Не прошло и 15 лет с тех пор, как мы слушали любимые мелодии на компакт-дисках, всюду носили с собой плееры и подпевали FM-волне. Но с подъёмом электронных и социальных СМИ музыка преобразилась в более живое и доступное искусство. Теперь, чтобы окунуться в мир музыки, уже не обязательно заключать контракт с крупной студией звукозаписи или становиться обладателем солидной коллекции компакт-дисков.
Так какое же всё-таки влияние оказал Интернет на музыку? В самом начале это был просто инструмент, облегчавший к ней доступ. Выпуск музыки в цифровом формате позволил людям самим записывать компакт-диски и компоновать собственные музыкальные подборки. Вместе с тем это послужило зарождению пиратской культуры: файлообменники вроде Napster и Kazaa позволили обходить официальное приобретение музыкальных носителей, предпочитая скачивать музыку без регистрации. Но и ранний, необузданный Интернет так же был свидетелем появления таких новшеств, как онлайн радио, формат RealAudio, а так же технологии сжатия звука MPEG-1 Audio Layer 3, всем нам хорошо известной как формат MP3.
Интернет в его ранней стадии, разумеется, сделал музыку более доступной, однако это не оказало существенного влияния на наше потребление. Мы всё ещё оставались пользователями, вместо того, чтобы быть соучастниками.
Впрочем, всё это изменилось с появлением социальных сетей, в том числе и MySpace. Когда MySpace впервые была запущена в 2003 году, она коренным образом изменила профиль Интернета. Вы спросите: как? Виджеты. Позволяя своим членам «френдить» своих любимых музыкантов и добавлять MP3 виджеты любимых групп к своему профилю, MySpace не только стала эпицентром музыкальной жизни, каковым она является по сей день, но так же придала музыке социальный характер. Музыка перестала быть односторонним переживанием.
Теперь музыка была цифровой, ею можно стало делиться со всеми. Однако проблема её потребления оставалась нерешённой — большая часть осуществлялась нелегально, посредством передачи файлов от одного другому или создания цифрового формата MP3 с компакт-диска. Две вещи всё изменили: плееры MP3 и iTune-ы. MP3-плеер позволил слушать цифровые файлы на ходу, в то время как онлайн-магазин фирмы Apple iTune упростил приобретение музыки, сделав возможной покупку треками. Музыкальные онлайн-магазины такие, как iTune, Amazon и MP3.com были первопроходцами в деле преобразования музыки в полностью цифровое восприятие.
Теперь имея музыку, которую можно использовать в цифровом формате, Интернет-компании и социальные СМИ могли внедрять новшества и создавать некоторые более уникальные продукты, чтобы навсегда покорить мир музыки.
Одним из наиболее известных является Last.fm, музыкальная социальная сеть, позволяющая своим пользователям слушать музыку в соответствии с их вкусовыми предпочтениями и сравнивать музыкальные предпочтения своих друзей.
Другие сервисы для загрузки музыки, подобно Pandore и Blip.fm, так же упростили потребление музыки — не нужно скачивать, в то время как новые сайты - например, thesixtyone и thenextbigsound - предлагали дополнительные возможности, побуждая музыкантов предоставить свои творения для прослушивания.
Социальные СМИ оказали своё влияние на музыку не только в Интернете — мобильные платформы и приложения так же внесли свой вклад в восприятие слушателей. Теперь уже не нужно загружать музыку на обычный iPod; инструменты, подобные Last.fm и Pandora, имеют свои приложения для iPhone и Android, которые позволяют скачивать музыку практически из любых источников, открывая мировые музыкальные библиотеки для каждого, кто находится в пути.
Мобильные телефоны так же открыли новые возможности для творчества как разработчиков, так и музыкантов, упростив создание музыкальных ремиксов при помощи приложения BeatMaker, или позволив музицировать с друзьями, воспользовавшись приложением Leaf Trombone.
Музыка никогда не была столь доступна. Благодаря Интернету стало не только проще делиться музыкой, он превратил её поклонников и слушателей в активных соучастников. Теперь мы уже не просто потребители музыки, она собрана, ею можно делиться, сравнивать, делать ремиксы и выпускать в огромных количествах.
Бен Парр
Mashable: The Social Media Guide
Перевод Натальи Собиной
Radioportal.ru