ОТБИВКА ЧАСА
Представьте, вы пришли слушать и смотреть концерт, а пялитесь в зал, на лица зрителей. Со мной это происходит довольно часто. Так часто, что даже нарвался на беседу «о недостойном поведении». Что ты там высматриваешь? Обычные, разные, лысые, волосатые, худые, толстые и т.д. - люди. Что на них смотреть? Закралась мысль, что они платят за билет, специально, чтобы на них смотрели – только те, кто на сцене. За это зрительный зал внимательно слушает и смотрит на актёров. Это странное наблюдение пришло ко мне в День Радио. Наблюдение замкнутых пространств - Радио и Слушателей.
ПЕРЕБИВКА
Как Вы думаете, радио может быть собеседником?
Впрочем, есть сомнение в корректности вопроса. Действительно, а может быть собеседником сотовый телефон?
ЗВУК ТЕЛЕФОНА
Радио не терпит лишнего – все эти эмоции, охи, вздохи, оговорки, истории. Вероятно, слушателям хватает историй в собственной жизни. Иначе, как объяснить, что они позволили препарировать себя, как лягушат. В это время – внимание обостряется, в это теряется. Об этом говорить полезно, об этом нет. О том приятно, а вот этого нам не надо.
ВЖИК
Раз не надо, два не надо – страшно сказать, но, может быть, так создавалось «Народное» радио Третьего Рейха. Программа - "Volksempfaenger". Слоган - "Радио в каждый дом!". Конечно, не будем об этом.
МАРШ
За Попова и Маркони! За Казань и Питтсбург!
Пропагандист рекламирует идеологию
Радио стало обретать функции коллективного пропагандиста, агитатора и организатора масс буквально с первых дней Советской власти. «Декреты, переданные по радио, вступали в законную силу с молниеносной быстротой» (В.Д. Бонч-Бруевич. В.И. Ленин и радио. Радиослушатель, 1928, № 9, с. 1-2)
ФРАГМЕНТ - Александр Шерель «Аудиокультура 20 века»
«Весной 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по радиотелефону можно было передать через рупор, наподобие граммофонной трубы.
Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты некоторых газетных статей.
7 мая 1921 года московские газеты напечатали информацию ГОСТА об этом в подборке сообщений о праздновании Первого мая на местах. В тот же день правительство запросило письменный отчет о работе в области радиотелефонии и выступило с предложением распространить казанский опыт на Москву и Петроград.
С 28 мая до 1 июня громкоговорящая радиотелефонная установка опробовалась в Москве - рупоры были установлены на балконе здания Моссовета, а 17 июня 1921 года передачи Центральной радиотелефонной станции начали транслироваться через рупоры, установленные на шести площадях Москвы.
Содержание передачи составляли телеграммы ГОСТА, материалы из газет, а также лекции и доклады, подготовленные специально для вещания из радиостудии, оборудованной на Центральной радиотелефонной станции.
Таким образом, эти первые в истории отечественного радио регулярные передачи, обращенные к массовой аудитории, представляли собой вещательную программу вербального характера, выпускаемую в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней)»
ЗАСТАВКА
Рекламист пропагандирует товары и услугиРадио должно «функционировать в интересах общества и предоставлять достаточную возможность для обсуждения противоположных мнений по важным для общества вопросам». «Закон о коммуникациях» (США. 1-я половина 20 века)
Первая коммерческая радиостанция KDKA вышла в эфир 2 ноября 1920 года в Питтсбурге. Это детище Гарри Дэвиса открыло регулярное вещание информационным сообщением об итогах президентских выборов. Говорят, тогда же появился и первый рекламный радио-ролик. 10-минутное объявление нью-йоркской радиостанции WBAY о продаже квартир в высотках на Лонг-Айленде.
ФИНАЛ - Юрий Левитан диктор Всесоюзного радио Народный артист СССР
О нашей профессии
«Тогда были микрофоны непривычные для современного глаза: и четырехугольные, и имеющие форму срезанного бочонка. Были микрофоны у нас и угольные. В них нужно было читать только направленно. Чуть повернешься в сторону – ничего не слышно…
А однажды диктор сделал глубокий вздох у самого микрофона, и – ужас: все лицо его покрылось угольной пылью! Микрофоны-то были угольные… Столько было смеха в студии, что пришлось в передаче сделать перерыв и дать в эфир музыкальный номер».
Стас Зверев
Петропавловск-Камчатский
Radioportal.ru
Фото с сайта Тvmuseum.ru