В числе 779 арестантов на американской базе "Гуантанамо Бэй" (Guantanamo Bay, Куба), подозреваемых в терроризме и причастности к Аль-Каиде, оказался журналист.
Сэми аль-Хаджи (Sami Al-Hajji) работал оператором на арабском телеканале "Аль-Джазира"(Al Jazeera), когда его остановили представители пакистанских властей на границе с Афганистаном в конце 2001 года. Они передали его американцам. Американские военные подозревали Хаджи среди прочего в подделке документов и перевозке денег чеченским сепаратистам, хотя официального обвинения ему так и не предъявили.
В 2009-м спустя год после освобождения 40-летний уроженец Судана вернулся на арабский спутниковый телевизионный канал, возглавив новый отдел по правам человека и общественным свободам. Пленник стал корреспондентом. "Я хотел говорить , чтобы компенсировать семь лет молчания", - говорит Хаджи во время интервью в штаб-квартире телеканала в Дохе (Катар).
Среди телезрителей "Aль-Джазиры" в арабском мире после 11 сентября 2001 ничто так не испортило отношение к Америке, как тюрьма "Гуантанамо Бэй" (президент США Барак Обама подписал в январе 2009 года приказ о расформировании тюрьмы, которая должна быть закрыта в течение года - прим.ред). По этой причине Хаджи, который снял шестисерийный о тюрьме после освобождения, сильное оружие в руках телеканал канала. И журналисту не всегда удается быть объективным в теме своего заключения. Главный редактор канала Ахмед Шейх (Ahmed Sheikh) в интервью назвал Хаджи "одной из жертв, чьи права были нарушены прежней американской администрацией".
Сам Хаджи не ограничивается темой "Гуантанамо". Он работает над материалами канала по другим темам, связанным с правами и свободами человека, включая свободу прессы в Ираке, заключения палестинцев в тюрьмах Израиля и т.д. В августе Хаджи отправил съемочную группу снимать материал о голодовке политических узников в Иордане. В апреле устроил телефонное интервью с одним из узников в "Гуантанамо", которое стало сенсацией, т.к. американские власти запрещали контакты заключенных с журналистами. Транскрипт текста был выложен на сайте телекомпании.
Тюремный опыт не ожесточил его: Хаджи говорит, что сохранил веру в демократию и закон. Терри Андерсон (Terry Anderson), корреспондент агентства Associated Press, который был захвачен в Ливане исламскими фундаменталистами и провел в плену шесть лет (с 1985 по 1991), говорит, что понимает линию, выбранную Хаджи. "Что делать в тюрьме? Думать о своей жизни. Там думаешь о том, что ты делал и как это тебя привело в тюрьму", - говорит Андерсон.
История Хаджи широко известна телезрителям "Аль Джазиры", но не американцам. Поработав в компании по производству напитков и попробовав начать собственный бизнес в Азербайджане, он в 2000 году начал работать оператором в "Аль Джазире". Хаджи задержали 15 декабря 2001 при попытке пересечь границу Афганистана вместе с корреспондентом канала.
Позже он узнал, что американцы искали другого оператора "Аль Джазиры", его однофамильца, который записал интервью с Осамой бин Ладеном после атаки 11 сентября. Из Пакистана Хаджи перевезли в американскую тюрьму и он говорит, что его пытали и избивали на военной базе в Баграме (Афганистане). Затем его переправили в Кандагар, а оттуда в середине 2002 года в "Гуантанамо Бэй". "Я видел много вещей, которые не должен был видеть", - говорит он, вспоминая, в частности, как обращались с узниками в Баграме. Хаджи утверждает, что во время продолжительных допросов его спрашивали о работе телеканала и, что охранники дали ему кличку "Аль Джазира".
Как-то раз, по его словам, следователь спросил его: "Сколько Осама бин Ладен платит "Аль Джазире" за пропаганду, которую она осуществляет?". "Вы задаете некорректный вопрос", - ответил Хаджи, обращая внимание, что бин Ладен не пропагандистский партнер телеканала, а "ньюсмейкер".
В американской тюрьме он пытался заниматься журналистикой, записывая свидетельские показания узников для их юристов и членов семей, истории о пытках и даже делая рисунки насильного кормления во время голодовок. "Я чувствовал, что надо задокументировать это для истории", - говорит он, чтобы "следующее поколение знало о масштабах совершенных преступлений", акцентируя внимание на "масштабах".
Во время интервью Хаджи показывает след от глубокой раны на левой ноге, которую он получил будучи закрепленным к решетке в камере во время избиений в "Гуантанамо". Он повторяет снова и снова, что полученная им эмоциональная травма сильней, чем физическая и, что он продолжает посещать психотерапевта.
Когда пресс-секретарю Пентагона задали вопрос об "Аль Джазире" (операторе канала - прим.ред), он сказал, что "сотрудники масс-медиа не были целью американских военных, но у журналистов не было иммунитета от преследований, если их арестовывали по подозрению в пособничестве террористам". Пресс-секретарь добавил, что со всеми арестованными обращались гуманно во время заключения.
По словам Захарии Катцнельсона (Zachary Katznelson), директора по правовым вопросам Reprieve, общественной организации по правам человека, которую представляет Хаджи, формулировки обвинения журналиста все время менялись: "Сначала его обвиняли в съемке фильма с Осамой бин Ладеном. Это был другой оператор. Так обвинение исчезло. Затем американцы сказали, что Сэми руководил веб-сайтом, призывающим к джихаду. Выяснилось, что такого сайта не существует. И это обвинение исчезло. Затем американцы сказали, что Сэми находился в Афганистане, чтобы организовать поставки ракет чеченским сепаратистам. Не было уверенности, что на этом все закончится. Однако и это обвинение исчезло".
Освобождение Хаджи и возвращение его в Судан произошло в мае 2008 года после лоббистских усилий правозащитных организаций и правительства Судана. Пресс-секретарь Пентагона сказал, что освобождение Хаджи "подтверждает нашу уверенность в том, что правительство Судана сможет эффективно предотвратить исходящую от него угрозу".
После освобождения он набрал вес и отточил свою риторику. Он делит свое время между "Аль Джазирой" и юридическим центром "Гуантанамо", основанным им вместе с другими бывшими узниками. С помощью центра он помогает осуществлять юридическое преследование бывшего президента США Джорджа Буша -младшего и представителей его администрации.
Даже во время перевода интервью он оставался очень эмоциональным, называя заключенных "Гуантанамо" "узниками", и привлекая внимание к тому, что он называет "местом беззакония". Когда кто-то упомянул "улучшенную технику допросов", американский термин, характеризующий жесткое обращение с заключенными, Хаджи прервал переводчика и сказал по-арабски "это вместо пыток?". "Мы формируем неточное впечатление, употребляя такой термин", - говорит он. "Как журналисты мы нарушаем права людей, потому что мы меняем восприятие ими реальности".
Как это ни странно, но находясь в тюрьме Хаджи укрепил свою веру в американскую политическую систему. Он получал новости от охранников и, говоря о выборах 2004 года, был уверен, что американцы не выберут Буша, что могло бы привести к его освобождению. Когда охранники сообщили ему о переизбрании Буша, он был в шоке. "Я был уверен, что переживу Буша", - говорит он.
По материалам New York Times, Meedia