Узбекский журналист, популярный спортивный комментатор и поэт Хайрулло Хамидов.
21 января 2010 г. он был арестован, 18 февраля было закончено следствие, в ближайшее время ожидается начало суда по обвинению в «незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций» (Photo : uzbekistanerk.com) Узбекский журналист, популярный спортивный комментатор и поэт Хайрулло Хамидов. 21 января 2010 г. он был арестован, 18 февраля было закончено следствие, в ближайшее время ожидается начало суда по обвинению в «незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций» (Photo : uzbekistanerk.com) В Узбекистане журналисты, осмеливающиеся как-либо критиковать политику диктаторского режима Ислама Каримова, уже несколько лет буквально уничтожаются.
Слежка, угрозы, избиения «неизвестными хулиганами», фабрикация уголовных дел - привычное явление. В результате - десятки журналистов покинули страну, семеро отбывают «наказание» в узбекских тюрьмах, а на свободе остаются лишь единицы свободных веб-корреспондентов, чьи редакции находятся за пределами Узбекистана.
«Репортеры без границ» назвали Узбекистан «одним из худших гонителей свободной прессы в мире». На призывы прекратить репрессии против журналистов узбекские власти не реагируют. Последний пример удушения свободы слова в Узбекистане - уголовное дело против журналиста Хайрулло Хамидова, которое в ближайшее время будет рассматриваться судом. Дело Хайрулло Хамидова
По сообщению Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), 18 февраля в следственном управлении внутренних дел Ташкента закончено следствие по делу задержанного 21 января заместителя главного редактора спортивной газеты «Чемпион» и спортивного обозревателя Хайрулло Хамидова. Раньше он был создателем и ведущим популярной религиозно-просветительской радиопрограммы «Холислик сари» («По пути к просвещению») и основателем газеты «Одамлар орасида» («Среди людей»), а также писал стихи о том, что из-за нищеты в родной стране большинство трудоспособных людей уехало за рубеж на заработки. 35-летний журналист и поэт был обвинен в «незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций» (статья 216 УК Республики Узбекистан).
Он частично признал вину, сказав, что в качестве гостя участвовал в двух традиционных мероприятиях в Ташкентской области, связанных с рождением ребенка. Во время их проведения обсуждалась тема религиозного течения салафия, которое властями страны оценивается как радикальное. Х. Хамидов пытался убедить последователей салафия в неверности выбранного ими пути, но вдруг сам оказался арестованным. Как сообщает ИГНПУ со ссылкой на достоверный источник, «всего по данному уголовному делу проходят 22 обвиняемых жителя Ташкента, Ташкентской и Сырдарьинской областей, которые следствием были обвинены по статье 216.
Однако перед окончанием следствия это обвинение было снято и предъявлено новое обвинение - по статье 244-1 часть 2 УК РУ «изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку».
И та, и другая обвинительная статьи предусматривают лишение свободы до пяти лет. В ближайшее время материалы уголовного дела и обвинительное заключение будут переданы в Ташкентский областной суд по уголовным делам. Судебный процесс начнётся в марте 2010 года». 2 февраля, во время следствия по делу Хамидова, ОБСЕ призвала власти Узбекистана прекратить преследования журналистов.
В письме министру иностранных дел Узбекистана Владимиру Норову, подчеркивается, что в последнее время «голоса немногих независимых журналистов заглушаются посредством заведения уголовных дел».
Ранее репрессированные журналисты
Дело Хамидова - это одно из звеньев в цепи преследований узбекских журналистов. Например, в январе нынешнего года ташкентская городская прокуратура провела допросы сразу пятерых независимых журналистов, в разное время сотрудничавших с иностранными СМИ. Они были вызваны на «беседу», во время которой каждому из журналистов показали собранное на него досье с его репортажами и подробной биографией, переданными в прокуратуру из Службы национальной безопасности (СНБ) и Министерства иностранных дел Узбекистана.
Корреспонденты расценили допрос как незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность с целью запугивания, то есть, как попытку заткнуть им рот.
В июле 2009 года в Самарканде (центр страны) по сфабрикованным обвинениям в вымогательстве и даче взятки журналист Дильмурад Сайид был осужден на 12 с половиной лет лишения свободы.
