«Концерт в наушниках» со стороны выглядит беззвучной медитацией. Но стоит только надеть наушники – и сразу же можно услышать, что у этих людей в головах, понять смысл таинственных манипуляций с предметами Тьерри Балласа, содержимое звукового архива Давида Жисса, и то, что заставляет пританцовывать Кристиана Себийя.
«Передо мной два ноутбука: в одном – звуки, которые я записал в Москве, в другом – программа, которая помогает мне в реальном времени изменять те звуки, которые производит Тьерри Баллас», – говорит композитор и саунд-артист Кристиан Себий.
Производить звуки Тьерри Балласу помогают самые неожиданные предметы: погремушки и этнические инструменты.
«Это румынская лютня, я на нее установил три микрофона, могу играть как и положено, а могу, как на ударных», – показывает Тьери Баллас.
На ней можно играть не только руками, но и чашкой. Все эти гремелки, шуршалки, тарелки, электробритвы и даже аквариумы обвешаны микрофонами.
«Например, на этом аквариуме для рыбок – три микрофона. Без них не услышишь такие звуки, – продолжает саунд-артист. – Микрофон работает как микроскоп, он позволяет укрупнить негромкие, но очень интересные звуки».
Тьерри Баллас производит звуки, Кристиан Себий трансформирует их в звуковые эффекты, а Давид Жисс вносит в эту историю русскую фактуру.
«Я больше двадцати лет работаю на радио, и у меня завалялся редкий материал. Например, интервью с Мариной Влади, Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Высоцким. Отдельные фрагменты я использую в этом концерте», – замечает Давид Жисс.
Другая национальная фактура – колокольный звон, который Кристиан Себий записал в московских церквях. Четыре дня перед концертом он ходил со своим рекордером по улицам Москвы, рынкам и пригородам. Сейчас он пишет цикл композиций «Воображаемые города»: Лиссабон, Афины, Буэнос -Айрес, теперь на очереди Москва.
«У Москвы достаточно монолитный звуковой образ: огромные пространства, заполненные реверберацией – будь то проспект с потоком машин или церковь с колоколами», – поясняет композитор.
Исследование звукового пространства, идеи рукотворности и разнородности музыки – эти интересы объединили трех музыкантов для создания электроакустического эксперимента «Концерт в наушниках». Длится это произведение тридцать минут, эхо звучит гораздо дольше.
Фото взято с сайта mosforumfest.ru