– На рынке говорят о новой кинокомпании, которую вы создаете совместно с Федором Бондарчуком и продюсером Сергеем Мелькумовым. Сейчас есть такие планы?
– Как президент "СТС Медиа" и член совета директоров, я активно вовлечен в решение стратегических вопросов, но не занимаюсь больше операционной деятельностью. Теперь я смогу заняться созданием кино- и телеконтента, исходя из своих личных предпочтений, а не только из формата телевизионных каналов, входящих в холдинг "СТС Медиа". И, действительно, создаю свою собственную кинокомпанию. Она будет называться AR Films. Речь идет о компании, которая будет приобретать доли или вступать в производственные отношения с компаниями моих партнеров, например, с компанией Сергея Мелькумова "Нон-Стоп Продакшн" (сопродюсер фильмов "9-я рота", "Обитаемый остров".–Ъ), или компанией Art Pictures Федора Бондарчука, или компаниями моих коллег из Германии, Франции и, конечно, США. Правильнее всего будет сказать, что я создаю своеобразный фонд, который для своего удобства называю "бутиковым". Мы будем заниматься фильмами и мини-сериалами самых разных жанров и бюджетов: от скромных авторских экспериментов на видео до крупнобюджетных сложных постановочных фильмов. Главным критерием будет событийность проекта – его способность вызвать общественный резонанс и тем самым обеспечить себе долгую жизнь. К примеру, следующими нашими проектами могут стать фильм Федора Бондарчука "Сталинград" и экранизация булгаковской "Белой гвардии". А с другой стороны – радикальные эксперименты блестящих документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова. Проектов очень много.
– Вы будете создавать компанию с нуля или на основе уже существующих активов?
– Для подобной компании, конечно, основным активом является библиотека, которая будет создана на основе произведенных нами фильмов и сериалов или приобретенных в России и за рубежом. У нас уже есть "9-я рота" и, разумеется, "Обитаемый остров". Есть небольшие эксклюзивные библиотеки, такие как принадлежащая Сергею Мелькумову библиотека с фильмом "Свои" и рядом других. Компания может в дальнейшем работать с любыми партнерами и вкладываться в любые картины, отвечающие нашим творческим и бизнес-критериям. У нас в стране нет студий-мейджеров, которым, как в Америке, авторы предлагают свои проекты. До кризиса подобную роль пытались играть телеканалы и одна-две большие кинокомпании. Сейчас, в сложившихся условиях, у нас, по сути, есть конкурентное преимущество: сочетание творческой экспертизы, профессионального опыта и инвестиций.
– Какой объем инвестиций вы планируете вложить в компанию?
– На первом этапе объем инвестиций составит $20 млн. Это деньги на развитие проектов. Для производства будем привлекать партнеров. Не только частных, но и институциональных, к примеру, таких как специализированные европейские фонды, которые инвестируют в кино. Я думаю, что мы сможем воспользоваться большой базой международных контактов, сложившихся в ходе подготовки и выхода "СТС Медиа" на нью-йоркскую биржу NASDAQ и опытом успешных копродукций: от "Восток–Запад" до "Не родись красивой".
– На рынке говорили об интересе к вашему проекту со стороны банка Morgan Stanley. Ведете с ними переговоры?
– Действительно, интерес к компании проявляли разные банки, в том числе и Morgan Stanley. Это естественно – у нас был опыт успешного сотрудничества с этим банком в "СТС Медиа". Но мне пока, если честно, не нужны большие инвестиции – достаточно собственных средств. Зачем мне на раннем этапе ради относительно небольших денег отдавать долю в компании? Только если придет некий стратег или портфельный инвестор, который будет готов к серьезным агрессивным шагам, тогда мы будем всерьез разговаривать.
– Кого вы считаете своими конкурентами на кинорынке?
– По сути, у нас нет сейчас ни рынка, ни индустрии. В последние годы фильмов делалось очень много, на них тратились огромные деньги, а возвращали вложения считаные картины. Инвесторы, которые вкладывали в кино, были мотивированы какими угодно соображениями, но только не экономическими. Не сформировалось понимания функции продюсера. Многие по-прежнему считают, что продюсер – это директор картины, ответственный лишь за организацию производства и формирование бюджета. А продюсер, прежде всего, ответственен за все творческие решения и вытекающие из них административно-финансовые, ответственен за поиск и реализацию проекта, отвечающего потребностям аудитории. Мало экранов – всего около 1700. Огромная конкуренция с зарубежными фильмами: в прокат выходит около 400 фильмов в год. Из них лишь 80 российских. Сроки проката ничтожно малы – две-три недели. Это убивает перспективы многих жанров, рассчитанных на более искушенную аудиторию, чем молодежная,– драму, мелодраму и прочее. Пиратство уничтожает вторичный рынок – DVD/видео. Пиратскую версию "Обитаемого острова", к примеру, в интернете скачали больше 1,1 млн раз, то есть считайте, что, как минимум, столько же было бы купленных билетов или DVD. Все это делает кинопроизводство, мягко говоря, рискованным бизнесом.
