Московский FM-диапазон развивается наиболее динамично по сравнению со всем радиовещанием. Ведь именно в Москве сосредоточены самые мощные финансовые потоки (а это экономическая база вещания), квалифицированные кадры, инновационные технические и технологические ресурсы.
Сегодня радиовещание развивается в двух направлениях. Первое – упрочнение государственной вертикали ВГТРК по типу Гостелерадио СССР. В холдинге ВГТРК в настоящий момент происходит процесс слияния самостоятельных радиоорганизаций в единую административную структуру.
Объединился контент двух каналов «Маяка» - федерального и «Маяка-24», а также информационные службы радиостанций «Радио России» и «Маяк». «Радио России» своей концепции пока не меняет - оно остается «радио для всех», ориентированным на широкую аудиторию, на удовлетворение ее культурных и образовательных потребностей. Круглосуточный информационнный канал «Вести-FM» (97,6 FM) вещает с февраля 2008. Эту частоту ему уступило Радио России. Молодежное вещание представляет радиостанция «Юность», но пока слабо. В свою очередь «Маяк» старается переориентироваться на более молодых слушателей – от 30 и выше. Таким образом, специализация каналов определена достаточно четко.
Преобразования на государственном радио вызывают противоречивые мнения. С одной стороны, упрощается управление радиоканалами и координация их деятельности. Однако у слушателей значительно сужаются возможности выбора программ. А сокращение объема вещания региональных ГТРК ведет к уменьшению объема местной информации, оригинальных передач и неизбежному сокращению кадров.
Другое направление развития радиовещания - дальнейшая концентрация медиаактивов и усиление главных игроков радиорынка - крупных московских и региональных медиахолдингов. В столице корпорации в целом контролируют 80% рынка, причем 50% приходятся на долю трех крупнейших компаний: «Русской Медиа-Группы» (РМГ), «Европейской медиа группа» (ЕМГ) и «Проф-медиа». Затем следуют «Газпром-медиа», «Медиа-Холд», «News Corporation», «Arnold Prize»(APR-group).И только седьмое место принадлежит холдингу государственных станций ВГТРК.
В России, как и в мире, процесс концентрации масс-медиа носит объективный характер. С 1994 года в российской информационной среде стал наблюдаться процесс объединения СМИ вокруг политических и финансовых групп, а в 1997-1998 годах наступил резкий количественный рост информационных холдингов. К 2000 году на информационном поле начали просматриваться все виды концентрации СМИ - и горизонтальной, и вертикальной, и многоотраслевой.
Образование медиа-холдингов вполне естественный и закономерный процесс. Это видно на примере американской истории радио, которую московское коммерческое радиовещание в большой степени повторяет. Американские торговые компании имели право владеть радиостанциями, но это не слишком их интересовало до тех пор, пока власти не сняли некоторые запреты и не создали более благоприятный инвестиционный климат для заинтересованных компаний. Это привело к тому, что в Америке в руках одного владельца стали находиться четыре и более станций в пределах одного региона. В результате, американское радио из некоего подобия «домашней отрасли», когда станциями владели многие династии предпринимателей, стало превращаться в систему корпоративных сетей, принадлежащих небольшому кругу магнатов. Компании “Ifinity”, например, принадлежит около 170 радиостанций, причем эта корпорация занимает доминирующие позиции в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Подобные тенденции характерны и для Европы. Во Франции два холдинга «Европа 1» и «NRG» владеют несколькими национальными сетями, в их составе более 100 станций. В Великобритании компании «GWR» принадлежит 31 радиостанция, включая общенациональную «Classic-FM».
Так что в этом отношении коммерческое радиовещание России развивается в рамках глобальных тенденций. Углубление процесса концентрации масс-медиа сопровождается усилением финансовой непрозрачности СМИ, которая в России пока что является нормой. Сегодня официально узнать, кому принадлежит тот или иной телерадиоканал, периодическое издание, очень трудно. Нет и законов, устанавливающих основы экономических отношений в сфере массовой информации.
