Рекламная Федерация Регионов провела в Москве ежегодную практическую конференцию «Российская рекламная индустрия сегодня. Рекламные бюджеты 2009-2010».
Участники форума обсуждали современное состояние рекламной и медийной индустрии, рекламные бюджеты текущего и будущего года. Конференция РФР стала площадкой, где встретились рекламодатели и представители рекламной и медиа- отраслей.
Первый день конференции был посвящен обсуждению темы перераспределения бюджетов и позиции рекламодателей в новых экономических условиях.
Работа началась с круглого стола: «Последствия экономического кризиса, позиция рекламодателей».
На открытии конференции выступил Вячеслав Черняховский, советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), академик Российской Академии рекламы. Он сказал: «Счастливые для рекламы 2007, 2008 годы прошли! Как долго российская реклама будет выходить на докризисный уровень, предположить сложно. Необходимо модернизировать экономику страны, реклама - сегмент экономики. Тогда реклама станет рыночной и будет развиваться. А пока - пришел в рекламу, готовься, что будет трудно!».
Федор Борисов, генеральный директор Ассоциации Рекламодателей говорил: «Сейчас трудно оценивать риски. Но уход с рынка рекламы – это тупиковый путь. На мой взгляд, необходимо изменять структуру экономики, а это долгий процесс. Так что сейчас один вариант подстраиваться под ситуацию».
Позицию рекламодателей представляли на конференции Алексей Поповичев, исполнительный директор НП «РусБренд», содружества производителей фирменных торговых марок, и Игорь Шевелев из Торговой компании Бахетле, ведущей национальной сети супермаркетов в Республике Татарстан.
Они высказали свои соображения о стратегиях рекламных коммуникаций в изменившихся условиях и тенденциях перераспределения рекламных бюджетов.
Сергей Шумовский, ведущий специалист исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» сообщил о сокращении затрат на все виды рекламы на 30% и дал анализ перераспределения рекламных бюджетов по отраслям экономики: «Что рекламодатели хотят получить? Лучшее качество. Кто предложит лучшее качество, возьмет лидирующие позиции».
По словам Алексея Поповичева, исполнительного директора НП «РусБренд», содружества производителей фирменных торговых марок, «телевидение для рекламодателей остается главным инструментом размещения рекламы. Крупные рекламодатели сосредоточились на ТВ. Это самый эффективный и понятный инструмент. Есть компании, которые серьезно увеличили свои продажи, многие говорят, что в кризис можно отвоевать рынок. Но провидцем сейчас быть сложно! Что касается тенденций, то будет увеличиваться значение персональной коммуникации. Начнется борьба за нового потребителя, который имеет больше денег».
На вопрос будут ли крупные рекламодатели переходить в интернет, А. Поповичев ответил: «Интернет потенциально интересен, но сейчас этого не произойдет. Потому что рекламодатель от интернета ждет наращивания аудитории и эффективности рекламной компании. Сейчас этого нет».
Роман Кузнецов, к.э.н, заместитель директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра Видео Интернешнл (АЦВИ) представил полный анализ рекламной ситуации и перспективных сегментов. Он сказал: «Кризис явился катализатором тех изменений, которые уже происходили. Идет перераспределение долей. Локальные рекламодатели пока не могут вкладываться в рекламу, на региональных телеканалах присутствуют только московские рекламодатели. По данным аналитического центра Видео Интернешнл, темпы падения замедлились, оживления можно ожидать в 2011 году».
Прогноз от Валерия Бузина, к.с.н., руководителя отдела региональных исследований аналитического центра Видео Интернешнл (АЦВИ): «2011 год будет такой же, как 2009, а вот вторая половина будет лучше. А вообще с национальной экономикой проще. Цены на нефть выросли, поднялась экономика. Для тех, кто ближе к трубе, ситуация лучше. Кроме сырья, в стране мало, что осталось».
Тема «Стратегии рекламодателей в изменившихся условиях» стала ключевой. Модератором круглого стола выступила Татьяна Крылова, директор группы компаний по клиентскому сервису и новому бизнесу Optimum Media OMD Group.
Свой анализ вопроса дали Алексей Смирнов, директор по стратегическому планированию, APR Media Services (Russia), an Omnicom Company, Сергей Ковалев, ведущий специалист по развитию продаж департамента развития ЗАО «Русская Медиагруппа», Николай Шестаков, руководитель отдела по работе с клиентами компании Яндекс.