– Недавно вышел ваш также довольно рискованный проект "Обитаемый остров" с инвестициями около $36 млн. В своих заявлениях перед выходом картины вы рассчитывали на сборы $70 млн по итогам проката двух частей. Первая часть собрала $21 млн, вторая, по данным на 3 мая, $5,3 млн. Насколько вы довольны такими результатами?
– Первая часть собрала более 650 млн рублей в России и 14 млн гривен на Украине. Ровно год назад, во времена "Иронии судьбы-2", собравшей $49 млн, то есть по тому курсу это было бы $32 млн. Мы таким результатом довольны. "Обитаемый остров" выходил в условиях беспрецедентной конкуренции, потому что две отличные российские картины "Стиляги" и "Любовь-морковь-2" таким же количеством копий, как и "Обитаемый остров", вышли на две недели и на неделю раньше соответственно. И при этом мы стали лидерами новогоднего проката и всего российского бокс-офиса в этом году. По новому курсу общие сборы фильма составили немногим менее $25 млн. Все наши планы строились на прежнем курсе, и бюджет фильма, кстати, оценивался на основе тех как долларовых, так и рублевых кредитов, которые мы брали. По второй части мы понимаем, что выходим в общей сложности по итогам проката на $7-8 млн. Это меньше, чем мы рассчитывали: мы исходили из того, что, по оптимистичным прогнозам, будет около $12-13 млн, по консервативным – $9-10 млн. Очевидно, что большую роль сыграла здесь замечательная погода, которая ударила, например, по столь успешно стартовавшей в США "Росомахе". В первый уикенд в Америке фильм собрал $73 млн, а в России – только $3,8 млн. При этом, к примеру, "Форсаж" собрал в США $70 млн и у нас $8,5 млн. Это означает, что произошел отток той молодой аудитории, которая является доминирующей в наших кинотеатрах, и особенно для фильма такого жанра, как "Обитаемый остров".
– Как формировался бюджет картины?
– Структура бюджета проста: $11 млн инвестиций компании Midland Group нашего товарища Эдуарда Шифрина; $12 млн дистрибуторской гарантии, полученной от прокатчика фильма "Каро"; около $4 млн – кредит Банка Москвы и вдвое меньший кредит Экспобанка, остальное – личные средства продюсеров.
– Как вы планируете возвращать средства инвесторам?
– "Каро" мы практически уже все вернули по итогам сборов первого фильма. Дальше первый доллар сборов делится в пропорции два к трем в пользу Midland Group, чтобы в первую очередь погасить их расходы. Затем доходы распределяются в соответствии с процентным соотношением вложенных средств между остальными участниками. В последнюю очередь деньги получают продюсеры. Кредиты, надеюсь, будут возвращены уже по итогам сборов второго фильма. Кроме того, у нас есть достаточно успешные продажи прав на премьерные показы обоих фильмов каналу "Россия", а также украинскому телевидению. Фильм – лидер DVD-продаж, и это тоже семизначные цифры. Сейчас мы монтируем международную версию и приступаем к реализации прав за рубежом.
– Две части все равно не собрали $70 млн, необходимых для того, чтобы полностью вернуть вложения.
– Будем возвращать в течение нескольких лет, как это происходит с подавляющим большинством голливудских фильмов. В моей практике выстрелили "9-я рота", "Питер FM" и "Жара". А сколько фильмов не возвращали сразу? У меня, у Мелькумова, у Толстунова, у Сельянова? Мы живем не одной картиной. Выстраиваем пакеты, диверсифицируем риски, создаем библиотеки.
– Почему вы выбрали жанр именно фантастического фильма?
– Мы отдавали себе отчет в том, что идем на рискованный эксперимент. Мы хотели сделать фильм, который бы стал общественным событием, и жанр фантастики показался мне удачной территорией для попытки. Это непростой жанр. В России кинематограф как зрительский аттракцион не развивался давно. Тому виной, на мой взгляд, примитивная причина. В 70-е годы в СССР было принято решение не строить кинотеатры с системой Dolby-звука, которые появились в Америке. И наш кинематограф пошел в другом направлении. Не развивались жанры, рассчитанные на аттракционное восприятие: фильмы-катастрофы, боевики, фантастика, фэнтези.
– Почему первоначальные заявления о сборах в первый уикенд "Обитаемого острова" в начале года оказались выше, чем впоследствии опубликованные в "Кинобизнесе сегодня" и "Бюллетене кинопрокатчика"?
