Феличита - это собирательное название «нашей любимой» программы приветов и поздравлений. Кавычки я поставила, потому что мало кто из ведущих ее любит. Мы воспринимаем эту программу как что-то уж совсем примитивное. А что в ней такого? Читай приветы и поздравления и все тут. У каждого свой стиль ведения Феличиты. (Буду называть поздравительную программу так по привычке.) И зависит он, конечно, от формата и мастерства диджея. Но я бы не хотела делать именно на этом акцент. Песня-то не о том, как вести поздравительные программы, а - нужно ли вообще это делать? Нужны ли такие программы на радио вообще?
Начну еще раз. Мало кто из моих коллег любят Феличиту. Мы, «звезды», считаем, что она уж слишком проста. Ну что там - приветы да поздравления. Читай и читай. Никакого самовыражения. И народ то звонит, а то нет! И им, наверное, это не нужно, - думаем мы, и совсем становится тоскливо.
На некоторых радиостанциях по причине ненадобности подобные программы убирали. Но что интересно, через некоторое время они снова появлялись в сетке.
На других - Феличита «для вида». Ведущий поддерживает сказку, что народ действительно звонит и заказывает по своему желаю музыку, на самом деле все срежиссировано, и песни, дабы не разрушать целостность музэфира, ставятся ведущим по плейлисту.
И есть такие радиостанции, где Феличита - полноценная. И песню можно по заказу послушать и приветы передать – полный набор.
Вот они три ответа на вопрос, нужна ли Феличита: да-нет-не знаю! А какой же из них выбрать?
На мой взгляд – либо все либо ничего.
Сказочные программы приветов народу не нравится. Уточню, звонящему народу. Другие верят в сказку. И вот на них-то и ориентируются радиостанции с такой Феличитой. А это небольшой процент разочарованных погоды не делает. И эфир гладенький, с точки зрения музыкального программинга, и типа Феличита есть. Это тоже вариант! Но очень уж он бесчувственный, «форматный». Ведущий сказочник перестает чувствовать драйв, потому что рано или поздно процент тех, кто звонит, сводится почти к нулю, и ему приходится все создавать самому. Только что - не звонить самому себе в эфир. Пресно, штампованно, бледно, не интересно. А людям нужны эмоции!
Как только появилось радио, как таковое. Что-то похожее на приемник! То сразу же из этого устройства полилась музыка. Американский ученый и инженер Реджиналд Фессенден разработал альтернативный способ радиопередачи звука, и в ночь под Рождество 1906 года сыграл на скрипке для операторов ближайших радиостанций. Чем не первая программа по заявкам? Наверняка кому-то он эти первые музыкальные трели посвятил! Мол, с Рождеством тебя, любимая…или любимое человечество.
У нас Феличита появилась тогда, когда хоть что-то появилось. Называлась она «В рабочий полдень» или «Концерт по заявкам». Все принципы до боли знакомы. Предоставляется возможность передать пожелания друзьям и родным да еще тщеславие потешить, услышав в эфире собственное имя. Своего рода психологический прием, которым многие годы пользовались работники радио для привлечения и расширения слушательской аудитории. И сейчас пользуются.
Вообще-то в советские времена, каких только не было в эфире передач, состоящих из концертов по письмам-заявкам.
«Для вас, труженики села» - ранняя утренняя программа для хлеборобов, механизаторов, животноводов, - словом, для тех, кто рано встает. Эта программа создавалась в отделе «Музыка народов СССР». Но самой популярной была она – программа «В рабочий полдень».
Этот материал я взяла с сайта «Виртуальный музей радио и телевидения». Его написала автор и ведущая Людмила Дубовцева.
