писателей, начиная от Андерсена и Метерлинка и до Платонова.
Детские передачи, прежде всего, должны быть интересными, потому что детей удержать у радиоприемника очень сложно. Они должны быть добрыми и искренними, потому что детей не обманешь. Банально, но это так. Мне кажется, нам удалось быть искренними и интересными, потому что нам писали дети, присылали рисунки, я до сих пор все эти письма храню, и в старости это будет для меня самое теплое воспоминание о том, что я сделал в своей жизни.
Radioportal.ru: Пару лет назад на христианской радиостанции «Радио Мария» вы записали свою авторскую версию спектакля по книге Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Расскажите об этом проекте! Чем вас привлекает это произведение, которое много раз уже воплощалось и на радио и в кино, в чем особенности вашей трактовки этого сюжета?
Максим Федоров: Это моя самая любимая сказка. Она, конечно, очень странная, но тем не менее. Я ее полюбил в детстве, когда посмотрел удивительный наш мультфильм по этой сказке, где текст от автора читает Ростислав Плятт, а Алису озвучивает Марина Неелова, а какая там роскошная Королева – Татьяна Васильева!!! А я хотел сделать спектакль к Рождеству, и чтобы там приняли участие все сотрудники радио. Эта сказка подошла как нельзя лучше, там ведь много героев, и по характеру персонажей как-то все сошлось с моими коллегами, я сразу понял кто кем должен быть. Трактовка моя такова – девочка попадает в мир взрослых, а он такой странный, взрослые вообще странные и все не в своем уме, вот это противопоставление чистого, открытого детства и хитрого, лицемерного, корыстного взрослого мира я попытался реализовать в этой постановке.
Radioportal.ru: Бывают ли какие-то забавные происшествия во время вашей работы?
Максим Федоров: Ой, да, конечно, бывает, я думаю, на всякой работе бывают забавные случаи. Помню, как-то в прямой эфир с врачами несколько раз звонила женщина и настойчиво пыталась выяснить, где же купить дешевые цветы, или когда коллеги пытаются тебя расколоть, что называется, когда ты в эфире, читаешь какой-то серьезный текст, а они строят рожицы, танцуют, щиплют тебя, и попробуй тут не рассмеяться. Бывают, конечно, всякие оговорки, очень смешные.
Radioportal.ru: Принято считать, что люди разделяются на тех, кто воспринимает аудиоинформацию и визуальную информацию, то есть кто-то получает информацию, слушая речь, кто-то не воспринимает ничего, кроме меняющихся на экране картинок. Вы поступили на режиссерский факультет и собираетесь работать в кино, не противоречит ли это увлечению радио?
Максим Федоров: А я вообще весь такой противоречивый… Даже нам в университете говорили, что режиссеры бывают визуалы – те, кто большее внимание уделяют картинке, аудиалы – те, кто увлекаются звуками, шумами, созданием особой атмосферы, и кинестетики – те, кто любит действие, экшен. Я так и не решил до конца, кто же я больше. Я очень люблю красивую картинку, я считаю это 50 процентов успеха фильма, но я люблю и звуки, особенно музыку, вообще, обожаю мюзиклы и музыкальные фильмы, но и люблю действие. Вялотекущие, атмосферные, с заторможенной драматургией фильмы не для меня. Так что будем еще работать над этим вопросом, пытаться объединить картинку со звуком.
Radioportal.ru: На первом курсе Университета кино и телевидения вы сняли фильм о радио, который тут же окрестили первой комедией в жанре документального кино. Расскажите об этой работе. Что хотелось людям рассказать о радио того, что они не знают о внутренней жизни, которой живет радиостанция? Что в ней грустного и что забавного?
Максим Федоров: А дело в том, что не было здесь никакой глобальной идеи. Может быть, в этом моя ошибка. Было задание – снять репортаж из одного места, с какого-то события. Я решил снять день открытых дверей на радио, когда приходят слушатели, общаются с работниками радио, но День открытых дверей отменили, а работу делать было надо, времени оставалось мало. Поэтому я решил сделать некую зарисовку: не о конкретном радио, а просто на тему «за кулисами эфира», с долей юмора и иронии, что мне очень близко. Я вообще не понимаю, как можно жить без юмора. И вот в таком ироничном ключе, я хотел показать живых людей, обычных, которые там сидят где-то у микрофонов, они не роботы, не небожители, а такие же, как все люди. Но при этом и не такие. Они забавные и очаровательные, и если работают на радио, значит это личности.
Беседовала Нонна Ермилова
Radioportal.ru
Фотографии из личного архива Максима Федорова
Справка
«Град Петров» - официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии вещает ежедневно с 08.00 до 01.00 в Санкт-Петербурге на частоте 1323 кГц в диапазоне средних волн и синхронно в интернете на Grad-petrov.ru
Христианская радиостанция «Радио Мария» вещает в Санкт-Петербурге круглосуточно в диапазоне средних волн на частоте 1053 кГц, в Интернете на сайте Radiomaria.ru