Не успел исландский парламент поддержать закон об «Исландской медиаинициативе», как российское федеральное агентство Росохранкультура тоже поддержало, но только не исландских парламентариев, а намерение РАО взимать деньги за интернет-трансляцию телевидения и радио.
Если наступление на контент-провайдеров не прекратится, то не исключено, что они переселятся в Страну вулканов. Может быть, пора понять, что культура существует не для РАО?
Как пишет «Маркер», по официальному мнению федерального агентства Росохранкультура, «интернет-вещание телеканалов и радиостанций приравнивается к обычному эфиру». А это значит, что веб-сайты, транслирующие аудио и видео в потоковом режиме, тоже должны выплачивать отчисления авторам - композиторам, авторам песен, исполнителям, владельцам фонограмм и пр. «От владельцев онлайн-площадки, - продолжает «Маркер», - с которой ведётся вещание, с июля могут потребовать заключения договора, а затем - отчислений в пользу правообладателей».
Эти нововведения могут коснуться не только контент-провайдеров типа ivi.ru и tvigle.ru или такого популярного агрегатора потокового радиовещания, как moskva.fm. С требованием доплатить могут прийти и к обычным телеканалам и радиостанцям, которые, следуя моде, велению времени и запросам пользователей, дублируют свой вещательный контент самостоятельно или через крупных интернет-провайдеров, предоставляющих вместе с доступом в сеть и услуги интернет-телетрансляции.
Слухи о том, что общества по коллективному управлению правами (на юридическом жаргоне - ОКУПы; не путать с оккупантами!), прежде всего Российское авторское общество, лоббируют расширение сферы своих сборов на интернет, появились ещё в мае. Тогда в «Частный корреспондент» попало письмо за подписью временно исполняющей обязанности министра культуры Е.Э. Чуковской, адресованное правительству России, где среди прочих предложений по совершенствованию работы по коллективному отъёму денег за музыку у театров, консерваторий, устроителей праздников и хозяев кафе и ресторанов содержалось и предложение расширить сферу сбора и на интернет. По мысли авторов письма, «очистка» прав должна осуществляться по аналогии с эфирным и кабельным вещанием.
Теперь эту весьма спорную идею, судя по цитированной публикации, поддержало государственное агентство, которое обязано следить за соблюдением законности в сфере культуры. В РАО всё уже для этого готово: в новых договорах, которые РАО заключает с авторами, вслед за новыми веяниями обновился первый пункт: «Правообладатель предоставляет РАО право осуществлять на коллективной основе управление его правами... а) ...при доведении произведений до всеобщего сведения в неинтерактивном режиме (интернет-радио, интернет-телевидение)». И авторы в массовом порядке подписывают и переподписывают договоры с РАО, надеясь получить хотя бы часть дополнительных денег, которые РАО намерено собирать.
Далеко не все контент-провайдеры рады такой перспективе. Дело даже не в деньгах, просто многие из них уже заплатили за права трансляции видео и музыки правообладателям напрямую. И провайдеры искренне надеются, что никаких дополнительных платежей делать не нужно. Надежды, боюсь, могут быть напрасными: аналогия - штука крепкая. У обществ по коллективному управлению правами накоплен большой опыт решения вопросов по сбору отчислений «за всю музыку и за всех авторов», причём на совершенно законных основаниях: Гражданский кодекс Российской Федерации даёт право аккредитованным организациям собирать деньги, в частности, с оборота кинотеатров. Независимо от того, каким является этот оборот. Кажущиеся жалкими 3% от стоимости билетов - настолько большая часть их реальной прибыли, что некоторые прокатные фирмы просто закрываются.
Контент-провайдерам, конечно, будет так же обидно, как и кинопрокатчикам, за то, что РАО собирает деньги для композиторов, написавших музыку к фильмам. В том числе и для тех композиторов, которые уже продали все права на эти музыку продюсерам. Например, голливудским. На логичный вопрос, куда же деваются эти деньги, есть простой ответ - идут в карман самим членам РАО на основе сложных статистических расчётов популярности творчества того или иного члена РАО. Наверное, эти расчёты и вправду так сложны, что на них и уходит те самые 30% от сборов, которые РАО забирает себе в качестве платы за тяжкий труд сбора «авторской подати».
