Каждый год, приезжая на фестиваль «Вместе радио», я вижу людей, буквально «болеющих» своей работой. Глаза горят, руки делают, голоса вещают, головы креативят. Без лишней скромности считаю, что я тоже на этом «больничном» (лет 7 по стажу, но если брать чистыми – то года 3 точно, с тех пор, как в клинике ФНР мне мозг слегка вправили). А теперь, похоже, пора на выписку. Потому что в нашем регионе, в нашем городе любить радио бесполезно.
Это не профессиональное выгорание, нет. «Выгорают» те, кто не видит, что в своем деле можно двигаться дальше. Я вижу. Но не могу. Возможно, кого-то разочарую: я не скажу ничего нового. Но хоть выскажусь. И спасибо вам, если дочитаете до конца :)
С чего начать? С качества преподавания журналистики в вузах, когда предмет не по своей вине читают теоретики-филологи, умеющие писать только научные статьи? С пустых глаз студентов-практикантов, которые впервые в своей жизни взяли в руки микрофон? Пожалуй, нет. Беда профессионального образования отчасти обусловлена отсутствием спроса (и это парадокс: на каждом углу сами журналисты и чиновники говорят о том, что профессионалов среди пишущей братии все меньше, но при этом их не делают! Почему — тема отдельного разговора).
Тех, кто приходит к нам на радио (а ведь это просто музыкальная станция-ретранслятор), приходится готовить «с нуля» – так же, как начинала когда-то и я, со своим небольшим тогда газетным опытом. Были, по-видимому, какие-то минимальные первичные данные, благодаря которым меня взяли на радио (без заметных дефектов речи, грамотная). И еще тогда мне было удивительно: как это меня пустили в эфир практически сразу, не научив читать?? Бедные слушатели! Но — спасибо начальству, что хоть не мешало, отпускало на курсы и фестивали ФНР и хотя бы по минимуму, но спонсировало. Спасибо – совершенно искреннее!
Стоит хоть чуточку поучиться, вникнуть в профессию, – начинаешь понимать, что что-то у нас не так. Не так было изначально. Потому что станцию открыли люди, от радио далекие. Это их бизнес, это площадка для рекламы других их бизнесов, это предвыборная площадка. Что еще? Пожалуй, все. Года два как наши шефы-«открыватели» передали бразды правления другому начальнику. А там вскоре и кризис. Собственно, на этом можно поставить точку. Все составляющие успеха, которые перечисляют фестивальные гости, можно перечеркнуть.
Что можно ответить шефу, который решает только эпизодические проблемы и в глаза, не стесняясь, говорит тебе следующее: «А нафига мне это радио, оно бабок не приносит», «Зачем нам такие крутые новости? Делайте с информлент, не напрягайтесь» (- читай между строк: «и не надо будет зарплату повышать»).
Подбор персонала и работа с коллективом (обучение, мотивация и стимулирование)? Да что вы!
Соревнования с конкурентами на рекламном поле и битва за слушателя? Первое – еще куда ни шло: «Секунды и бабло!» — вот наш девиз! Второе – «а зачем? Радио работает? Работает! Мы же создавали его на основе демократии – каждый отдел работает самостоятельно и на доверии! Зачем контролировать?» В данном случае демократия=анархия.
И никто из руководства не задается вопросом «как». КАК оно, радио, работает. Вечные косяки при смене вещателя (Москва-местный эфир), скучные эфиры, минимум творчества, фактически разваленный коллектив (потому что люди, которые умеют, знают, как «делать» радио, просят хотя бы по минимуму средств на развитие, пытаются что-то изменить, но безуспешно – уходят). Ставку звукорежиссера сократили. Работа диджея скукожена во времени и представляет собой сведение (техническую работу) и «Здравствуйте, Света, кому приветы, что послушаем?» в программе по заявкам (работу творческую, но давно не являющуюся таковой по факту). Что еще добавить? Список можно продолжить. Но то, о чем я написала, - основное.
Это – не радио. Это подобие его, слабое отражение. Копирование функций. Алексей Зверев в своей книге «Быть диджеем или Мои любимые 20 секунд» нашел объяснение ситуации на современных музыкальных радиостанциях: «Для серьезной журналистики мы чужие. … Эфирная серость коммерчески выгодна». Не могу с этим спорить – нет аргументов. Да, наше радио себя «отбивает», то есть оно не убыточно – уже хорошо, правда?
Впрочем, что это я так разозлилась? Я что, не слышу, что творится в эфире других ретрансляторов у нас в городе? Мама не горюй! Безграмотные ведущие, акценты и непонятно кому нужные программы. И самое интересное – люди это слушают. Потребляют почти безропотно то, что им ежедневно вливают в уши.
Все, о чем я написала, — с известной долей обобщения, но основано на реальных фактах. Уважаемый Дмитрий Губин, я помню ваш совет уйти с радио. Вы сказали, что не в моих и ни в чьих силах все это изменить. Скоро, уже совсем скоро. Только… еще чуть-чуть… Постараться…
Друзья, если вы работаете на такой же станции, но не можете уйти по причине того, что «некуда», или «ну сил нет как любите радио» (а часто обе эти причины вместе) – что вы в этом случае делаете? Как вы живете с этим знанием?
Спасибо!
Лена Баякина, идеалист по жизни
Вариации ответов на поставленные вопросы можно прочитать в комментариях на странице PODстанции