Голос Сердара Овлякулиева знаком и стремительным «белым воротничкам», настраивающим приемники на Business FM, и уютным «домашним тапочкам», хранящим верность проводной радиоточке. Первые знают Сердара по сегодняшним экономическим обзорам, вторые помнят по новостным выпускам на Радио России. Профессионал, вызывающий безусловное доверие слушателей, органично существует в любом формате. Занимается наукой. Преподает. Путь Сердара – радиоведущего, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций ИПК работников телевидения и радиовещания – не мог не оказаться в сфере интересов Радиопортала.
Почему все-таки радио? Многие - как тогда, так и сейчас - считают более перспективным ТВ.
Случайность. В советское время искали хорошие голоса. На третьем курсе филфака явилась представительная делегация Гостелерадио Туркмении – искали хорошие голоса для телевидения. Как только меня услышали, сразу поставили диагноз: он только для радио. До сих пор я пытаюсь понять, что же такого они услышали.
Более 10 лет, до и во время перестройки, вы работали диктором республиканского Гостелерадио – что это за профессия?
Поправлю Вас. Я пришёл на радио диктором, кстати, пройдя конкурс. Но тогда я считал, что диктор - больше чтец, диапазон его творчества узок. Поэтому я очень хотел стать журналистом и попробовал писать. Получилось. Далее был набор всех журналистских профессий: редактор, корреспондент. К 1991 году стал главным редактором отдела программ для детей и молодежи Туркменского радио. Так что практики было прилично!
Наверняка хорошо помните становление радио новой формации. Как это было?
Очень хорошо помню. Более того, сам в этом принимал активное участие. В то время (вторая половина 80 – начало 90 годов) все кипело и бурлило, и самой горячей точкой в этом котле были СМИ. В этот момент ломался, разваливался прежний стиль вещания. Создавались и отрабатывались приемы, которые и сейчас не устарели. К примеру, возврат на новой основе к прямому эфиру (если кто не знает, радио начиналось с прямого эфира, поскольку не было звукозаписи). В перестройку прорыв журналистов к микрофону стал возможным. Фактически появление новой профессии- ведущий теле- и радиоэфира. Все это нужно не забывать – это не только новейшая история, но и практика.
Редактор, ведущий и главный выпускающий «Радио России» - на это ушло еще 10 лет Вашей жизни. Не жалеете о потраченных годах?
Конечно, нет. Я приехал в Москву, пусть это звучит пафосно, продолжить совершенствование в профессии. Понимаете, аспирантура, куда я приехал учиться в 1991 году сразу после путча, не была случайным моментом в моей жизни. Я на практике видел, какой силой оказались телевидение, радио, газеты, как они воздействовали на людей. И в какой-то момент мне захотелось разобраться, почему так происходит.
Отсюда и теория, и работа на стыке философии, филологии и социологии… И практика работы уже на российских станциях. Кстати, именно в это время «Радио России» объявило конкурс на должность ведущего новостей.
Давайте поговорим о настоящем. Что такое современное радио?
Знаете анекдот? Опрос среди журналистов телевидения и радио:
что такое радио? Пожар в сумасшедшем доме. Что такое телевидение? Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения. А если серьезно – огромный поток информации, при этом, как ни странно, поиск сообщений. Мы говорим только об информационном радио. А есть еще музыкальное, художественное…. И там свои тонкости.
Если создавать новую радиостанцию, что нужно учитывать?
Общей концепции недостаточно. Необходимо детализировать деятельность. Что, в какое время, в каком формате будет выходить. Кто это будет делать: какой технический и творческий ресурс. И масса всяческих деталей.
Как остаться на плаву в период экономического кризиса, наверняка есть секреты… Поделитесь?
Кризис не страшен профессионалам. Он заставляет их быть более собранными, не отчаиваться... Если не пошел один проект, то пойдет другой.
В данный момент Вы работаете на FM-станции. Почему покинули федеральный канал?
Мне был интересен проект деловой, экономической радиостанции. Я знал ее создателей, был уверен в их успехе. Это был совершенно новый опыт для меня. То, что я умен и знал, остается при мне. Там я получил новый уникальный опыт. Я не ошибся.
Какая подача на радио грамотнее - беспристрастная или личностная: что играет большую роль контент или интонация?
Я бы не противопоставлял одно другому. Интонация это не лексические средства передачи информации. Проще говоря, любое хвалебное содержание можно уничтожить интонацией. И наоборот. А сочетание интонации и контента – не люблю это слово – в общем-то, и создает образ ведущего. Вся работа ведущего и сводится к синтезу информации и содержания. И только тогда – это мое твердое убеждение – слушатель вам поверит.
Кто может быть радио ведущим? Этому учат?
Я считаю, что научить можно каждого. К этому выводу пришел, работая на кафедре в институте. Методик много, они совершенствуются. Конечный результат зависит от желания слушателя.
Беседовала Виктория Каминская
Radioportal.ru