А осенью 2008 года суд приговорил Салиджона Абдурахманова, независимого журналиста и правозащитника из Нукуса (Каракалпакстан, север Узбекистана), к 10 годам заключения за хранение наркотиков, которое не было доказано.
Сразу после ареста Абдурахманова Международная организация «Репортеры без границ» выступила со специальным заявлением, в котором отметила, что журналист и правозащитник был заключен под стражу за два дня до начала международного семинара, организованного правительством Узбекистана и посвященного свободе прессы. Правозащитная организация «Международная Амнистия» назвала Абдурахманова узником совести, «арестованным исключительно за свою правозащитную деятельность и осуществление своего права на свободу слова», и потребовала его немедленного и безоговорочного освобождения. В защиту С.Абдурахманова выступала также ОБСЕ, заявив, что «обвинения, выдвинутые против Абдурахманова, были сфальсифицированы, а судебное разбирательство по его делу не выдерживает критики». Но, несмотря на все усилия международных организаций, журналист все еще остается за решеткой.
Начало волны насилия
После того, как в 1991 году Узбекистан обрел независимость и советская цензура формально была отменена, свобода узбекской прессы стала ограничиваться возрастающим количеством табуированных тем. Но, преследования всех инакомыслящих, в частности, журналистов резко усилились после андижанской трагедии.
13 мая 2005 года в этом узбекском городе правительственные войска расстреляли из бронемашин местных жителей, в том числе, женщин и детей, вышедших на мирную демонстрацию с требованием улучшения социальных условий и обеспечения занятости населения. Чтобы скрыть от мирового сообщества подробности и масштабы трагедии, иностранных журналистов вынудили покинуть Узбекистан, поочередно закрывая оффисы зарубежных СМИ.
Так, только в 2005 году было закрыто ташкентское отделение Британского Института по освещению войны и мира (IWPR), его корреспонденты срочно покинули страну; был закрыт оффис Всемирной службы радио «Би-Би-Си»; закрыта ташкентская студия радио «Озодлик» (узбекской службы радио «Свободная Европа»); было отказано в аккредитации корреспондентам радио «Немецкая Волна»; прекратилась трансляция на узбекском языке телепрограмм «Голоса Америки»; было закрыто представительство неправительственной организации по поддержке электронных СМИ Internews Network.
В 2005 году сразу несколько журналистов радио «Озодлик» подверглись преследованиям: тюремному заключению, незаконному обыску сотрудниками силовых структур, избиению «хулиганами», был случай незаконного изъятия у журналиста и уничтожения подготовленных для радиопередачи записей.
К настоящему времени аккредитацию при МИДе Узбекистана имеют лишь 38 иностранных журналистов сверхлояльных узбекскому правительству СМИ - российских, китайских, турецких, киргизских, азербайджанских, иранских и буквально единицы западных (французского агентства печати Франс-Пресс, бельгийской газеты «Суар»), корреспонденты которых вынуждены заниматься жесткой самоцензурой, чтобы не лишиться аккредитации.
После расправы над иностранными журналистами настала очередь их местных коллег. К примеру, в июне 2005 года неизвестные избили журналиста и правозащитника Улугбека Хайдарова, которого позже осудили на шесть лет тюремного заключения по обвинению в «вымогательстве». Независимый журналист Алексей Волосевич, освещавший трагические события в Андижане и факты преследования оппозиции в Узбекистане, испытал на себе травлю со стороны проправительственных СМИ, а в ноябре 2005 года подвергся нападению пяти неизвестных. Они нанесли Волосевичу несколько ударов во дворе его дома, сбили с ног и облили несмываемой краской черного, красного и зеленого цветов. Тем временем несколько хулиганов разрисовали лестничную клетку перед его квартирой матерными ругательствами и антисемитскими лозунгами. А в сентябре 2006 года в окно его квартиры на третьем этаже закинули булыжник.
Позже двумя неизвестными был избит независимый журналист Саид Янышев, ему разбили очки, при этом был утерян его мобильный телефон. Оба журналиста убеждены, что провокации организованы узбекскими спецслужбами, чтобы запугать их и принудить отказаться от профессиональной деятельности.