Увеличению доверия к радиостанциям со стороны рекламодателей способствует и начавшаяся консолидация на радиорынке. Тенденция объединения радиостанций, наметившаяся несколько лет назад, сейчас вошла в свою активную фазу. Холдинги покупают уже существующие радиокомпании, открывают новые, активно расширяют сети вещания.
В московском FM-диапазоне в последнее время развернулась настоящая борьба за внимание потенциального радиослушателя, при том богатого. Новые радиостанции («Алла», «Спорт», «Бизнес FM», «Кино ФМ», «Финам FM», «X-FM») позиционируют себя как «нишевые» и узконаправленные. Наблюдается большое разнообразие в способах подачи информации: от жесткой ротации до традиционно мягкого, а иногда и безликого информационного эфира, в разных музыкальных форматах. Но так или иначе «новички» ориентированы на целевую аудиторию 25-50 лет, естественно, со средним доходом и выше среднего.
«Бизнес FM» ( 87,5 FM) – информационная радиостанция, созданная специально для аудитории с высоким уровнем дохода и потребления. В Москве основная ставка была сделана на наружную рекламу - «Бизнес FM» фактически «заклеил» весь город своей рекламой, станция потратила на продвижение перед запуском более $1 млн.
Радиостанция довольно быстро, благодаря хорошей рекламной кампании и правильному позиционированию, достигла 158,5 тысяч ежедневной аудитории. Однако, по данным TNS GALLUP MEDIA, аудитория «Бизнес FM» с высоким уровнем дохода составляет лишь 36,1 тысяч человек в день, что уступает более чем в 4 раза показателям радиостанции «Европа » и «Русскому радио». «Объединенные Медиа» (создатели «Бизнес FM») запустили и радио «Кино FM» (98.0 FM). Проект ориентирован на музыку из кинофильмов, и разговоры на около «киношные» темы. Достаточно сказать, что инвестиции в новые проекты превысили 410 млн рублей.
«Семейное радио» (94,8 FM) и «Классическое радио» (95, 2 FM) не проводило столь массовых рекламных кампаний, как «Бизнес FM», а потому и результаты куда более скромные, хотя планы у радиостанций были большие.
По утверждению РБК, станции принадлежат депутату Госдумы Зелимхану Муцоеву вместе с тремя неработающими частотами (97,2, 94,0, 94,4), который ищет на него покупателя. Создатели считали, что с набором аудитории было бы лучше у «Классического радио», потому что эта ниша, по их мнению, пустовала в течение последних нескольких лет - хотя радио «Классик»(100,9FM) успешно вещает с марта 2003 года (оно входит в холдинг «Arnold Prize Group» вместе с «Радио Джаз»). Если слушатели выбрали классическое радио – считали создатели «Классического радио» - это о многом говорит, это те люди, которые хотят слушать качественный зарубежный рок.
Частота для «Классического радио» была выиграна на конкурсе в ноябре 2005 с концепцией образовательного вещания и вышла в эфир под этим названием в апреле 2007. В реальности стала обычной музыкальной радиостанцией с рекламным лозунгом "Рок-радио". В 2008 переименована в Радио «95.2 FM».
В то же самое время радио «Семейное» испытывало естественные трудности, из-за большого количества конкурентов. В первом квартале 2008 переименовано в Радио "Моя семья" и тоже стала простой музыкальной станцией.
«Финам-FM» (99.6 FM ) - в эфире с 2007. До этого, на данных частотах вещало "Большое радио", которое часть дня ретранслировала передачи Би-Би-Си. «Финам FM» позиционирует себя как станция, которая ориентируется на состоявшегося, успешного, самостоятельного в суждениях и решениях слушателя, который не приемлет банальность, пошлость, попсу и гламур во всех их проявлениях. Целевая аудитория, естественно, преимущественно мужчины 25-45 лет (ядро 30-40) с высоким уровнем дохода и потребления. Формат – музыкально - информационно-разговорный.
Основу музыкального эфира составляют лучшие образцы классического западного рока 60-80-х годов. Ежедневно по будням в прямом эфире радиослушатели могут общаться с гостями авторских журналистских проектов станции – ведущими экспертами в самых разных областях. Гордость станции – авторские разговорные программы. Среди авторов программ – уважаемые и обладающие весом в бизнес-сообществе персоны. Каждые полчаса – новости.
