У Саши Чёрного в «Солдатских сказках» есть такая фраза: «Сидит, с тоски прошлогодние приказы перечитывает». Все написанные, напечатанные и проговорённые тексты просто-таки обязаны быть провокативными, иначе по силе эмоционального воздействия они становятся прошлогодними приказами.
Нет! Разумеется, побудительная мощь военных приказов вне конкуренции, но вряд ли это является следствием волшебной силы слова, в них заключённой. Наверное, непровокативно большинство, напечатанных на бумаге, которая всё терпит, законов, уложений и указов. Во всяком случае, провокация не является основным инструментом пыльного, как весенняя московская улица, чиновника. Не любят они провокаций. Не чужих, не своих тем паче. А вот ежели текст создаётся, пусть даже графоманом и болтуном, с целью заинтересовать человеков-читателей-слушателей, тут без провокации никак не обойтись. Провокация — очень простой и действенный инструмент проверки реакций мозга. Любой врач-венеролог вам скажет, что лучшей провокации после лечения гонореи, чем энное количество спиртосодержащей жидкости, не существует. Выпил, с утра всё нормально — очень хорошо, можно дальше предаваться излишествам. Если… не очень хорошо, следует продолжить медикаментозное лечение, желательно поменяв антибиотик. На радио точно так же. Спровоцировав аудиторию или собеседника, ты не только проверяешь здоровую и не очень реакцию на якобы парадоксальное утверждение, но и забавляешься сам, поскольку твоя собственная реакция на твою же собственную провокацию может стать непредсказуемо интересной. А может и не стать… Это ж как в покере: не от расклада зависит, а от случая и внимания к мелочам.
На современном радио давно никого не удивишь громким произнесением слова «жопа». Рассказ о своей собственной нетрадиционной сексуальной ориентации или признание в любви к Биг-Макам также провокацией не являются. На подобные обыденности, с позволения сказать, мы давно не реагируем. А вот предложить, например, аудитории дискуссию на тему: «Сколько, на ваш взгляд, ещё проживёт Россия» или «Поддерживаете ли вы законопроект о кастрации педофилов» — перевозбуждение граждан по ту сторону микрофона вам обеспечено на ближайший час. Но всё это, как говаривал Остап Ибрагимович, — «низкий сорт, нечистая работа». Мастерство радиопровокатора состоит в умелой маскировке провокативных моментов в безобидных, на первый взгляд, текстах, причём постоянно. Без провокации не должно обходиться ни одно утверждение радиомена. Любая сентенция, которую радиоведущий соизволит донести до паств… простите, аудитории, без провокации не имеет права на существование. Не стоит, правда, надеяться, что все ваши провокации достигнут цели. Называя, например, Лао-Цзы напыщенным придурком, не надейтесь на повальное увлечение ваших слушателей даосизмом. Также не стоит провоцировать аудиторию нестандартной трактовкой идей Стивена Хокинга. Смысл множества провокаций в том, что каждая из них цепляет только часть аудитории, а все вместе и создают то напряжение слушателя, которое в конечном счёте и определяет успех твоего шоу. Или неуспех.
Как-то раз, после одного из моих эфиров, заспорили мои же друзья-подельники. Сказав о том, что я не люблю Бориса Пастернака, и, на мой взгляд, как поэт и человек он заслуживает гораздо меньшего поклонения, не перегнул ли я палку подобной провокацией? А я никого не провоцировал. Я его действительно не люблю. Написал и подумал: а ведь кто-то и сейчас это сочтёт провокацией.