Сара Монтегю (на фото слева), радиоведущая на Radio 4 Today, выступила с резкой критикой в адрес новостных телеканалов, осуждая их политику отбора ведущих новостей по принципу "кто лучше выглядит".
На ежегодной конференции в Лондоне, проводимой организацией "Голос зрителя и слушателя", Монтегю, говоря о "кончине радио- и телевещания, которое знакомо нам с детства", добавила между строк, но выразительно: "Зритель гипнотизируется фотогеничностью ведущих новостных программ, забывая про сами новости. Единственное, что его интересует во время просмотра, - это то, какая же она миленькая, когда вот так подмигивает! И как у нее это получается?".
Негативный комментарий Монтегю в очередной раз затрагивает целый спектр проблем. Одной из его составляющих является дискриминация на радио и телевидении по многим признакам. Например, возрастному, этническому, по физическим данным или их отсутствию.
Если в первом случае возраст ведущих определяется редакторами новостных программ или руководителями дирекций, то в случае с этнической принадлежностью и физическими данными все намного сложнее. Телевидение, как обреченно заметят некоторые телевизионщики, не для "уродов".
В середине прошлого года в той же Великобритании остро проявился конфликт, вызванный внешним видом ведущей детского шоу на одном из телеканалов Би-би-си. Сэрри Бурнелл, 29, ведущая шоу CBeebies родилась с физическим недостатком, у нее нет нижней части правой руки. Некоторые возмущенные родители обрушили шквал негодования на редакторов, телеканал и саму девушку, открыто указывая на внешний вид ведущей, который, по их словам, шокирует детей и становится причиной детской бессонницы и ночных кошмаров. Кто-то из взрослых зрителей оставлял неприличные оскорбительные комментарии на Интернет-сайте шоу. Другие родители писали письма в редакцию с просьбой сменить ведущую, потому что ее физическое несовершенство становится причиной ненужных вопросов, которые задают им дети, о том, например, почему Сэрри другая и не похожа на "нормальных" людей.
Приятно удивляет тот факт, что нашлись и другие родители, которые выступили в защиту и поддержку девушки, указывая тем самым на то, в каком состоянии находятся СМИ, где дискриминация уже вроде бы давно отцвела, но все еще приносит обильные плоды. Не смотря ни на что, Сэрри Бурнелл продолжает вести шоу, играть в театре, преподавать в школе для особых детей, поражая своим оптимизмом и талантом зрителей и являясь примером для подражания всем людям с особыми нуждами. Кстати, ведущий еще одного британского шоу - Me Too! - не скрывает свой "недостаток", который, следует заметить, не вызывает волну негатива, как в случае с Сэрри, потому что его "дефект" невидим. Крис МакКосланд, 31, слеп.
Но это в Великобритании. Что же происходит на нашем радио и телевидении с "красавицами и уродцами"?
Проблема дискриминации в СМИ стоит в России не менее остро, чем на цивилизованном, воспитанном демократическими свободами западе, но освещается реже. Причина и в том, что общество не готово и не умеет говорить о людях с особыми нуждами. И в том, что "жизнь трудна и без уродов". Да еще и потому, что "в человеке должно быть все прекрасно", особенно в русском. Инакомыслие, инакозрение, инакоотношения и все остальные "инако" скрываются - иногда принудительно, но чаще самостоятельно.
В 2004 году общественно-политический журнал "Журналист" опубликовал резолюцию, принятую на специальном заседании секретариата СЖР по социальным правам журналистов. В резолюции указывалось на то, с какими видами дискриминации сталкиваются женщины, работающие в СМИ.
Подписать резолюцию - одно, измениться и воспитать уважение - другое.
Кто скажет, что сегодня в СМИ нет дискриминации трудящихся с семейными обязанностями, сексуальных домогательств, оскорбительного отношения к сотрудникам? После той резолюции, не единственной в своем роде, прошло пять лет, а воз и ныне там.
От необходимости работать в режиме гибкого графика страдают семьи. Журналисты, герои тяжелого труда и патриоты профессии, согласны принести в жертву карьере семью и детей, работают качественно, на сколько это позволяют их личные и профессиональные характеристики. Однако, работодатель, СМИ, беззаботно пользуется этим, оставаясь уверенным в том, что незаменимых нет.
Секс существовал в СМИ даже тогда, когда в Советском Союзе его не было. К нему привыкли на столько, что порой от пришедшей в редакцию новой журналистки ожидается то, что она "ляжет" ради карьеры. О непристойном произволе директоров и редакторов не принято говорить, потому что разговором делу не поможешь и потому что так было всегда, а усмешка прячется в кулак. Если корреспондент-женщина отказывается от "милости" начальника, ей негласно дается выбор: выполнять рабские редакционные поручения или уйти из редакции.
О людях с особыми нуждами и этнических меньшинствах в российских СМИ говорят редко, на показ стараются не выставлять. Если среди теле- и радиоведущих (вдруг!) окажутся такие люди, то о них скорее всего будут умалчивать, чтобы ненароком им же не навредить. Вряд ли у нас появятся глухие диджеи и радиоведущие, как, например, DJ NT и DJ Harcor, которые создают удивительные композиции при абсолютном отсутствии слуха.
Вероятно, на голубые экраны не выйдут наши сэрри бурнеллы и крисы маккосланды, потому что картинка на экране должна нас радовать, а не становиться поводом для праздных раздумий о равных возможностях.
Телевидение на 70 процентов состоит из того, что мы видим, на 20 процентов - из того, что слышим, и на 10 процентов - из того, что узнаем. Так говорили тридцать лет назад. Похожее можно наблюдать и сегодня. Чаще всего в новостных выпусках зритель видит вычурно и странно разряженных ведущих, которые, кажется, посажены в экран только для того, чтобы отвлекать зрителя от новостей. Не хватает, пожалуй, кокошника. Новости по телевизору лучше слушать без изображения.
Совет, который дает Сара Монтегю девочкам, мечтающим работать на телевидении таков: не рассчитывай на быструю телевизионную карьеру, если у тебя есть достоинство. Не обнадеживай себя и тем, что останешься в кадре после сорока. Может показаться странным, но "молодость и красота", которые мы видим на экранах, появились там не под давлением и не по заявке зрителей.
Дмитрий Росс
Бюро социальной публицистики