– Поскольку все тогда были в отпусках, то "Каро" предположил прогноз, который потом по большому счету подтвердился. Просто не сошелся точно по дням и неделям. Но ситуация в январе была отличная. Поэтому я удивился, когда вы написали о снижении посещаемости кинотеатров на 40% в декабре: в январе она выросла.
– Но "Кинобизнес сегодня" давал данные о падении посещаемости и в январе, и в феврале, и в марте. Об этом же говорили и кинотеатры.
– Насколько я знаю, в январе посещаемость выросла примерно на 18%. В декабре, действительно, не было сильной картины, которая могла бы обеспечить высокий рост посещаемости, в феврале ситуация была еще хуже. Вообще все традиционно зависит от появления сильной картины. Например, ноябрь традиционно считается слабым месяцем, но в прошлом году появился "Мадагаскар-2", и ноябрь показал 200% роста. А в нынешнем апреле "выстрелил" "Форсаж-4" и изменил все пессимистические прогнозы.
– А как вы относитесь к системе распределения доходов между кинотеатрами, дистрибуторами и продюсерами, когда кинотеатры получают 50%. Это справедливо?
– Да. Весь наш рынок зависит от здоровья кинопроката. Если кинотеатры не смогут работать, то все наши предложения по новой системе распределения доходов – 25% на 75% или 30% на 70% – будут просто смехотворны и никому не интересны.
– Как повлияла на сборы фильма "Обитаемый остров" конкуренция со "Стилягами", которых поддержал Константин Эрнст?
– Вот его поддержка и была неожиданной. "Стиляги" планировались продюсерами и телеканалом "Россия" на этот период времени достаточно давно. Но неожиданное решение "Первого канала", которое повлекло за собой беспрецедентное для российского рынка продвижение одного фильма двумя главными каналами, безусловно, перевело "Стиляг" в другую лигу.
Главная проблема российского кинематографа – малое количество залов. В этой ситуации все продюсеры пытаются обеспечить максимально эффективные условия показа своего фильма, на который было потрачено столько сил, времени и денег. Если в прокате два перспективных фильма, как их показывать в однозальных кинотеатрах? Не 7-8 сеансов в день, а 3-4. А если конкурируют даже не два, а три фильма? Вот что, собственно говоря, стало предметом всеобщих волнений и дискуссий.
– А как однозальные и двузальные кинотеатры в итоге расписали сеансы?
– Они сделали выбор. Безусловно, предлагая кинотеатрам два таких разных и ожидаемых фильма, как "Обитаемый остров" и "Любовь-морковь-2", наши прокатчики "Каро" рассчитывали на то, что в однозальных и двузальных кинотеатрах не будут делить еще с кем-то сеансы. Поэтому одно- и двузальники выбирали между двумя фильмами пакета "Каро" (прокатывали "Обитаемый остров" и "Любовь-морковь-2") или того пакета, который предлагал "Централ Партнершип" ("Стиляги".–Ъ).
– То есть вы и "Каро" все-таки поставили кинотеатрам ультиматум? – Это был коммерческий выбор. Так же происходит в Америке и в Европе. Это рынок. Но в итоге "Обитаемый остров" все равно с первого дня в малозальных кинотеатрах делил сеансы с "Любовью-морковью". Если к этому добавился бы еще один фильм, то нам оставалось бы пару сеансов в день. Это было бы плохо для каждого из фильмов. А так какие-то кинотеатры собирали максимально для "Стиляг", какие-то – максимально для "Обитаемого острова" и "Любови-моркови".
– На рынке считают, что это была в меньшей степени коммерческая история, а в большей личное противостояние вас и Константина Эрнста. Согласитесь с этим?
– Теорию заговоров я не люблю. Мы с Константином Львовичем обсудили ситуацию постфактум и пришли к нехитрой мысли, что оба любим кино и оба азартные люди. Знаем друг друга более чем близко – за плечами почти 20 лет дружбы. Константин Львович, безусловно, лидер рынка и продюсер самых успешных российских картин. Я не представляю себе, чтобы какой-то фильм в нынешних условиях побил бы поставленный рекорд "Иронии судьбы-2" (продюсировал "Первый канал".–Ъ).
– Впервые подобное столкновение двух больших картин в новогоднем прокате произошло в 2007 году, когда выходили "Волкодав", который компания "Централ Партнершип" готовила два года, и "Жара", где вы выступали продюсером. Тогда это тоже вызвало конфликт?
– Нет, когда выходили в одном пакете "Жара" и "Ночь в музее", не было никаких условий для однозальных кинотеатров. Они расписывали сеансы, как хотели. Тогда "Централ Партнершип" предлагала всем кинотеатрам одного "Волкодава", который в силу жанра и специфики не мог в одиночку удовлетворить новогодних пристрастий широкой российской аудитории. Нельзя заставлять зрителей смотреть один фильм. Если бы я предлагал кинотеатрам: "Показывайте только 'Обитаемый остров'", это вызвало бы вполне справедливое возражение.
