Впервые слова «Говорит Ленинград!» прозвучали в эфире 24 декабря 1924 года из небольшой студии, оборудованной в уютном особняке на Песочной улице (ныне улица имени профессора А. С. Попова).
Мощность первой радиостанции, созданной работниками Центральной радиолаборатории, была невелика — всего один киловатт.
В 1926 году Ленинградское радио располагалось на улице Герцена, дом 37. Здесь были оборудованы две студии и вдвое увеличена мощность радиостанции.
В 1928 году был создан Радиоцентр, который разместился на Набережной Мойки, 61, в здании Электротехнического института связи имени М. А. Бонч-Бруевича. Музыка передавалась с пластинок через рупор граммофона, подставленный к микрофону, поскольку проигрывателей еще не было. Мощность радиостанции увеличилась до десяти киловатт.
Большому городу требовалась более мощная радиостанция и, конечно, не временно оборудованный, а постоянный надежный радиодом со стенами, не пропускающими внешних шумов и звуков, с комплексом концертных, камерных и речевых студий. После долгих поисков, споров и обсуждений был сделан окончательный выбор: Дом радио в начале 30-х годов обосновался в здании на углу Малой Садовой и улицы Ракова (ныне Итальянской, 27). Здесь радио продолжает свою работу и по сегодняшний день.
Основным средством звукозаписи 30-х и 40-х годов были большие восковые диски и более качественный «тонфоль» (тонфолевые диски, имеющие вид обыкновенной пластинки). С помощью американского аппарата «Престо» на этих дисках нарезались звуковые дорожки, с которых и воспроизводилась запись. Кроме того, репортажи записывались на шоринофон и тонфильм.
Оператор Любовь Спектор первой освоила работу на немецком магнитофоне и вместе с радиожурналистами выезжала на репортажной машине на фронт. Ленинградское радио можно по праву считать пионером фронтового репортажа.
9 августа 1942 года по трансляции из филармонии на весь мир прозвучало: «Говорит Ленинград. Передаем Седьмую, Ленинградскую симфонию композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича». Все 90 минут, пока звучали над Ленинградом величественные звуки симфонии, были минутами полного затишья: не стреляла ни одна вражеская батарея, не прорвался к городу ни один немецкий самолет. Наша артиллерия и зенитчики обеспечили условия для трансляции.
В конце 1942 года был создан Городской драматический театр — «Блокадный театр», как называли его ленинградцы. Он возник на основе радиотеатра. Артисты радио также находили силы выступать с концертами в госпиталях, воинских частях, на кораблях, некоторые из них транслировались по радио.
С тревогой и волнением прислушивались к сигналам радио бойцы переднего края, моряки Балтики, партизаны, подпольщики, сражавшиеся в глубоком тылу врага. В годы войны в жизнь города вошли сигналы метронома. Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного города.
Работники радио разделили общую судьбу блокадников-ленинградцев. Так же голодали и холодали, и так же не покидали свои посты. Немало подвижников умерло в блокадные зимы прямо в Доме Радио.
После войны Ленинградское, а затем Петербургское радио сыграло важную роль в общественно-политической и культурной жизни Северной столицы.
28 марта 2002 года был организован первый радиомост между радио «Надежда» (Нью-Йорк) и Всемирным клубом петербуржцев на радио «Петербург».
8 мая 2002 года в Петербурге на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы прошла торжественная церемония открытия памятного знака под названием «Блокадный репродуктор». Он был посвящен героическим труженикам ленинградского военного радиоэфира и великому подвигу всех ленинградцев.
В настоящее время Радио «Петербург» осуществляет оригинальное вещание 20 часов в сутки по третьему каналу городской и областной радиотрансляционной сети, а также в Петербурге на частоте 69,47 Мгц, волне 4,32 метра, в Выборге на частоте 67,79 Мгц и в Кингисеппе на частоте 68,93 Мгц.
Радио сыграло особую роль в годы Великой Отечественной войны. Как сказала блокадная муза Ольга Берггольц: «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны». Радио в те дни было для ленинградцев единственным источником информации и более того — собеседником, верным другом горожан.
Начиная с сентября 1941 года, Ленинград стал обмениваться программами с Одессой и Севастополем. Регулярные передачи Ленинграда на страну продолжались и в блокаду, рассказывая миру о невиданной стойкости защитников города. Утверждения геббельсовской пропаганды об агонии города, о его полном разрушении опровергались передачами Ленинградского радио. Оно рассказывало о том, как город жил и боролся. У микрофона выступали деятели искусства, ученые, рабочие и воины. Постоянно выступали у микрофона и Всеволод Вишневский, Ольга Берггольц, Николай Тихонов, радиожурналисты Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев, Матвей Фролов и многие другие, чьи имена заняли достойное место в блокадной летописи Ленинградского радио.
5-tv.ru