Ольга Белан работала как журналист и редактор в "МК", "Собеседнике", затем стала главным редактором "СПИД-инфо", откуда год назад ушла не без конфликта. После ухода Ольга написала книгу "Моя бульварная жизнь", которую сама назвала журналистским романом. Рассказала о самых ярких встречах, о себе, друзьях, коллегах… — Ольга, что все-таки подвигло тебя написать журналистский роман? — Эту книгу меня буквально заставила создать писатель Галина Щербакова. Мы с ней периодически общались. И вот в тот момент, когда я ушла из популярной газеты (а меня вынудили уйти самими непристойными и некрасивыми методами) и осталась без работы, никто не спешил брать бывшего главного редактора скандальной газеты и настроение было жуть, Галина Николаевна в ответ на мое очередное нытье сказала: "А ты сядь и все это опиши! Я сколько лет мечтала написать журналистский роман, но не написала. А ты напишешь". Я подумала тогда: никому на фиг мой роман не нужен, конечно, но хотя бы все обиды выплесну на бумагу и успокоюсь немного. Так и получилось. Два месяца как заведенная писала роман, а когда поставила точку, вдруг поняла: жизнь-то не кончилась. Можно двигаться дальше. Галина Николаевна обещала написать предисловие. Ей роман понравился, отдала его своему литературному агенту. А потом заболела. Мне неудобно было напоминать про обещанное предисловие. Она вспомнила сама, когда ненадолго вышла из больницы. Я предложила: надиктуйте, я запишу. Она хоть и слаба была, но сама от руки написала предисловие. Оно мне очень дорого, потому что через неделю Галины Щербаковой не стало… — А когда ты решила стать журналистом? И почему в какой-то момент предпочла перу редакторское кресло? — У меня такое чувство, что я писала с детства, ну и с ранних лет мечтала стать именно журналистом. Причем именно газетным, никакое радио и телевидение не привлекали совершенно. Потому что ТВ — братская могила, там непонятно, от кого зависит успех, а здесь — ты и листок бумаги или теперь компьютер. Сам отвечаешь за каждое слово. Я всегда любила писать. И совершенно не собиралась делать редакторскую карьеру — это честно. Но так сложилось — в "МК" срочно понадобился ответственный секретарь, Павел Гусев (главный редактор. — Ред.) со вздохом сказал: надо! И что же было делать? Гусева тогда все любили, он был поразительным редактором, умел взять ответственность на себя и совершенно ничего не боялся, обладал отменным чувством юмора (а куда в журналистике без него?) и любил своих журналистов. Как из него вырос олигарх, эдакий Никита Михалков в журналистике, друг Лужкова и на первом месте стала не газета, а сафари и гольф — ума не приложу. Ну ничего не предвещало его превращение в такого монстра! Это отдельный разговор, и я его не избегаю, пишу об этом в своем блоге и в книге. — Насколько я помню, по молодости ты тяготела к очеркам, аналитическим репортажам, эссе… Никогда бы не подумал, что Белан будет ассоциироваться с бульварной, желтой прессой! — Я действительно занималась серьезной журналистикой — в советское время она вся была такая. Можно было публикацией вытащить человека из тюрьмы, что я и сделала однажды. Но свобода слова сыграла с журналистикой злую шутку: когда стало все разрешено, слово журналиста превратилось в пшик. Сейчас можно хоть что написать, но депутаты будут ездить с мигалками по встречке, разведенные олигархи отбирать детей у своих жен, режиссеры вопить, что их фильм самый лучший, хотя все издания хором утверждают обратное... Никто никого не слышит. И не только в журналистике — это время такое… Я сознательно ушла в желтую прессу, когда поняла, что серьезной журналистики больше нет. — Почему ты стала писать про звезд? О них нынче каждый второй пишет! — Я ушла в желтую прессу, а где желтая пресса, там и звезды. Но про артистов всегда любила писать, потому что люблю их, дураков. Только не смачное подглядывание — этим занимались другие, а именно интервью "за жизнь". Почему-то они у меня получались, их печатал "Караван историй", когда по объему не влезали в те издания, где я работала. Последней стадией моего позора был пост главного редактора газеты, которая в книге называется "ВИЧ-инфо". Если бы не огромная зарплата, ни за что не пошла бы. Но продалась. Доказав лишний раз, что журналистика — вторая древнейшая из продажных профессий… — Насколько документален твой журналистский роман? — Хотя в моей книжке много реальных лиц — актеров, писателей и прочих, все-таки это роман, там все герои немного выдуманные, хотя у каждого, естественно, есть свой реальный прототип. Это как раз история про то, что за продажность бывает расплата и она, увы, неминуема. — Для меня было удивительно узнать, что ты еще и новоиспеченный блогер. Обычно у профессиональных журналистов не остается ни сил, ни желания писать еще и в ЖЖ (без всякого гонорара)! — Интернет — это после книжки второе мое спасение. Как только я завела блог в ЖЖ, я обрела кучу читателей, друзей и даже фанатов. Наконец-то у меня появилось издание, куда я пишу только то, что хочу и сколько хочу — без идиотов-редакторов, без цензуры, без завистников. Теперь мое имя легко набрать в любом поисковике и выскочит мой блог в Живом журнале. О такой популярности я раньше даже и не мечтала! — Кого из собратьев по перу ты уважаешь? — Журналисты, конечно, народ особый, но что с ними делают деньги и власть — страшно смотреть… Но уважаю Андрея Максимова, Димку Быкова, который пришел при мне в "Собеседник" и был именно Димкой, Ксению Ларину с "Эха Москвы", Олю Бакушинскую с ТВ-3… Ну и своего сына Ивана Абакумова, которому я много недодала по материнской линии, но главное он уяснил: в нашей профессии лучше не врать. Сейчас он один из ведущих журналистов радио "КП". В нынешней журналистике больше всего раздражает ЧУДОВИЩНЫЙ непрофессионализм, который особенно заметен на радио и ТВ. Безобразно берут интервью, не слушают ответы, перебивают (Тина Канделаки это еще считает своим ноу-хау!), не ищут информацию. Борис Ноткин, например, все вопросы начинает словами: а вот про вас такая-то газета написала вот то-то — что вы по этому поводу думаете? На телевидении вообще нет журналистов, которые могут взять интервью, выслушать, задать точный вопрос. Все это издержки непрофессионализма. Меня это раздражает. — После первой книги что в твоих журналистских и писательских планах? — Планов у меня никаких нет. Я просто не хочу смешить бога. Михаил Садчиков |