
Лет 80 назад произошло для пермяков значимое событие. По городу начали «тянуть» радио. Причем именно «тянуть». Тогда радиосигнал шел по проводам, которые располагались на столбах вдоль улицы, ответвлялись к домам и, естественно, передавали необходимую информацию.
В декабре 1929 года два радиолюбителя: комсомолец Степан Червячков, молодой и худощавый человек лет 22, и его товарищ, коренастый и жилистый рабфаковец Борис Крупенков - сидели на кухне в коммуналке и что-то оживленно обсуждали.
Надо сказать, что Борис энтузиазма Степана не разделял: «Да понимаю про подключение! Я же тебе про другое толкую! Я тебе о последствиях, а ты заладил: «сигнал», да «сигнал». «Да ладно тебе, Борис! — Червячков снисходительно улыбнулся. — Мы же только так сказать в добрых, просветительских целях! Ничего не будет, а если получится, то еще и похвалят!»
Не приметили ее Крупенков с Червяковым, а вот тетя Зоя все приметила и все запомнила. Не даром же полчаса на кухне примус разжигала. А приятели продолжали спорить, причем правым был признан Червячков, как более ответственный и умный.
Вечером 31 декабря 1929 года на столбе, от которого начиналось радиовещание по улице Советской, копошились два человека. Они натягивали какие-то провода, что-то присоединяли и затем скрылись с клубком проводов в ближайшем доме.
Затихли репродукторы, а через минуты две выплыл из тишины голос диктора, вещавший что-то о пятилетке, индустриализации и социалистических свершениях.
Поговаривают, что ранним утром 1 января 1930 года пришли к радиолюбителям люди «откуда следует» и забрали Червякова с Крупенковым «куда следует». Правда, судьба этих людей в истории не сохранилась.
Байку выудил: Иван Рябухин
Байку сказывал: Александр Казанцев
// PRM.RU
Иллюстрация: кадр из фильма Петра Тодоровского "Какая чудная игра"