«В чем же секрет этой, совсем несложной, на первый взгляд, передачи? - пишет она. - В первую очередь, в том, что составлялась она по заявкам. Во-вторых, передача имела постоянное время в эфире – время обеденного перерыва на большей части страны; в некоторых регионах, если обед с выходом передачи не совпадал, на небольших производствах это время, случалось, и меняли. Об этом нам нередко сообщали в письмах. Ну, и третье. Доверие аудитории к ведущему. Верно найденная интонация, добросовестное исполнение пожеланий, высказанных в письмах».
Я так хотела найти информацию о том, что передач по заявкам больше всего появлялось в той стране, где происходили какие-либо катаклизмы. Наподобие экономического кризиса. Может быть, где-то есть такая статистика, но я ее не нашла. Впрочем, от этого актуальность Феличиты не померкла. Ее живучесть поражает! Так если такая программа нужна, то кому именно?
Во-первых, нормальным людям, разумеется. Тем, которые иногда слушают радио и иногда звонят в Феличиту, но большее время работают. Зарабатывают денежку на те товары, которые радио рекламирует.
Во-вторых, тем, которые не звонят вообще, или это бывало пару раз в жизни в порядке исключения. Они предпочитают слушать действо!
И в-третьих, «пациенты» Феличиты - обыкновенные радийные сумасшедшие! Я их обожаю. Они звонят каждый день! Чего они только не рассказывают!
Например, один из моих сумасшедших каждый день спасает мир. По его рассказам, благодаря ему подешевела нефть, снизились тарифы на сотовую связь, люди дышат чистым воздухом и все в таком стиле. Но это даже забавно.
А вот когда слушатель начинает рассказывать о своих проблемах, вот тут и у ведущего возникает большая проблема. Человек звонит и знает, что его выслушают, потому что мы просто не имеем права сделать по-другому. Мы же позитивные такие, всем поможем. Ну что послушать жалко? Хорошо, один раз послушал, другой, а что потом? Слушатель начинает лить все больше - и больше негатива. Речи уже об эфире не идет.
Вот вам пример. Как-то в эфир позвонила женщина, скорее всего, ей за 50. Очень простая и жизнерадостная. Мы с ней прекрасно пообщались за эфиром, в эфире. И все бы ничего, если бы она не спросила у меня: «А где та-то ведущая? Она такая хорошая, когда у меня умер сын, она меня вылечила музыкой!» - я была удивлена и несколько ошарашена. Как можно от такого горя вылечиться Феличитой?
Скорее всего, было несколько иначе. Моя коллега слушала эту женщину, которая частенько ей звонила и рассказывала о своем горе. Та слушала, а потом передавала ей привет и ставила песню. Та, скорее всего, рыдала, сидя дома в обнимку с приемником. Становилось легче на время! Следующий день! Снова - то же самое. И так - пока не прошло время, и рана не затянулась хоть как-то.
Это тяжелый случай! Я, признаюсь честно, такого не делаю. Иногда могу послушать - первый и единственный раз! А уж когда понимаю, что начинается «слив», пытаюсь увернуться - опять же очень культурно. Мой принцип: мы не телефон доверия. Помогать должны специалисты. Мы можем восполнить пробел общения для кого-то и то на пять минут. Но ведь общение не сводится только к «сливу» проблем. Есть и другие темы для разговора.
Но факт остаться фактом: и первые, и вторые и третьи слушают Феличиту и по- своему в ней участвуют. Она им нужна. Тем людям, которые к радио не имеют никакого отношения. Кстати, и не только. Нам с вами и то приятно! Как бы мы ни говорили, что поздравительные программы не модные – когда мы слышим приветы в свой адрес - радуемся! И вот в этом то вся соль.
Феличита создана, для того чтобы дарить радость! Она изменяется в зависимости от формата, от ведущего, который отдает свою энергию, заражает своим настроением, высказывает свои мысли и делает ее особенной, своей. Но цель у ведущего и слушателя одна – счастье! А в нем мы нуждаемся всегда!!!
Наталия Ширяева, Ретро FM - Тульская волна
Специально для Radioportal.ru