Неиллюзорный конец от вторжения РАО и их коллег в интернет ожидает в первую очередь, впрочем, не столько контент-провайдеров - они хоть и не собирают денег с пользователей, но стараются как умеют зарабатывать на рекламе, - но любительские и полупрофессиональные интернет-радиостанции, денег не зарабатывающих вовсе, но, напротив, собирающих их на оплату хостинга, трафика и т. д. Вот для них появление инспектора РАО может означать прекращение их деятельности.
Судя по лоббистским мощностям, государство вполне может сдаться «требованиям времени» в лице коллективных собирателей и подтвердить право ОКУПов собирать деньги за интернет-трансляцию. Лоббисты ОКУПов умеют потрясать «несчастными авторами, которых обворовывают пираты» (это первый транспарант) и «вступлением в ВТО» (это второй транспарант). Четвёртая часть Гражданского кодекса действительно писалась «под ВТО», точнее, под Бернскую конвенцию, к которой присоединилась и Россия. Другое дело - и тут лоббисты ОКУПов предпочитают молчать, - что она вовсе не требует введения системы государственной аккредитации и смешной законодательной оговорки о том, что аккредитованные ОКУПы не являются монополией (а они являются монополией де-факто, поскольку государство аккредитует только какую-то одну организацию на каждый конкретный вид сборов). Например, в Израиле аналогичное общество - Общество израильских композиторов, авторов и издателей - в судебном порядке признано монополией со всеми вытекающими отсюда последствиями: оно не имеет право навязывать сборы, но обязано договариваться с пользователями - контент-провайдерами.
Жупел «несчастных авторов», кажется, настолько впечатляющ, что перед ним отступает не только государство, но и те, кто вроде бы должен быть напрямую заинтересован в цивилизованном ограничении притязаний ОКУПов. Речь даже не о гражданском обществе. Оно обычно просыпается только тогда, когда РАО выходит слишком далеко за пределы обычной человеческой логики, как в случае с самарскими ветеранами и Грушинским фестивалем.
Странно, что молчат те, кто будет платить, - представители нового медиабизнеса, построенного не на прямой продаже контента. Может быть, по российской привычке они предпочтут от ОКУПов откупиться? Или какие-нибудь «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» подумывают над тем, чтобы перевести свои сайты в Исландию? Напрямую, правда, новый исландский закон ничего не говорит о защите контент-провайдеров от неправомерных притязаний правообладателей, но не исключено, что дивная природа страны положительно влияет на здравость рассудка.
Жаль, что в этой борьбе за деньги мало слышны те, кто этих денег и не получит. Сами авторы. Нет, не члены РАО, а те авторы, которые или предпочитают сами решать вопросы с со своими правами, не доверяя их никому, или вообще не претендующие ни на какие «отчисления» и заинтересованные прежде всего в том, чтобы их творчество было услышано и востребовано. Или им всё равно, что даже в этом случае за публичное исполнение (а скоро ещё и за интернет-трансляцию) их произведений деньги всё равно будут собраны? Воспрепятствовать этому авторы могут пока только одним способом - лично подать в соответствующий ОКУП заявление о том, что не желают иметь с ним дело. Судя по тому, насколько невелико число авторов, которые официально отказались от услуг, например, РАО, большинству из авторов просто лень с ним связываться. Или список, вывешенный на сайте организации, не полон.
Поэтому «Часкор» и Ассоциация интернет-издателей приглашают всех авторов - музыкантов, композиторов, поэтов - авторов текстов песен, исполнителей, авторов фотографий - объединиться. РАО и другие общества по коллективному управлению правами собирают деньги за ваши произведения, даже если вы об этом не знаете, у вас нет договора с этими авторскими обществами, и эти общества вас об этом не известили. Эти авторские общества собирают деньги за вас, даже если вы не хотите, чтобы кто-то вообще платил деньги за то, что знакомится с вашим творчеством. Пока они имеют на это право. Но и вы имеете право прекратить это безобразие. Чтобы объединиться, не нужно никуда вступать. Для начала просто оставьте информацию о себе и своих произведениях на странице Ассоциации. Реестр произведений, созданных не для РАО, будет доступен всем, кто захочет связаться с вами для заключения договора и, если вы дадите на это публичное согласие, поможет сделать ваше творчество известным и свободным.
|