В феврале 2006 года к 7 годам лишения свободы был приговорен внештатный корреспондент газеты «Хуррият» Гайрат Мехлибаев. Его обвинили в «причастности к экстремистским религиозным организациям» и «покушении на конституционный строй». В марте 2006 года «неизвестные» пытались опорочить честь и достоинство корреспондента радио «Немецкая волна» Натальи Бушуевой. Они расклеили по всему Ташкенту объявления о срочной продаже квартиры, а также об оказании всевозможных сексуальных услуг, указав в них ее домашний телефон. В марте 2007 года прокуратура города Ташкента возбудила в ее отношении уголовное дело по статье «сокрытие доходов и неуплата налогов», и чтобы остаться на свободе, Бушуева была вынуждена срочно покинуть страну. Даже родной племянник президента Ислама Каримова - независимый журналист Джамшид Каримов подвергся давлению за критику политики властей. В сентябре 2006 года по приговору городского суда города Джизака его поместили в одну из клиник Германии для принудительного «лечения» на полгода. Там он остается по сей день, то есть уже три с половиной года.
Согласно ежегодному отчету базирующегося в Нью-Йорке Комитета по защите журналистов, по состоянию на 1 декабря 2009 года Узбекистан находился на шестом месте в мире по числу заключенных журналистов: после Китая (24 человека), Ирана (23), Кубы (22), Эритреи (19) и Бирмы (9).
В Узбекистане заключенных журналистов - семь. Кроме того, в октябре 2007 года в городе Ош (на юге Киргизии, недалеко от киргизско-узбекской границы) тремя выстрелами из пистолета был убит узбекский журналист Алишер Саипов, Ранее он сотрудничал с несколькими иностранными СМИ, а в последние полгода своей жизни был редактором независимой газеты «Сиесат» («Политика»), пользовавшейся популярностью у жителей Ферганской долины. Публикуемые в ней критические материалы о ситуации в Узбекистане вызывали крайнее раздражение у властей. Заказное убийство Саипова, совершенное с целью ликвидировать неугодного журналиста, вызвало в мире некоторый резонанс, но так и не было раскрыто.
Цензура СМИ, блокировка Интернета.
Чтобы регулировать доступ узбекских читателей к информации в Интернете, узбекская Служба национальной безопасности, с помощью специальной аппаратуры, предоставленной Узбекистану Германией, заставляет провайдеров интернет-услуг блокировать «нежелательные» новостные сайты. Находясь в Узбекистане, их содержание можно посмотреть только на специальных прокси-сайтах (сайтах-копиях). Регулярно блокируются сайты «Фергана.Ру», «Центразия.Ру» и другие, публикующие критические материалы о событиях в Узбекистане.
Внутри страны независимых СМИ просто нет, так как все узбекские СМИ являются прогосударственными, «беззубыми», их концепция полностью соответствует официальной политике страны. В государственной узбекской прессе никогда не освещаются проблемы пыток, принудительного труда детей, нищенского уровня жизни подавляющей части населения, вооруженные инциденты. Все более-менее важные события и тенденции, имеющие место в стране, узбекские СМИ вынужденно обходят стороной, в лучшем случае перепечатывая сухие официальные заявления прокуратуры или МВД.
Российское радио «Маяк» транслируется в Узбекистане лишь пять часов в сутки.
В эфир не допускаются дискуссионно-аналитические программы. Часто прерывается трансляция российских телеканалов, передающих материалы о пытках заключенных и о других нарушениях прав личности в Узбекистане. Студиям кабельного телевидения приказали исключить из сетки вещания телеканалы ТВЦ (Московский ТВ-Центр), ТВЦ+, а также РенТВ. Согласно индексу свободы слова в мире 2009 года «Репортеров без границ», Узбекистан занял 160-е место среди 175 стран, обогнав среди бывших республик СССР только Туркменистан.
По заключению «Репортеров без границ», «две самые репрессивные страны региона Центральной Азии - Туркменистан и Узбекистан, занявшие 173-е и 160-е места в рейтинге свободы слова в мире, остаются одними из худших гонителей свободной печати в мире, и не делают никаких шагов для изменения ситуации к лучшему. \
Журналисты в этих странах подвергаются цензуре, страдают от произвола и насилия. Не помогает хоть сколько-нибудь изменить положение независимой прессы в этих странах и тот диалог, который ведет с ними Европейский союз. Есть все основания опасаться, что свобода слова является заложником гонки за энергетическую безопасность.