Позицию рекламодателей представлял Игорь Шевелев из Торговой компании Бахетле (это ведущая национальная сеть супермаркетов в Республике Татарстан, представленных в формате «премиум класса». Основное отличие группы перед другими супермаркетами - ее ориентация на национальную и домашнюю кухню, а также наличие собственного производства. Компания перевернула рынок и успешно развивается). И. Шевелев начал с заявления о том, что для его компании кризиса нет: «Сейчас все зависит от нестандартности. Экономическая нестабильность заставила включить мозги. Ситуация возможностей сохраняется. Что делать? Готовить рекламодателям интересные предложения. Мы готовы их принимать, ждем!».
Алексей Смирнов, директор по стратегическому планированию, APR Media Services (Russia), an Omnicom Company представил свой прогноз. По его мнению, произошел существенный рост топовых клиентов и вымывание мелких игроков: «В прессе началась конкуренция по скидкам, наружная реклама рушится, пресса зафиксировалась. Можем рассчитывать на рост рекламного рынка в 2,5 %. Кто обрушился больше всего, быстрее будет восстановлен».
Сергей Ковалев, ведущий специалист по развитию продаж департамента развития ЗАО «Русская Медиагруппа», сделал глубокий анализ на тему стратегий продаж региональных радиостанций в новых условиях: «В период кризиса клиенты сворачивают имиджевую рекламу делая акцент на сбытовую. Сейчас необходимо консолидироваться игрокам, создавать единый коммерческий продукт, объединять возможности нескольких радиостанций. Вести единую ценовую политику. Создавать для клиента дополнительные ценности. Включать программы лояльности, бонусные программы. И продолжать обучать персонал».
Работа конференции проходила в активном формате, участники задавали вопросы, дискутировали, получали рекомендации, определяли проблемы, которые, на их взгляд, тормозят бизнес. Все сошлись в том, что требует решения вопрос постоплаты выполненных работ. По мнению участников конференции, оставлять эту проблему нельзя. Это вопрос стандартов ведения бизнеса.
На конференции был сделан обзор рынка Тольятти. Директор ТА «Время» Павел Филиппов объявил, что его бизнес успешно развивается и выживет всегда, хотя планированных бюджетов не видят. П. Филиппов рассказал, как агентству удается сохранять позиции на рынке в «трудном городе» Тольятти.
Сессия РФР в рамках 17-й Международной специализированной выставки рекламы «РЕКЛАМА-2009» – ИННОВАЦИИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНОГО РЫНКА была посвящена стратегическому креативу в маркетинговых коммуникациях, обзору дизайнерских технологий, новым медиа.
Одним из ярких выступлений стал доклад Алексея Гончаренко, генерального директора компании Минале Таттерсфилд Россия, члена Ассоциации РФР. Компания Minale Tattersfield – международная сеть агентств с мировым именем — была основана, как партнерство ведущих дизайнеров Англии и Италии. Основные клиенты компании: Harrods, BP, Lukoil, Роснефть, Газпром-нефть, Nestle, Illy, San Pellegrino, Eurostar, Группа ГАЗ, Маникюр-Экспресс, Союз-Виктан, Philip Morris.
А. Гончаренко дал интересный обзор современных дизайнерских технологий, рассказал об успешных проектах, но «секретов компании» не раскрыл.
В работе сессии РФР приняли участие:
Валерий Мелехов, творческий директор РА «Мелехов и Филюрин | Москва», президент национального фестиваля рекламы "Идея", вице-президент российской Ассоциации "Рекламная Федерация Регионов", лауреат Национальной премии Российской Академии Рекламы
Регина Юркина, директор департамента маркетинга телеканала «Домашний» г. Москва; учредитель и член правления Евразийской Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров
Дмитрий Колесов, директор по развитию исследовательской компании TNS Russia «Технологии «SI-A-SI». Новые возможности для продвижения бренда в Интернете»
Роман Артемов, директор по развитию нового бизнеса, партнер ЗАО «РДВС»
Думитро Чаттерджи, директор по развитию компании Sales Support Group
Конференция РФР позволила участникам установить новые контакты. Собрались рекламисты более чем из 30 городов: Нижнего Новгорода, Смоленска, Тамбова, Владивостока, Белгорода, Новокузнецка, Армавира, Тольятти, Екатеринбурга, Вологды, Санкт-Петербурга, Уфы, Москвы, Железногорска, г. Ханты-Мансийска, Перми, Краснодара, Хабаровска, Казани, Ростова-на -Дону, Самары, Ставрополя, Подольска, Иркутска, Челябинска, Тулы, Красноярска, г. Невинномысска, г. Шахты, г. Нового Уренгоя, Тольятти. В работе конференции приняли участие более 140 человек.
Работа конференции завершилась показом лучших мировых рекламных роликов Advertising Best Collection (ABC show), победителей международных фестивалей 2009 года.
Каждый участник конференции РФР получил справочник московских рекламных компаний, работающих с регионами.
Ирина Андреева
РФР
Информационный партнер Рекламной Федерации Регионов - Корпорация Радио.