
Режиссёр, драматург, теоретик Клаус Шёнинг на протяжении нескольких поколений слывёт новатором радиоискусства.
Клаус Шёнинг родился в 1936 году в восточно-прусском Растенбурге. Вначале он работал в театре, но потом в 1961 году перешёл на Западногерманское радио в Кёльне. Его творчество очень обширно. Для радио и радиоспектаклей, прежде всего, важны три качества Шёнинга: он был и остаётся режиссёром, драматургом и теоретиком. При этом он поддерживал авторов новых радиопьес и представителей Ars Acustica, и именно он в значительной степени содействовал дальнейшему развитию этих художественных форм.
«Создатель радиоспектаклей» - это, пожалуй, самое точное обозначение его многогранной деятельности. Он сам ввёл это понятие. «Создатели радиоспектакля, - говорит Клаус Шёнинг в беседе, - это не только те, кто его создают, но и те, кто позволяют его сделать».

Профессию режиссёра Клаус Шёнинг осваивал «на гребне волны». Он начинал ассистентом режиссёра на сцене Берлина и сопровождал продолжительные многомесячные турне в качестве режиссёра. Позднее, когда он уже работал на радио, став режиссёром радиоспектаклей, он прежде всего, занимался воплощением экспериментальных произведений на немецких и международных радиостанциях.
Он поддерживал тесный контакт с австрийской литературной сценой. Это он поставил пьесы Герхарда Рюма, Ернста Яндля, Конрада Байера и Фридерики Майрёкер, с которой дружит по сей день. В этом году её пьеса «Сады, клювы, чудо, монолог, радиоспектакль», поставленная Клаусом Шёнингом, получила приз австрийских радиокритиков.
Фрагмент спектакля «Сады, клювы, чудо...»
К радиоспектаклям Клаус Шёнинг пришёл через прослушивание спектаклей во «времена расцвета радио». Позднее, став молодым редактором, он познакомился с их авторами Гюнтером Эрихом и Генрихом Бёлем, которых курировал в качестве редактора. Его сорокалетняя работа на Западногерманском радио, прежде всего, находилась под влиянием его деятельности в качестве ответственного редактора созданной им «Студии акустического искусства».
Свою работу в студии он называет «открытое ателье для художников разных направлений». Более 30 радиоспектаклей и сделанных на заказ произведений авторов разных стран были отмечены призами. Наиболее значимым было сотрудничество с Джоном Кэйгом, к 75-летию которого он в 1987 году в качестве редактора и ведущего подготовил бимедиальное 24-х часовое чествование «NachtCageTag» (НочьКэйгДень).
Кроме того, Клаус Шёнинг является автором многочисленных эссе, радиоочерков и документалистики, которые освещают теоретические аспекты Ars Acustica и новых радиоспектаклей. Он является издателем многочисленных антологий по этой теме (к примеру, «Новый радиоспектакль: эссе, анализ, беседа» или «Новый радиоспектакль: тексты, партитуры). Он подчёркивает, что теория сама по себе совершенно не интересна. «Теория, всегда должна опираться на практику», - говорит Клаус Шёнинг.
Сегодня Клаусу Шёнингу 72 года. И хотя он уже с 2001 года не работает на Западногерманском радио, он до сих пор продолжает свою деятельность режиссёра. С 2004 года он преподаёт в Кёльне в качестве почётного профессора в школе искусств для СМИ.
Алис Эльстнер
Оe1.orf.at
Перевод Наташи Собиной
Radioportal.ru