«X-FM» (96.4 FM) - в эфире с января 2008. Станция принадлежит холдингу Игоря Крутого"Арс" через ООО "Медиа Холд". Раньше на этой частоте было обновленное легендарное «М-Радио», которое из-за своей нерентабельности и из-за своего низкого рейтинга закрылась, проработав на данной частоте больше года. Слоган радиостанции «Х-FM» — «Сенсация в прямом эфире», каждый час в эфире сводки происшествий, новости, спецрасследования. Из музыки на «X-FM» русский шансон и советская эстрада.
Радио «Кекс-FM» (89.9 FM) принадлежит «Европейской медиа группе». Передаёт поп-музыку. Вещает под слоганом "Играем, что хотим". Портрет среднестатистического слушателя "Кекс FM" создатели видят так: люди разных возрастных категорий со здоровым чувством юмора, относящиеся с иронией к окружающему миру и к самим себе. Над форматом "Кекс FM" работали специалисты из Петербурга, Москвы, Франции и США, заявляют учредители радио.
Но скандал в радиосообществе получился из-за того, что в США уже относительно давно существует радио «Jack FM». Формат Jack FM аналогичен Кекс FM, только немного адаптирован, под американский рынок. И слоган, и дизайн — абсолютно идентичные. Хотя «Европейская медиа группа» к американским друзьям никакого отношения не имеет. "Кекс FM" - это первое, что пришло нам в голову" - так пояснил генеральный директор Европейской медиагруппы Александр Полесицкий название радиостанции. По его мнению, все значимые названия людям надоели. Примечательно, что в английском языке слово «Jack» помимо имени означает примерно тоже самое, что и «Кекс» в русском сленге. Например: «Вон, Кекс (чувак) какой-то пошёл». К сожалению, скандал с неприкрытым плагиатом не получил продолжения, и радиостанция вещает.
У радио «Спорт» (93,2 FM) преимущественно мужская аудитория, хотя станция пытается привлечь и женскую аудиторию.
Участники рынка считают, что перспективы «нишевых» радиостанций зависят от двух факторов - выбранной ниши и названия. История около-спортивного формата радиостанций московского FM-диапазона не позволяет сделать однозначно позитивный прогноз относительно перспектив радио «Спорт».
Единственное, что радует в сегодняшнем московском FM-диапазоне – это появление «Детского радио» (Дети-FM 96.8 FM), запущенного холдингом Газпром-медиа. «Детское радио» – первая в мире сеть радиовещания для детей. На Детском радио передачи для детей и взрослых: любимые детские песни, сказки и стихи, радиоспектакли, программы о великих открытиях и путешествиях, об опасных и героических приключениях, "пиратские истории", передачи об окружающем мире, здоровом образе жизни, рассказы об истории России и многое другое. Детское радио разговаривает с детьми современным языком, сохраняя при этом связь с российскими культурными традициями. При создании передач учитываются рекомендации современной детской психологии, педагогики, государственных образовательных программ.
Для новых станций существует серьезная опасность - при их доле на рынке, колебание в 1- 2 % может быть критичным для выживания. Безусловно, с появлением «цифры» ситуация может измениться, но как быстро рынок отреагирует на это – трудно предсказать.
Несмотря на обилие разнообразных медиапроектов, оригинальных концепций на отечественном рынке СМИ сегодня представлено немного. Очень часто запуск нового проекта мотивирован лишь тем, что аналогичный продукт появился у конкурента. Особенно это заметно для радио. Найти даже пару-тройку серьезных отличий между радиостанциями — не просто. Клоны наступают и в он-лайне, и на ТВ. Но места на рынке, как ни странно, пока хватает всем. Отчасти потому, что массовому клонированию СМИ способствует нынешняя политика рекламодателей, которую можно определить как «ковровые бомбардировки». Они постоянно увеличивают затраты на продвижение товаров и услуг, хотя в большинстве своем еще не пришли к пониманию необходимости более тщательной оценки результатов своих вложений.
Людмила Круглова
г. Москва
«Главный редактор»