– В последнее время на кинорынке активно обсуждается проблема гонораров актерам и другим членам съемочной группы, которые продюсеры в кризис рекомендовали понизить. Вы поддерживаете эту инициативу?
– Гонорары творческого персонала в последнее время доходили до огромных размеров. Поэтому я разделяю мнение коллег в том смысле, что нужно снижать расходы и солидарно влиять на состояние дел на рынке. Но с другой стороны, у нас на рынке было много примеров договоренностей, которые потом легко срывались их же участниками.
– Продюсеры рассказывают, что, к примеру, во время продолжения сериала "Моя прекрасная няня" на СТС актерам удавалось договориться именно с вами о повышении своих гонораров. Это так?
– Да, это правда. Они тогда договорились со мной. Но здесь нужно разделять кино и телевидение. Когда речь идет об успешных телевизионных брендах, взять и просто остановить производство любимого аудиторией сериала просто потому, что кто-то из артистов не соглашается на предложенные условия, глупо. Мы сталкивались с тем, что, например, останавливалась шедшая с немыслимыми рейтингами "Бедная Настя" и другие сериалы на СТС. Это происходило по разным причинам: не только из-за сложностей в переговорах с актерами, но и потому, что кто-то из группы вдруг уставал и уходил в отпуск. И это всегда была огромная проблема для канала. Если сериал успешен, то, я считаю, артист имеет право обсудить новые условия.
– А какое отношение вы имеете к скандальному фильму "Россия-88"?
– Этот проект я с самого начала не развивал, его создатели – режиссер Павел Бардин, актер Петр Федоров и журналист Василий Соловьев – вели эту историю именно так, как, моими глазами, и должен развиваться настоящий хороший артхаус. Такое экспериментальное авторское кино. Собрались молодые люди, придумали и сняли свою собственную историю. А вот на финальном этапе за помощью в завершении они обратились к Анне Михалковой, Александру Шейну, Гии Лордкипанидзе и ко мне. То есть к тем продюсерам, которые известны своими симпатиями к авторскому кино. Мы помогли им закончить фильм – монтаж и озвучивание, а также предложили картину вниманию селекционеров одного из трех крупнейших мировых кинофестивалей – Берлинского. Фильм был на фестиваль отобран и с большим успехом там показан. Что касается его прокатной судьбы в России, то я не представляю себе ее без участия ответственных за решение подобных проблем государственных структур. В силу разных причин – публицистичности его звучания (это история о русских фашистах), необычности художественного приема (он снят якобы на видеокамеру одним из участников банды скинхедов), большого количества ненормативной лексики, которой пользуются герои. В идеале этот фильм должен был бы демонстрироваться в широком прокате с предисловием и последующей дискуссией с участием представителей государственных органов. Наша же ошибка как продюсеров была в том, что на завершающем этапе мы не смогли внятно сформулировать свою готовность к подобному сотрудничеству. Я, безусловно, чувствую свою ответственность за эту ситуацию и готов приложить все усилия к тому, чтобы организовать прокат яркого и вызывающего полемику фильма в интересах решения государством острой насущной проблемы.
– Сократится ли бюджет фестиваля "Кинотавр" в этом году?
– Да, сейчас мы сокращаем бюджет, и достаточно жестко. Если в прошлом году бюджет вместе с операционной деятельностью составлял $5,5 млн, то в этом мы постараемся снизить его до $3,5 млн. В этом году финансирование фестиваля будет осуществляться большей частью за счет моих личных средств по понятным причинам – повлиял кризис. Государственных денег было всегда относительно немного, но мы благодарны и за то, что было. В прошлом году было 10 млн руб. от Минкультуры, сейчас осталось только 5 млн. 3 млн было от Краснодарского края благодаря губернатору Ткачеву, сейчас 1,5 млн руб. И все еще непонятно, будет ли финансировать проект город Сочи. Но в любом случае все это государственное финансирование в совокупности составляло не более 8-10% бюджета фестиваля.
– Для вас, как совладельца фестиваля, это бизнес-проект?
– Нет, это не бизнес, и он не задумывался как бизнес-проект. "Кинотавр" – это проект, нужный рынку и в идеале способный быть окупаемым. Я планирую в перспективе присоединить к создаваемой компании и "Кинотавр".
– Какие проекты вы сейчас делаете для "СТС Медиа"?
– Как продюсер – только те проекты, которые интересны мне лично и могут заинтересовать аудиторию наших каналов. Например, киноверсию "Папиных дочек". После шести лет работы в рамках молодежного развлекательного формата хочется переключиться на содержательное, общественно значимое дискуссионное кино и телевидение. На этом и сосредоточусь.